Особенности строения и функционирования систем организма, участвующих в образовании голоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:35, реферат

Описание работы

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко, показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопрос о совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, что бы целенаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.

Файлы: 1 файл

реферат по звукопроизн.docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

Паузы, отделяющие один речевой такт от другого, называются интонационно-логическими. Изменение места интонационно-логической паузы в одном и том же предложении может значительно изменить его смысл. Пауза может сделать текст нелепым.

Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т. п. Такие паузы называются эмоциональными. Они обозначаются на письме многоточием.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения 
и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: "На...ле...во! Шагом ...марш!» Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Какова их функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они называются ситуативными.

И, наконец, паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких,  особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.

В заключение приведем слова К. С. Станиславского: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.

 

7. Ударение.

 

В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное.  
Словесным ударением называется выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова. Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам, составляя с ними одно фонетическое слово: [под-горой], [на-стороне], [вот-те-раз]. Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный всегда является более долгим, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог (выход, выходит, выходить). Разноместность ударения используется в русском языке для различения омографов и их грамматических форм (орган - орган) и отдельных форм различных слов (мою - мою), а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова (хаос - хаос) или придает слову стилистическую окраску (молодец - молодец). Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова (огород, -а, -у, -ом, -е, -ы, -ов и т.д.), или переходит с одной части слова на другую (город, -а, -у, -ом, -е; -а, -ов и т.д.). Подвижность ударения обеспечивает различение грамматических форм (купите - купите, ноги - ноги и т.п.).  
     В отдельных случаях различие в месте словесного ударения теряет всякое значение: ср.: творог и творог, иначе и иначе, обух и обух и т.п.  
Слова могут быть безударными и слабоударяемыми. Обычно лишены ударения служебные слова и частицы, однако они иногда принимают на себя ударение, так что предлог со следующим за ним самостоятельным словом имеет одно ударение: [на-зиму], [за-город], [под-вечер].  
Слабоударяемыми могут быть двусложные и трехсложные предлоги и союзы, простые числительные в сочетании с существительными, связки быть и стать, некоторые из вводных слов.  
      Некоторые категории слов имеют помимо основного добавочное, побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное - на втором, например: дрeвнерусский. К таким словам относятся слова:  
1) многосложные, а также сложные по составу (самолётостроение),  
2) сложносокращенные (гoстелецентр),  
3) слова с приставками после-, сверх-, архи-, транс-, анти- и др. (трaнсатлантический, послеоктябрьский),  
4) некоторые иноязычные слова (пoстскриптум, пoстфактум).  
Тактовым ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (П.)/>.  
/>Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам.  
      Тактовое и фразовое ударение называют также логическим. 

 

8. Интонация.

 

Интонация (от лат. intono — громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки — синтагмы; б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетические средства интонации (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе — экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая интонация соотносительна с другими языковыми средствами: грамматическими формами (например, повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. Интонация присутствует в речи всегда: вне интонации устная речь невозможна. Нередко интонация служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым образом. В русском и в германских языках основным средством выражения логического отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во французском языке эта функция нередко выполняется другими грамматическими средствами (так называемый описательный оборот). В тоже время разные языки обнаруживают в области интонации существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодическим понижением конца фразы, а вопросительное значение — заметным мелодическим повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определенных случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психического склада говорящего, интонация является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между интонацией и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых интонацией, значительно шире, чем тот, который доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря интонации значительно более конкретна, чем письменная речь.

 

Заключение

 

   Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю,  значит я существую» писал  Декарт.  Но  мысль  без  речевой структуры  бесплотна.   Главной   функцией   речи   является   трансформация внутреннего  образа  человека,  возникшего  в  результате    подсознательной внутренней  или  духовной  работы,  в  сознание  слушающего.   Для   точного воспроизведения образа  необходима  выразительная  речь,  благодаря  которой воспроизводимая информация  пробивается  через  призму  субъективной  оценки человека  и   становится   неотъемлемой   частью   его   внутреннего   мира.

Выразительностью речи называются такие  особенности  ее  структуры,  которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим условиям: самостоятельность  мышления;  неравнодушие;   хорошее  знание   языка,   его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей  языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Выразительные средства языка иногда сводят к  так  называемым  выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут  усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и  кончая  синтаксисом  и стилями.  Выразительные  возможности  слова  поддерживаются  и   усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова  в  поэзии  обычно связана  с тем, что можно назвать ассоциативностью  образного  мышления.  На принципах ассоциации действуют,  и другие выразительные средства   речи.  Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и  ослаблять  выразительность речи располагает синтаксис языка.

   Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова  еще  не сделает вашу речь  живой,  если  вы  не  владеете  секретами  экспрессивного синтаксиса. Ведь слова  надо  уметь  выстроить  из  них  такие  предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело  расставить паузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт -Петербург: Слово, 83

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 87

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила  хорошей  речи,                         М. Знание, 91

4.Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 92

 

 


Информация о работе Особенности строения и функционирования систем организма, участвующих в образовании голоса