Особенности работы классного руководителя с дезадаптированными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:08, реферат

Описание работы

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Файлы: 1 файл

Министерство образования Оренбургской област1.docx

— 22.12 Кб (Скачать файл)

                                              Министерство образования Оренбургской области

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Педагогический колледж» г.Бугуруслана

 

 

 

 

ПМ 03 «Классное руководство»

Сообщение на тему: «Особенности работы классного руководителя 

с  дезадаптированными детьми»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнила студентка

                                                                                                          2 курса 1 группы (050146)

                                                                                                         Драгунова Наталья Валерьевна

Проверил  преподаватель

Казаева Е.А

 

 

 

 

 

 

                                  

                                                                         -1-

Классное  руководство как самостоятельное  педагогическое явление в нашей  стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными  для развития классного руководства  были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

 

Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального  заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством  просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного  руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив  в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный  руководитель – это учитель советской  школы, осуществляющий наряду с преподаванием  общую работу по организации и  воспитанию ученического коллектива определенного  класса».

 

В постсоветский  период сущность деятельности классного  руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе  Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных  вариантов организации работы классного  руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.

 

                                                            -2-

К принципиально  важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.

 

Теоретическая ценность работы заключается в том, что данная работа расширяет и  углубляет имеющиеся представления  об исследуемых объектах.

Если под  социальной адаптацией понимают процесс включения индивида или группы в социальную среду, приспособления его к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то под социальной дезадаптацией подростков понимают нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы ценностных ориентации, в утрате социальных связей с семьей и школой, резком ухудшении нервно-психического здоровья, увеличении ранней подростковой алкоголизации, суициде.

В исследовательской  литературе выделяются несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков. Среди них выделяется наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества) и социальная деятельность самого индивида, которая проявляется в активно-избирательном отношении к нормам и ценностям своего окружения, к его воздействию, а также в личных ценностных ориентациях и способности к саморегулированию своего окружения. В исследовании природы дезадаптации особое место занимает соотношение биологического и социального в поведении индивида. Наиболее

                                                              -3-

обосновано  теоретически о подтверждено практически  признание того факта, что социальные отклонения имеют в первую очередь  социальную обусловленность, что отнюдь не исключает индивидных свойств  личности, которые так или иначе  отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, младшего школьника.

           К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует преодолению, а наоборот обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, обострились. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Проанализировав ситуацию, можно выделить ряд социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение числа социально дезадаптированных подростков. Это:

- чрезмерная  коммерциализация общества;

- распад  целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство,  социально-экономических условий  функционирования семьи (низкий  материальный уровень, плохие  жилищные условия);

- социально-демографические  факторы, сложное экономическое  или нравственное положение в  которых оказалось большинство  семей;

- криминализация  общества, возрастающее влияние  культа силы;

 

                                                       -4-

- потеря  престижа образования и честного  заработка, в чем немалую роль  сыграли средства массовой информации.

           Эти и многие другие факторы привели к переориентации в жизненных ценностях, где идеалом служит пример некоторых «новых русских», обладающих огромными доходами, но зачастую не имеющих образования, достигших богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к желанию младшего школьника достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

       Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, когда родительская семья не только не выполнила предназначенных ей функции, но по ее вине дети оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.

        Однако следует отметить, что  социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

          В силу неадекватности сложившейся  ранее системы социально-профилактической  и коррекционной работы сегодняшней  усложнившейся ситуации, актуальной  задачей стало формирование новой 

          социальной политики профилактики  детской безнадзорности и социального  сиротства, создание специализированной  системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, в задачи которых входит целенаправленная работа по их социальной реабилитации.

            Создание специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, позволяет  осуществлять заботу о той  категории детей и подростков, которой раньше никто не занимался.  Брошенные семьей и школой, они  в лучшем случае интересовали  органы милиции по фактам совершения  ими правонарушений. Статистики, характеризующей  количество и 

                                                          -5-

состав дезадаптированных подростков, официально не существует, но вместе с тем различные пилотные исследования показывают, что состояние детской беспризорности и безнадзорности продолжает оставаться крайне тяжелым.

      

Рекомендации классному руководителю по работе

 

с дезадаптированными учащимися

 

 

 Не перегружайте  таких детей однообразной работой.  Задания для них должны быть  максимально интересными.

 

 Если  ребенок утомился – дать возможность  подвигаться, сменить вид деятельности.

 

 Не требуйте, чтобы этот ребенок был одновременно  внимательным, аккуратным и усидчивым.  Это выше его сил!

 

 Не давайте  ему слишком длинных инструкций. Говорите конкретно, по делу, не  больше 10 слов.

 

 Чаще  давайте ребенку полезные поручения.  Хвалите за выполнение.

 

 По мере  возможности дополнительно развивайте  внимание, связную речь, мелкую моторику, логическое мышление.

 

 

                                                -6-

Давайте задания (можно с родителями), развивающие  усидчивость (например, делать что-либо «своими руками»).

 

 Если  ребенок очень взволнован, дайте  ему возможность выплеснуть накопившуюся  энергию (например, порвать газету), успокоится.

 

 Если  ребенок расстроен, предложите  ему вспомнить что – нибудь приятное, ситуацию, в которой он был успешен, хорошо себя проявил.

 

 Не оставляйте  ссору детей без внимания, после  конфликта обговорите с детьми  причины его возникновения. Совместно  постарайтесь найти возможные  способы выхода из данной ситуации.

 

 Отмечайте  изменения, происходящие с ребенком. Сравнивайте его с самим собой  (тем, каким он был вчера  и, возможно, будет завтра).

 

 Не забывайте  поощрять и других в присутствии  ребенка, покажите, что этот ребенок  также может достичь этого.

 

 Инициируйте  и поощряйте дружбу и совместные  игры этих детей с другими  ребятами в классе.

 

 За реальные  успехи хвалите этих детей  в присутствии других ребят.

 

 Пусть  ребенок выполняет доступные  ему задания и получает удовольствие  от сделанного.

 

                                                             -7-

Помните, что  похвала и поощрение действуют  на таких детей сильнее, чем на других.

 

 Держите  родителей в курсе проблем  и успехов ребенка.

 

Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложный для такой реабилитации именно подростковый возраст. Если при работе с детьми младшего возраста необходимым является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили ранее от своего близкого окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенные нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Младший школьник стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.

 Существует  несколько путей формирования  самоуважения и самосознания  младшего школьника. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации младшего школьника оказывает и индивидуальная психотерапия, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       -8-

 

 

                                                              Литература

 

 

  • http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00008094_0.html
  • http://soc-work.ru/article/51
  • http://lib3.podelise.ru/docs/1952/index-4036.html
  • http://www.refsru.com/referat-4049-1.html

Информация о работе Особенности работы классного руководителя с дезадаптированными детьми