Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов.

Содержание работы

Введение 3
Игра. Характеристика игровой деятельности 4
1. Стадии развития игровой деятельности 4
2. Условия появления игры 4
3. Виды игр 5
4. Компоненты игры 6
5. Функции игры 7
Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР 10
Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры 11
Выводы 12
Используемая литература 14

Файлы: 1 файл

контрольная ЗПР.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Выводы

 

У детей с ЗПР резко снижена  активность в области самостоятельной  игровой деятельности, достаточно редко проявляется интерес к игрушкам. Дети не могут самостоятельно организовать совместную деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры. Для того, чтобы она возникла необходимо вмешательство взрослого, которое выражается в том, что он полностью определяет сюжет игры, распределяет роли и описывает , что и как надо делать. Иначе у детей с ЗПР возможна лишь игровая деятельность с элементами сюжета, которая представляет собой деятельность рядом, а не вместе. Действия-замещения, использование предметов-заместителей отмечаются крайне редко. Отмечаются отдельные случаи моделирования ролевых отношений при игре с партнером – игрушкой.  Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такое состояние сюжетной игры у детей с ЗПР соответствует первому уровню развития игры (по Д.Б. Эльконину) и характеризует уровень элементарного игрового поведения.

Следует отметить, что первый уровень  развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

У старших же дошкольников с ЗПР  отмечаются следующие специфические  особенности. Это недостаточность  представлений о реальных действиях  взрослых, которые могут быть перенесены в игровую ситуацию. Действия этих детей, как игровые, так и предметные бедны по своему характеру, не столь разнообразны и выразительны, как в норме. Они часто не соотносятся с задачей в целом. Ярко выражена зависимость от предметных условий деятельности. Игровое поведение малоэмоционально. Отмечается неумение обобщить действия с помощью слова. Самостоятельно выделить условную ситуацию и обозначить ее словом дети данной категории не могут (на вопрос «Что ты делаешь?» дети не отвечают «Везу кирпич на стройку», а скорее «Катаю машинку»).

Описанное выше позволяет говорить о том, что игровая деятельность старших дошкольников с ЗПР разной степени выраженности не просто соответствует более раннему возрасту нормально развивающихся детей, а именно младшему дошкольному возрасту, и преддошкольному возрасту, но и отличается специфическими особенностями.

 

 

 

Используемая литература

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М, 1968.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
  3. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
  4. Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. №5. С.- 31-40.
  5. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой). -М.: Просвещение,1989.
  6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями психического развития. -М.: Просвещение, 1989.
  7. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.
  8. Михайленко Н.//обруч. 1996 №6
  9. Никитин Б.П. «Развивающие игры.» М.: Педагогика, 1981
  10. Прохорова А. Диагностика уровня развития творческого воображения, разработанная О.М.Дьяченко. // Дошкольное воспитание. 1996г. №5. С. 27
  11. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. –М.: Просвещение,1986.
  12. Слепович Е.С.. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М.: Педагогика, 1990
  13. Соколова. Коррекционное обучение как основа личности развития аномального дошкольника. –М., 1989.
  14. Соколова. «Особенности игровых действий».//Журнал Дефектологии 1972 №2
  15. Соколова. Формирование речи аномальных детей дошкольного возраста. -М.  1982.
  16. Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы активиза ции творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.
  17. Эльконин Д.Б. «Психология игры». –М.: Просвещение, 2000.
  18. Специальная психология. Под редакцией В. И. Лубовского. –М.:Издательский центр «Академия», 2003.

 


Информация о работе Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР