Особенности трудовых отношений в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Содержание работы

Введение
1. Право на занятие педагогической деятельностью
2. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников
3. Педагогический стаж
4. Права и обязанности работников образовательных учреждений
5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений
6. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования
7. Особенности пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Образовательное право.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ Й ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Региональный  институт педагогического образования и

дистанционного  обучения

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е  Р А Т 

по образовательному праву.

 

 

тема: «Особенности трудовых отношений в сфере образования»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: студент 2курса, Злоказов В.Б

 

                                                                Специальность: правоохранительные органы

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Касли 2013 год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 

1. Право на занятие педагогической деятельностью

2. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников

3. Педагогический стаж

4. Права и обязанности работников образовательных учреждений

5. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений

6. Особенности правового статуса молодых специалистов в системе образования

7. Особенности пенсионного  обеспечения работников образовательных учреждений

    Список используемой литературы

 

Введение 

 

Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда педагогических работников посвящена гл. 52 Трудового кодекса РФ.

 

  1. Право на занятие педагогической деятельностью

 

Педагогической называется деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Согласно ст.331 ТК РФ К  педагогической деятельности допускаются  лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Это полностью соответствует нормативному положению, закрепленному в ст. 53 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”.

Разработка типовых  положений об образовательных учреждениях  и установление образовательных  цензов для педагогических работников относятся к функциям Минобразования России, что закреплено подп. 9 и 37 п. 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.03.00 № 258. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством РФ (кроме типовых положений образовательных учреждений определенных видов, утверждение которых отнесено к компетенции Минобразования России).

Еще одним обязательным условием для реализации данного  права является отсутствие судимости  за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.

Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные  вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве санкции предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Перечень преступлений, наличие судимости за которые  препятствует занятию педагогической деятельностью, должен устанавливаться  федеральными законами. Однако подобный законодательный акт пока не принят.

С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, а также имеющими судимость за определенные преступления, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников

 

Лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью не должны иметь медицинских противопоказаний, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "Об утверждении перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности".

Согласно Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 28.04.93 № 377 «О реализации закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”», общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления работниками учебно-воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельности педагогические работники обязаны проходить предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и пп. 15, 17 Временного перечня работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры (Приложение № 2 к приказу Минздравмедпрома России № 280 и Госкомсанэпиднадзора России № 88 от 05.10.95 “Об утверждении временных перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников”).

Медицинские обследования педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат отстранению от работы в соответствии со ст. 76 ТК РФ и последующему увольнению. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Вопросы, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулированы в ст. 47 УК РФ.

Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании. Согласно п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования необходимая профессионально-педагогическая квалификация лиц, претендующих на должности педагогического и инженерно-педагогического персонала, должна быть подтверждена аттестатами, дипломами об образовании либо документами о повышении специальной производственной, инженерной (предметной) или психолого-педагогической квалификации.

Уровень образования педагогических работников, предъявляемый в тарифно-квалификационных характеристиках, предусматривает наличие среднего или высшего профессионального образования без предъявления требований к профилю полученной специальности по образованию (за исключением отдельных должностей, в отношении которых предусмотрено предъявление специальных требований).

Специальные требования к профилю полученной специальности предъявляются по должностям:

  • концертмейстера (о наличии среднего или высшего музыкального образования);
  • учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования);
  • педагога-психолога (о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью “Психология”).

Среднее или высшее музыкальное образование определяют дипломы государственного образца об окончании консерваторий, музыкальных отделений и отделений клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов), педучилищ и музыкальных училищ.

Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицом с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 ч.

В пункте 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196, установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Особые требования предъявляются к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

 

 

 

  1. Педагогический стаж

 

В стаж педагогической работы засчитывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования.

В стаж педагогической работы включается время работы в должностях: учителя-дефектолога, логопеда, воспитателя в учреждениях здравоохранения и социального обеспечения.

Кроме того, в стаж педагогической работы в отдельных учреждениях (организациях), а также в период времени обучения в учреждениях  высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных Силах РФ педагогическим работникам засчитывается без всяких условий и ограничений:

  • время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы

Отдельные периоды времени  засчитываются в стаж педагогической работы только при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность.

  1. Время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников образовательных учреждений и стаж работы по специальности (по профилю) засчитывается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях (службы в Вооруженных Силах РФ) по специальности (профессии), соответствующей профилю работы образовательного учреждения или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка). К числу таких категорий педагогических работников относятся :

  • преподаватели-организаторы (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
  • учителя и преподаватели физвоспитания, руководители физического воспитания, инструкторы по физкультуре, инструкторы-методисты (старшие инструкторы-методисты), тренеры-преподаватели (старшие тренеры-преподаватели);
  • учителя, преподаватели трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в т. ч. специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;
  • педагоги дополнительного образования;
  • педагогические работники экспериментальных образовательных учреждений;
  • педагоги-психологи;
  • методисты, инструкторы-методисты (включая старших; кроме методистов и старших методистов учебно-методических кабинетов, центров, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);
  • педагогические работники учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;
  • преподаватели учреждений дополнительного образования детей культуры и искусства (в т. ч. музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений), преподаватели музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителя музыки, музыкальные руководители, концертмейстеры;
  • преподаватели специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования;
  • дежурные по режиму (включая старших).

Информация о работе Особенности трудовых отношений в сфере образования