Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:08, реферат
Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
«Педагогический колледж» г.Бугуруслана
ПМ 03 «Классное руководство»
Сообщение на тему: «Особенности работы классного руководителя
с дезадаптированными детьми»
Проверил преподаватель
Казаева Е.А
Классное
руководство как
Сущность, задачи
и содержание работы классного руководителя
менялись в зависимости от социального
заказа. Так, в «Положении о классном
руководителе», утвержденном Министерством
просвещения РСФСР в 1947 г., записано:
«Основной задачей классного
руководителя является сплочение учащихся
класса в дружный, целеустремленный,
работоспособный ученический
В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы». В 90-е гг. XX в. проводятся эксперименты, научные исследования по поиску различных вариантов организации работы классного руководителя в современной школе (вальдорфский, освобожденный варианты и др.). Особое значение имеют исследования и публикации Н.Е. Щурковой.
К принципиально важным разработкам Н.Е. Щурковой можно отнести определение содержания воспитания (в соответствии с программой воспитания школьников), новое видение места и роли классного руководителя в воспитательном процессе (классный руководитель как «центральное лицо воспитательного процесса»), рассмотрение технологии его деятельности.
Теоретическая
ценность работы заключается в том,
что данная работа расширяет и
углубляет имеющиеся
Если под социальной адаптацией понимают процесс включения индивида или группы в социальную среду, приспособления его к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то под социальной дезадаптацией подростков понимают нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы ценностных ориентации, в утрате социальных связей с семьей и школой, резком ухудшении нервно-психического здоровья, увеличении ранней подростковой алкоголизации, суициде.
В исследовательской литературе выделяются несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков. Среди них выделяется наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества) и социальная деятельность самого индивида, которая проявляется в активно-избирательном отношении к нормам и ценностям своего окружения, к его воздействию, а также в личных ценностных ориентациях и способности к саморегулированию своего окружения. В исследовании природы дезадаптации особое место занимает соотношение биологического и социального в поведении индивида. Наиболее
обосновано теоретически о подтверждено практически признание того факта, что социальные отклонения имеют в первую очередь социальную обусловленность, что отнюдь не исключает индивидных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, младшего школьника.
К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует преодолению, а наоборот обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, обострились. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Проанализировав ситуацию, можно выделить ряд социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение числа социально дезадаптированных подростков. Это:
- чрезмерная коммерциализация общества;
- распад
целого ряда социальных
- социально-демографические
факторы, сложное
- криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
- потеря
престижа образования и
Эти и многие другие факторы привели к переориентации в жизненных ценностях, где идеалом служит пример некоторых «новых русских», обладающих огромными доходами, но зачастую не имеющих образования, достигших богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к желанию младшего школьника достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.
Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, когда родительская семья не только не выполнила предназначенных ей функции, но по ее вине дети оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорниками.
Однако следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
В силу неадекватности
социальной политики
Создание специализированных
состав дезадаптированных подростков, официально не существует, но вместе с тем различные пилотные исследования показывают, что состояние детской беспризорности и безнадзорности продолжает оставаться крайне тяжелым.
Рекомендации классному
с дезадаптированными учащимися
Не перегружайте
таких детей однообразной
Если
ребенок утомился – дать
Не требуйте,
чтобы этот ребенок был
Не давайте
ему слишком длинных
Чаще
давайте ребенку полезные
По мере
возможности дополнительно
Давайте задания (можно с родителями), развивающие усидчивость (например, делать что-либо «своими руками»).
Если
ребенок очень взволнован, дайте
ему возможность выплеснуть
Если ребенок расстроен, предложите ему вспомнить что – нибудь приятное, ситуацию, в которой он был успешен, хорошо себя проявил.
Не оставляйте
ссору детей без внимания, после
конфликта обговорите с детьми
причины его возникновения.
Отмечайте
изменения, происходящие с
Не забывайте
поощрять и других в
Инициируйте
и поощряйте дружбу и
За реальные успехи хвалите этих детей в присутствии других ребят.
Пусть
ребенок выполняет доступные
ему задания и получает
Помните, что похвала и поощрение действуют на таких детей сильнее, чем на других.
Держите родителей в курсе проблем и успехов ребенка.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих 100-процентную школьную дезадаптацию — организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наиболее сложный для такой реабилитации именно подростковый возраст. Если при работе с детьми младшего возраста необходимым является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили ранее от своего близкого окружения (родителей, родственников и т.д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенные нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Младший школьник стремится быть самостоятельным, он болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.
Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания младшего школьника. Один из них — ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в реабилитации младшего школьника оказывает и индивидуальная психотерапия, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем.
Информация о работе Особенности работы классного руководителя с дезадаптированными детьми