Особенности воспитания и развития детей первого года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Задачи воспитания:
- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;
- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
- формирование предпосылок нравственного поведения, т. е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Файлы: 1 файл

свете 1 часть.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

40. Особенности воспитания и развития детей первого года

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ - основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками  для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни  каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные Особенности:

более быстрый  в сравнении с другими возрастными  периодами темп физического и  нервно-психического развития,

Тесная взаимосвязь  физического и нервно-психического развития,

проявление сенсомоторной  потребности,

ярко выраженная эмоциональность,

большая ранимость  организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

потребность в  общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

- обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;

- с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

- формирование  предпосылок нравственного поведения,  т. е. положительных привычек, предупреждение появления отрицаТельных, поощрЕние активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

- для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.

Первый год  жизни условно делится на следующие  этапы:

I этап - от рождения  до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется  период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

1У этап - от 9-Ю  мес. до I года.

На I этапе ведущими линиями развития являются:

- развитие зрительного и слухового сосредоточения;

- развитие эмоционально-положительных реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

- формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа  характерны следующие линии развития:

- формирование зрительных и слуховых диффереицировок;

- развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

- формирование первых голосовых реакций (гуления и лепэта);

- дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе  ведущими линиями развития являются:

- формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

- дальнейшее совершенствование лепета;

- начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);

- развитие ползания.

Для 1У этапа  характернмми являются такие линии развития:

- формирование результативных действий с предметами;

- появление первых осмысленных слов;

- дальнейшее развитие пассивной речи;

- формирование умения самостоятельно ходить.

41. Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает  формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря  этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная  игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени  для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

ОРГАН ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 2 ЛЕТ

Утренняя гимнастика, Физическая культура, Физкультминутки, динамические паузы, Самостоятельная  двигательная деятельность (ежедневно), Физические упражнения после дневного сна  (гимнастика пробуждения), Игры с элементами спортивных упражнений.

Бег детей второго года жизни похож на ускоренную ходьбу.

Катание и ловля мяча – движения, представляющие для детей  большой интерес. 

Лазанье – дальнейшее преобразование ползания.

Прыжки – развитие навыка прыжка начинается задолго до его полной сформированности

42. 2-ой г ж - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.  Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.  В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку». Важным приобретением речи и мышления являетсяформирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с 1 предметом, а обозначать все относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая). Способность  обобщения позволяет  узнавать предметы, изображенные на картинке. Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).  

в конце второго года обычным  становится использование 3х, 4хсловных предложений.Вопросительными словами  пользуются реже. Социализация ребенка  На 2 году ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка).Понимает элементарные человеческие чувства,  обозначаемые словами «радуется», «жалеет». Появляются оценочные суждения: «плохой;  красивый». Совершенствуется самостоятельность в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Он овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.   Расширяющаяся ориентировка в ближайшем окружении (знает, как называются части помещения группы, мебель, одежда, посуда. Выполняет несложные (из 1, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно, нельзя, нужно». Общение со взрослым приобретает деловой, объектно-направленный характер. Речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими,  знакомыми ему людьми.    На 2 году жизни сохраняется и развивается тип эмоционального взаимообщения. По 2-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки»). Приобретениями 2-го г.ж  можно считать: совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.  Быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце 2 года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. Развивается способность общения, речь малыша становится основным средством общения со взрослым.  Возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

43. Предметная деятельность - ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими  близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой  среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим  при активной деятельности детей;

2) использование обучающих  игр, активизирующих реальный  опыт детей;

3) организация игровой  среды с использованием игрушек,  разных по степени обобщенности  образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение  взрослого с детьми в процессе  игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

 
44. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 1-ОГО ГОДА ЖИЗНИ

К моменту рождения ребенок готов к активному установлению связей с внешним миром в основном за счет системы рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Но без ухода взрослых он не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности. Только постоянный контакт

с другими людьми является основой развития младенца.На первом году жизни мозг развивается  наиболее интенсивно. Ребенок, вначале  беспомощный, к концу года овладевает прямостоянием, ходьбой, активной предметной деятельностью, начальным пониманием обращенной к нему речи. 
 
Первыми элементами поведения ребенка являются: фиксирование предмета глазами, поворот головы в сторону звука, что свидетельствует о развитии у него восприятия.

Первыми эмоциями ребенка являются: крик, покраснение, некоординированные движения. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 2-ОГО ГОДА ЖИЗН

У ребенка второго  года жизни продолжается интенсивное  развитие психической сферы, хотя и  несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов. 
Нормально развивающиеся дети очень подвижны

, находятся преимущественно  в положительном эмоциональном  состоянии, много лепечут, часто  улыбаются, смеются, радуются  общению со взрослыми.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка  этого возраста имеет обобщение.

45. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется  воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения - категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной  работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические  принципы были сформулированы Я. А.Коменским  в книге "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип  доступности, систематичности и  последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К. Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л. С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития - то, что находится в процессе становления, т. е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Информация о работе Особенности воспитания и развития детей первого года