Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:56, реферат
Актуальность выбранной мной темы объясняется тем, что речевая деятельность для человека и общества это среда его обитания. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание.
Целью работы является изучение понятия речевого общения.
Примером определенной оценки партнера могут служить следующие высказывания: «...А задавались ли вы вопросом; почему это так?»; «Вопрос вам понятен ?»; «Хорошо. Если вам легче с этого начать, начните с этого. Потому что в целом я хотел бы, чтобы вы назвали...».
Приемом использования речи для повышения своего социального статуса могут быть различные обозначения для описания социальной роли или профессиональных функций. Так, часто самоуважение людей возрастает в зависимости от выбора названия их роли: «помощник директора» вместо «билетер» или «работник санитарной службы» вместо «мусорщик» и т.п.3
К
вербальным социально-символическим
средствам также относится
Наконец, выбор стиля произношения также относится к числу вербальных социально-символических средств. Выделяют: высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный) и низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский); влиятельный и невлиятельный стили.
Говорящие, применяя определенные вербальные приемы, могут способствовать формированию собственного образа в глазах других, например, казаться более уверенными, более влиятельными, следовательно, более контролирующими ситуацию. Те, кто говорит влиятельно, используют следующие формы построения высказывания: «Давайте пообедаем сегодня вечером» вместо «Я думаю, мы могли бы пообедать сегодня вечером», т.е. сама структура предложения как бы направляет действие.
Исследователи в области коммуникации выделяют несколько так называемых невлиятельных форм сообщений:
1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: «Я думаю», «Я предполагаю» и т.п.;
2) нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»): «Гм, могли бы вы уделить минутку вашего времени?»; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу — э-, если вы можете, предложить...»
3) вежливые формы — «Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»;
4) использование вопросов-концовок: «Мы уже можем начать, как вы считаете?»; «Здесь жарко, правда?»;
5) интенсивные слова: «великолепно», «замечательно», «удивительно», «очень».
Смена стиля обращения, в частности использование формы «ты»/«вы» — обращений, сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса. «Ты» - форма, как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «вы»-форма — с формальными и эмоционально дистанцированными. Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.4
Интерес к речевому акту в целом, включая как акт выражения, так и намерения говорящего и его воздействие на слушающего, предполагает рассмотрение речевого акта как события речевого общения, т.е. активного социального взаимодействия.
Этот подход, отчетливо наметившийся в современной науке лишь в последнее десятилетие, активно разрабатывался еще в 20—30-е годы М.М. Бахтиным и Л.С. Выготским. Советские и зарубежные исследователи в поисках адекватной теории речевого общения все чаще обращаются к их наследию, находя в нем как глубокую проработку ее методологии и начал (выделение элементарных единиц, описание их универсальных свойств), так и яркие примеры ее применения.
Концепции речи, разработанные обоими учеными, имеют много общего, а в некоторых существенных аспектах взаимодополнительны. Их развернутое сопоставление — задача будущего, так же как и более общая задача культурологического анализа их наследия.
Как выделить из языка-речи «реальный предмет—объект исследования», что есть «реальная данность языковых явлений» — вот тот первый вопрос, который задает Бахтин. В отличие от своих предшественников и современников Бахтин полагает, что «действительной реальностью языка-речи является не абстрактная система языковых форм, и не изолированное монологическое высказывание, и не психофизиологический акт его осуществления, а социальное событие речевого взаимодействия, осуществляемое высказыванием и высказываниями»
Какова минимальная целостная единица речевого взаимодействия? 5По Бахтину, это высказывание. Как социальное событие, оно предполагает, во-первых, активное взаимодействие говорящего и слушающего (активность говорящего предполагает, имеет своим условием активность слушающего).
Таким образом, по Бахтину, каждое высказывание внутренне диалогично: оно не только выражает определенную авторскую позицию, передает определенное предметное содержание, но и всегда отвечает на предшествующий контекст и предвосхищает ответную реакцию. 6
По
Бахтину, «внесловесный контекст высказывания
слагается из трех моментов: 1) из общего
для говорящих
Все перечисленные характеристики высказывания: внутренняя социальность, диалогизм, ограниченность сменой «речевых субъектов», специфическая завершенность – взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Близость взглядов Выготского и Бахтина на проблемы речи вытекает из близости их общетеоретических установок.7 Оба исходят из представления о социальности человеческой психики и опосредованности ее знаками. Поэтому не случайно, что для них единственный подход к исследованию сознания — семический анализ. Исследуя функционирование значения в индивидуальном сознании, они одинаково решают вопрос о том, как социальное присваивается индивидом, становится внутренне социальным.
Как следствие общности взглядов неудивительно, что и Выготский, и Бахтин считают, что построение речи не есть кодирование готового содержания, готовой мысли в готовые формы. В полном соответствии с мнением Выготского, что «мысль совершается в слове», Бахтин пишет: «Код предполагает какую-то готовность содержания и осуществленность выбора между данными кодами... Семиотика занята преимущественно передачей готового сообщения с помощью готового кода.
Выготский в отличие от Бахтина подробно раскрывает функциональную структуру перехода от мысли к слову и роль внутренней речи в этом переходе. Он фиксирует ее в формуле: «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, — в словах»
Целью данной работы являлось изучение понятия речевого общения.
В соответствии с поставленной целью был решен следующий круг задач:
На основании решенных задач можно сделать следующие выводы.
Для речевого общения в различных сферах общения основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается.
Несмотря на такой широкий интерес к проблемам речевого общения, отечественных учебников и учебных пособий по основам речевой коммуникации для нефилологических специальностей практически нет. Есть немало книг, посвященных деловому общению, но их авторами являются, как правило, либо психологи, либо специалисты в области управления. На мой взгляд, в этих изданиях факторы языка и речи отодвинуты на второй план.
Между тем следует отметить появление в последнее время весьма конструктивных пособий по культуре речи и ораторскому искусству (Васильева А.Н. «Основы культуры речи», Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи», Введенская Л.А., Павлова Л.Г «Культура и искусство речи» и ряд других), которые, однако, не исчерпывают всех реалий.
Таким образом, основным строительным материалом порождения речи является живое двуголосое слово. Но многоголосость — признак высказывания в слове; слово, несущее личностный смысл, есть аббревиатура высказывания. Следовательно, высказывание и слово как свернутая форма высказывания являются единицами речевой деятельности, речевого общения и сознания.
Актуальность выбранной темы можно объяснить тем, что речевая деятельность для человека и общества это среда его обитания. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание.
В
заключение хотелось бы повторить, что
изучение творческого наследия Л.С. Выготского
и М.М. Бахтина в их полном объеме еще впереди,
и нет сомнений в том, что на этом пути
откроется гораздо более полная и богатая
картина речевого процесса, речевого общения.