Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 17:21, реферат
§1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.
§2.Система медико-социально-психологической помощи детям с нарушением речи.
§3.Специфика деятельности специалистов с данной категорией детей.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Особенности рабы с детьми с нарушением речи
Реферат
Исполнитель:
Старостенко О.И.
студент Б-41zu группы
заочного отделения
________ ____________
(дата) (подпись)
Научный руководитель:
Зак Г.Г.
доцент кафедры специальной педагогики и психологии
оценка: ______________
________ ___________
(дата) (подпись)
Екатеринбург 2013
Содержание
§1. Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушением речи………………………………………………………………….
§2.Система медико-социально-
§3.Специфика деятельности специалистов с данной категорией детей....9
Список использованной литературы………………………………………12
§1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи
Дети с речевыми нарушениями
обычно имеют функциональные или органические
отклонения в состоянии центральной нервной
системы.
Наличие органического поражения мозга
обусловливает то, что эти дети плохо переносят
жару, духоту, езду в транспорте, долгое
качание на качелях, нередко они жалуются
на головные боли, тошноту и головокружения.
У многих из них выявляются различные
двигательные нарушения: нарушения равновесия,
координации движений, недифференцированность
движений пальцев рук и артикуляционных
движений (т. е. несформированность общего
и орального праксиса)[4].
Такие дети
быстро истощаются и пресыщаются любым
видом деятельности (т. е. быстро устают).
Они характеризуются раздражительностью,
повышенной возбудимостью. Двигательной
расторможенностью, не могут спокойно
сидеть, теребят что-то в руках, болтают
ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы,
настроение быстро меняется. Нередко возникают
расстройства настроения с проявлением
агрессии, навязчивости, беспокойства.
Значительно реже у них наблюдаются заторможенность
и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются,
причем это утомление накапливается в
течение дня к вечеру, а также к концу недели.
Утомление сказывается на общем поведении
ребенка, на его самочувствии. Это может
проявляться в усилении головных болей, расстройстве
сна, вялости либо, напротив, повышенной
двигательной активности. Таким детям
трудно сохранять усидчивость,
работоспособность и произвольное внимание
на протяжении всего урока. Их двигательная
расторможенность может выражаться в
том, что они проявляют двигательное беспокойство,
сидя на уроке, встают, ходят по классу,
выбегают в коридор во время урока. На
перемене дети излишне возбудимы, не реагируют
на замечания, а после перемены с трудом
сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у
таких детей отмечаются неустойчивость
внимания и памяти, особенно речевой, низкий
уровень понимания словесных инструкций,
недостаточность регулирующей функции
речи, низкий уровень контроля за собственной
деятельностью, нарушение познавательной
деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое
состояние этих детей
Дети с функциональными
отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально
реактивны, легко дают невротические реакции
и даже расстройства в ответ на замечание,
плохую отметку, неуважительное отношение
со стороны учителя и детей. Их поведение
может характеризоваться негативизмом,
повышенной возбудимостью, агрессией
или, напротив, повышенной застенчивостью,
нерешительностью, пугливостью. Все это
в целом свидетельствует об особом состоянии
центральной нервной системы детей, страдающих
речевыми расстройствами[4].
§2.Система медико-социально-
Помощь детям с
речевыми нарушениями в
В системе
образования установлено
типовое положение о дошкольных учреждениях
и группах детей с нарушениями речи. Определены
три профиля специальных групп.
1. Группа для детей
с фонетико-фонематическим
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
З. Группа для детей с заиканием [3].
Помимо этого существуют специальные (логопедические) группы в детских садах общего типа, а также логопедические пункты в детских садах общего типа. При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
Оказание логопедической помощи осуществляется в системе здравоохранения. При поликлиниках и психоневрологических диспансерах (детских и взрослых) имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, имеющим речевые расстройства. В системе здравоохранения организованы специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием. В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, в основную задачу которых входят своевременная диагностика и исправление речи детей. Детский психоневрологический санаторий (дошкольный и школьный) оказывает помощь как детям, страдающим различными неврологическими заболеваниями, так и детям с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития, заиканием. В системе здравоохранения оказывается также помощь взрослому населению (лицам, страдающим афазией, дизартрией, заиканием), которая организована стационарно, полустационарно, амбулаторно [3].
Независимо от типа учреждения
логопедическая помощь, которую получают
лица с речевыми нарушениями, осуществляется
только в условиях комплексного медико-психолого-
Таким образом, логопедия представляет собой особый раздел педагогики, который направлен на изучение, воспитание и обучение детей. Подростков и взрослых, страдающих речевой патологией [4].
Поскольку речь представляет
собой сложноорганизованную психическую
функцию, то отклонение в ее развитии и
ее нарушение, как правило, являются признаком
серьезных изменений состояния ЦНС. Это
означает, что страдает не только речь,
но и все высшие психические функции в
целом. Дети с речевой патологией, как
правило, имеют большие или меньшие трудности
обучения. Вместе с тем подавляющее число
детей с речевыми нарушениями обучаются
в общеобразовательной школе. Так как
выраженные признаки речевых нарушений
в школьном возрасте уже могут отсутствовать,
то нередко трудности в обучении таких
детей учителя связывают с недостатками
воспитания, низким контролем со стороны
родителей, социальной запущенностью.
Однако эти дети требуют особого внимания
со стороны педагогов.
В первую очередь
детей, имеющих трудности в обучении и
особенно в овладении процессом письма
и чтения, необходимо направить к логопеду.
Кроме этого этим детям необходим более
благоприятный (облегченный) режим обучения.
Такой режим характеризуется не снижением
уровня требований к усвоению программного
материала, а организацией режима обучения.
Прежде всего они нуждаются в особой психологической
поддержке со стороны учителя. Это выражается
в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении
и т. п. Задачи, которые ставятся перед
классом в целом в учебном процессе, для
таких детей должны детализироваться,
инструкции - носить более дробный характер,
т.е. быть доступными для понимания и выполнения
[1].
В тех случаях,
когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки
письма и чтения, не следует его заставлять
многократно повторять выполнение одних
и тех же заданий. В этом случае ребенок
нуждается в специализированной логопедической
помощи с использованием коррекционных
методов обучения письму и чтению.
При общении с учащимися, имеющими
трудности обучения, педагог должен обращать
большое внимание на качество своей речи,
поскольку от этого будет зависеть качество
восприятия учебного материала детьми.
Речь педагога должна быть небыстрой,
размеренной, состоять из коротких и ясных
по смыслу предложений, эмоционально выразительной.
А главное, общий фон поведения учителя
и обращения к детям (мимика, жесты, интонация)
должен быть благожелательным, вызывать
у ребенка желание сотрудничать [4].
При наличии
в классе заикающихся детей рекомендуется
не заменять устные ответы этих детей
письменными; устные опросы следует проводить
на месте, не вызывая к доске, а также не
начиная опроса с заикающихся детей. В
случае, если у ребенка резко выражен страх
речи, рекомендуется опрашивать заикающегося
после урока. При этом мягкое доброжелательное
отношение учителя к ребенку будет способствовать
улучшению качества его речи.
Учитывая то,
что количество детей с нарушениями речи
и проблемами в обучении с каждым годом
растет, знание педагогом основ логопедии
и других разделов специальной педагогики
поможет ему найти адекватные формы обучения
и воспитания таких детей[4].
§3.Специфика деятельности специалистов с данной категорией детей
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
Овладеть языком, всеми его кодами (условными правилами употребления средств языка) - задача не из легких. Недаром детей, которые проделывают это в удивительно короткий срок, называют гениальными лингвистами.
Однако есть и такие дети, которые не могут быть так обозначены. Это дети с общим недоразвитием речи. Их мозг не справляется с необходимостью воспринять многомерную матрицу языка. Речь идет не о «говорении», т.е. способности правильно артикулировать, а именно о системах языка, о средствах, с помощью которых передается мысль[2].
В термине «общее недоразвитие речи» констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком, т.е. охватывает все системы языка. Это вполне понятно. Известно, что речь как функция носит системный характер. Это означает, что одни виды речевой деятельности зависят от других. Если ребёнок не овладел способностью дифференцировать звуки речи, он не сможет различать и понимать слова, а иногда и не сможет правильно их говорить вслух (артикулировать); не накопил нужного количества слов - не сможет говорить фразами. Отсюда и общее, т. е. системное, недоразвитие речи.
Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности. Одни из них могут отставать более в звукоразличении и звукопроизношении, т. е. иметь фонематическое и (или) фонетическое недоразвитие, другие дети могут, относительно преуспев в этом, быть несостоятельными преимущественно в словах и (или) грамматике. Таким образом, в задержках речевого развития могут преобладать трудности:
- фонематические;
- фонетические;
- фонетико-фонематические;
- лексические;
- лексико-грамматические[4].
Поэтому для преодоления ОНР необходимо совместные усилия и логопеда, и воспитателя, и психолога, и активная поддержка родителей
Работа специалиста начинается с логопедического обследования: сбор анамнестических данных, обследование состояния органов артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения (как изолированных звуков, так и звуков в слоге и слове), слуховая дифференциация звуков, грамматического строя речи, состояния связной речи.
Основные направления работы: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи.
Основными задачами логопеда являются:
- коррекция нарушений в развитии речи детей;
- подготовка детей к школе;
- консультации для родителей [1].
С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов [4].
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика
(формирование длительной, сильной,
плавной воздушной струи для
правильного произношения
2. Артикуляционная гимнастика
(различные упражнения на
3. Пальчиковая гимнастика
(упражнения и игры на
4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8.Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных
занятиях проводится
Список использованной литературы
Информация о работе Особенности работы с детьми с нарушением речи