Особенности сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:44, творческая работа

Описание работы

Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, воображение, дисциплинированность, ловкость Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНО.docx

— 19.54 Кб (Скачать файл)

ОСОБЕННОСТИ  СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ

                         В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

      Дошкольное детство - самый важный период становления  личности. В эти годы ребенок  приобретает первоначальные знания  об окружающей жизни, у него  начинает формироваться определенное  отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, воображение, дисциплинированность, ловкость       Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.   Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети воспроизводят ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

      Основными особенностями  сюжетно – ролевой игры являются:

  1. Соблюдение правил.

Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что им не нравится, а ребенку это в сто раз сложнее. Просто так умение действовать по правилу у ребенка не получается. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.

     Осваивая в игре правила ролевого  поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

  1. Социальный мотив игр.

Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.

  1. В сюжетно – ролевой игре идет эмоциональное развитие.

       Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А.Н.Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по – настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.

 

 

 

 

 4.   В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие                        интеллекта дошкольника.                                                                                                                                                           

Развитие замысла в сюжетно – ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.

5.В сюжетно – ролевой игре развивается воображения и творчество.

Так во время многодневного «морского путешествия»то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем ( на четвертом и пятом году жизни ) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.

 Для осуществления замысла в сюжетно – ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

       6.Развитие речи.

В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ним свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связно с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

         Виды сюжетно  – ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
  2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт и т.д. )
  3. Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).
  4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. в этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
  5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, тетра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. 

                                        


Информация о работе Особенности сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте