Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ДОУ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 08:34, контрольная работа
Описание работы
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) – это тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются: обеспечение воспитания и раннего образования детей; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; обеспечение развития индивидуальных способностей детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии детей; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Содержание работы
1. Виды и типы образовательных учреждений на различных ступенях дошкольного образования с внедрением ФГОС и ФГТ 2
2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях детского сада для детей раннего возраста 3
3. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях детского сада для детей старшего дошкольного возраста 4
4. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях детского сада присмотра и оздоровления 5
5. Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях детского сада компенсирующего вида 6
6. Особенности содержания организации педагогического процесса в условиях центра развития ребенка 7
Заключение 8
Список литературы 9
Файлы: 1 файл
Содержание:
- Виды и типы образовательных
учреждений на различных ступенях дошкольного
образования с внедрением ФГОС и ФГТ
Тип образовательного учреждения
определяется в соответствии с уровнем
и направленностью реализуемых им образовательных
программ.
Дошкольные образовательные
учреждения (ДОУ) – это тип образовательного
учреждения, реализующего общеобразовательные
программы дошкольного образования различной
направленности. Основными задачами дошкольных
образовательных учреждений являются:
обеспечение воспитания и раннего образования
детей; обеспечение охраны и укрепления
физического и психического здоровья
детей; обеспечение развития индивидуальных
способностей детей; осуществление необходимой
коррекции отклонений в развитии детей;
взаимодействие с семьей для обеспечения
полноценного развития ребенка.
Дошкольные образовательные
учреждения в соответствии с их направленностью
делятся на пять основных видов.
- Детский сад общеразвивающего
вида – с приоритетным осуществлением
одного или нескольких направлений развития
воспитанников.
- Детский сад компенсирующего
вида – с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений
в физическом и психическом развитии воспитанников.
- Детский сад присмотра и оздоровления
– с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиенических, профилактических
и оздоровительных мероприятий и процедур.
- Детский сад комбинированного
вида.
- Центр развития ребенка – детский
сад с осуществлением физического и психического
развития, коррекции и оздоровления всех
воспитанников. В центрах развития ребенка
основное внимание уделяется индивидуальному
подходу к каждому ребенку.
- Особенности содержания
и организации педагогического процесса
в условиях детского сада для детей раннего
возраста
Ранний возраст – период быстрого
формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. В период
адаптации к детскому саду, важно создавать
благоприятные условия для комфортного
пребывания ребёнка в детском саду.
В современной педагогике организация
работы в адаптационный период раннего
детства рассматривается комплексно.
В нее включается работа с родителями,
направленная на укрепление физического
здоровья детей, увязывание домашнего
режима дня с условиями новой среды, организованная
работа медперсонала, администрации, воспитателей.
Чтобы облегчить адаптационный период,
рекомендуется постепенно включать ребенка
в ясельную группу, создавать для него
особый эмоциональный климат.
Дошкольное образовательное
учреждение, являясь первой ступенью образования,
выполняет множество функций. Среди задач
главной является всесторонне развитие
личности ребенка.
Содержание работы воспитателя
детского сада включает в себя следующее:
- формирование у детей представлений
о занятиях как важной деятельности для
приобретения знаний.
- формирование нравственно-волевых
качеств.
- формирование у ребенка опыта
деятельности в коллективе и положительного
отношения к сверстникам, осознание значимости
собственного активного участия в решении
общей задачи; усвоение способов активного
воздействия на сверстников как участников
общей деятельности.
- формирование у детей навыков
организованного поведения, учебной деятельности
в условиях коллектива.
- Особенности содержания
и организации педагогического процесса
в условиях детского сада для детей старшего
дошкольного возраста
Для родителей детей старшей
и подготовительной к школе группы организована
система консультирования по основным
направлениям развития ребенка – физическому,
социально-личностному, познавательно
- речевому и художественно-эстетическому. При необходимости проводятся
дополнительные занятия по освоению образовательных
областей и консультации родителей по
содержанию психолого-педагогической
работы с детьми старшего дошкольного
возраста в условиях семьи. Общее время
дополнительных занятий не должно превышать
30 минут в день.
Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов
преимущественно-направлена на охрану
здоровья ребенка, физическое и социально-личностное
развитие.
В основу модели образовательного
процесса с детьми старшего дошкольного
возраста положены следующее измерение:
функции взрослого по отношению к детскому
сообществу, организация содержания образования,
структура предметной среды.
Образовательный процесс в
подготовительной к школе группе включает
три основных составляющих блока: совместная
партнерская деятельность взрослого с
детьми; свободная самостоятельная деятельность
самих детей; специально организованное
обучение в форме «учебных» занятий с
функцией взрослого как учителя - регламентатора
содержания формы детской активности.
Основными формами образования
детей в старших группах являются развивающие,
сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные
игры, продуктивная художественно-эстетическая
деятельность, общение, конструирование
и моделирование (а не занятия по типу
учебных).
- Особенности содержания
и организации педагогического процесса
в условиях детского сада присмотра
и оздоровления
Содержание образовательного
процесса направлено на полноценное, своевременное
и качественное развитие личности ребенка,
становление его общих и социальных способностей,
обеспечение жизнедеятельности в соответствии
с биологическими и социальными потребностями
в процессе воспитания, обучения и оздоровления
детей.
Приоритетными направлениями
в деятельности образовательного учреждения
являются: обеспечение социализации и
психолого-педагогической безопасности
личности ребенка. Создание условий для
эффективной реализации и освоения воспитанниками
программ дошкольного образования и образовательных
технологий. Обеспечение прав каждого
ребенка на качественное дошкольное образование.
Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного
процесса.
Содержание и формы коррекционной
работы воспитателя:
- наблюдение за воспитанниками
в различных видах деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи
с педагогами дополнительного образования,
педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, администрацией Дошкольного учреждения, родителями;
- составление психолого-педагогической
характеристики воспитанника при помощи
методов наблюдения, беседы;
- составление индивидуального
маршрута сопровождения воспитанника
(вместе с психологом и учителем-логопедом),
где отражаются имеющиеся трудности и
намечаются пути их ликвидации, темп обучения,
направления коррекционной работы.
- Особенности содержания
и организации педагогического процесса
в условиях детского сада компенсирующего
вида
Содержание образовательного
процесса детского сада выстроено в соответствии
с:
- общеобразовательной программой: Программой воспитания и обучения
в детском саду /под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой, 2011 г.;
- коррекционной программой: Программой специальных (коррекционных)
образовательных учреждений IV вида (для
детей с нарушениями зрения)/ под. ред. Л.И. Плаксиной, 2003 года.
Основными приоритетными направлениями
в деятельности МБДОУ являются:
- Физкультурно-оздоровительное.
- Познавательно-речевое.
- Социально-нравственное.
- Художественно-эстетическое.
При организации образовательного
процесса учтены принципы интеграции
образовательных областей в соответствии
с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников. Интеграция знаний в единое
поле деятельности способствует к адаптации
к дальнейшей жизни в современном обществе.
При выборе методик обучения
предпочтение отдается развивающим методикам,
способствующим формированию познавательной,
социальной сфер развития. Занятия с детьми,
в основе которых доминирует игровая деятельность,
в зависимости от программного содержания,
проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Планируются комплексные и интегрированные
занятия.
- Особенности содержания
организации педагогического процесса
в условиях центра развития ребенка
Организация образовательного
процесса в центре развития ребенка включает
следующие этапы деятельности:
- Составление учебного плана, который состоит из двух частей: базисная и вариативная части.
- Развитие и совершенствование
дополнительного образования, которое
обеспечивается широким кругом кружков
и факультативов различной направленности,
организованного с учетом интересов дошкольников
и педагогов.
- Психологическое и педагогическое
просвещение педагогов.
- Психологическое, медицинское
и педагогическое сопровождение детей.
- Взаимодействие с семьями воспитанников
предусматривает создание открытого социально – педагогического комплекса.
- Развивающая среда, включающая
наличие необходимых учебных пособий,
игр и игровых материалов, условий для
наблюдения и экспериментирования, а также
формирования спокойной и доброжелательной
коллективной атмосферы в учреждении.
На занятиях с детьми формируются
благоприятный эмоциональный психологический
климат и положительные оценочные действия
взрослого. Построение всего педагогического
процесса нацелено на личностно - ориентированные
модели общения воспитанниками. На занятиях
учитывается разный уровень работоспособности
детей в течение дня и недели. Дети в центре
развития ребенка, кроме базисных нормативных
образовательных стандартов, овладевают
глубокими, широкими знаниями и такими
психологическими качествами, которые
стимулируют дальнейшую познавательную
деятельность, устремленность к новым
знаниям через дополнительное образование
(кружки и факультативы).
Заключение
Если родители полагают, что
для ребенка достаточно стандартного
набора предлагаемых образовательных
услуг, а также в случае затруднительного
материального семьи либо по иным причинам
(например, выбор ДОУ ограничен), то имеет
смысл определить ребенка в государственное
или муниципальное дошкольное учреждение.
В том случае, когда родители
располагают денежными средствами, и предъявляют
повышенные требования к организации
учебно-воспитательного и оздоровительного
процесса в детском саду и индивидуальному
подходу к ребенку, стоит остановить свой
выбор на негосударственном (частном)
дошкольном учреждении. Подобные ДОУ имеют
в своем распоряжении бассейны, иногда
– сауны, большие игровые комнаты, дорогостоящий
учебно-игровой материал, спальные комнаты
повышенной комфортности, наиболее качественный
и предельно разнообразный рацион питания,
а также другие блага, на обеспечение которых,
разумеется, требуются значительные материальные
затраты.
Тем родителям, которые предпочитают
воспитывать и обучать ребенка на дому,
стоит всерьез задуматься о том, насколько
верно они поступают, принимая подобное
решение. Каким бы качественным не было
домашнее образование, оно не может в полной
мере дать всего того, что ребенок мог
бы получить, посещая детский сад.
При выборе дошкольного учреждения
следует заботиться об интересах ребенка,
учитывая его желания, а не об удовлетворении
собственных амбиций в престижности обеспечиваемого
ему образовательного уровня.
Список литературы
1. Бордовская Н.В. Педагогика.
– СПб.: Питер, 2009.
2. Буслаева Е.М., Елисеева
Л.В. Теория обучения. – М.: Эксмо,
2008.
3. Воспитательная деятельность
педагога /Под ред. В.А. Сластенина. – М.:
Академия, 2005.
4. Дошкольное образование России
в документах и материалах: Сборник действующих
нормативно – правовых и программно –
методических материалов. – М.: ГНОМ и
Д, 2001.
5. Екжанова Е.А., Стребелева
Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание дошкольников с нарушением
интеллекта: Методические рекомендации.
- М.: Просвещение, 2009.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
Организация и содержание коррекционно-воспитательной
работы в специализированном дошкольном
учреждении для детей с нарушением интеллекта.
– М., 2000.
7. Калинченко А.В. Развитие игровой
деятельности дошкольников. – М.: Айрис
дидактика, 2004.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дошкольная олигофренопедагогика. - М.:
Владос, 2005.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика
в схемах, таблицах и опорных конспектах.
– М.: Айрис-пресс, 2007.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А.
Дошкольная педагогика. – М.: Академия,
2007.
Информация о работе Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ДОУ