Особенности воспитательного процесса его функции и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:02, реферат

Описание работы

Особенности воспитательного процесса:
1. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.
2. процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
3. Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.
4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.

Файлы: 1 файл

Особенности воспитательного процесса его функции и структура..docx

— 15.24 Кб (Скачать файл)

Особенности воспитательного процесса его функции  и структура.

Особенности воспитательного процесса:

1. Воспитание - процесс целенаправленного  формирования личности.

2. процесс воспитания  – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и  воспитателей, направленное на достижение  заданной цели.

3. Процесс воспитания  – многофакторный. В нём проявляются  многочисленные объективные и  субъективные факторы – выражающие  внутренние потребности личности.

4. Воспитание это длительный  процесс. Он длится всю жизнь.

5. ещё одна особенность  воспитательного процесса – его  непрерывность. Процесс школьного  воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия  воспитателей и воспитанников.

6. Процесс воспитания  – это процесс комплексный  (единство целей, задач, содержания  форм и методов воспитательного  процесса, подчинённых идее целостного  формирования личности).

7. воспитательному процессу  присуща – вариативность и  неопределённость.

8. Процесс воспитания  имеет двусторонний характер. Он  идёт в двух направлениях:

· От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),

· От воспитанника воспитателю (обратная связь).

т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса.

1. Этап. Знания:

Осознание требуемых норм и правил поведения.

2. Этап. Убеждения:

Твёрдые взгляды, которые  служат руководством в жизни.

3. Этап. Чувства:

«Без чувств не может быть искания истины»

4. Этап. Деятельность, поведения:

В них отражаются нормы  и правила поведения.

Функции воспитательного процесса:

1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.

2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3. Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.

4. Проектировочная – разработка  программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.

5. Организаторская – формирование  мотивации развития личности, просвещение,  организация деятельности и общения.

6. Контрольно-оценочная –  выявление и оценка результата  воспитания, эффективность форм  и способов организации воспитательного  взаимодействия.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей.

Закономерности.

1. От сложившихся воспитательных отношений

(мудрая заповедь практической  педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию. Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть

Если организация (совокупность воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют  цели, то воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность воспитательного процесса значительно выше.

3. От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников

Воспитательный процесс  сопровождается тем, что человек  мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального  поведения и тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это приводит молодых людей к разочарованию.

4. От совокупного действия объективного и субъективного фактора

Субъективные  факторы – это педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в группе.

Объективные факторы  – это условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно – гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)

5. От интенсивного воспитания и самовоспитания

Деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию. Самовоспитание – это результат воспитания, который успешнее когда человек сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки, преодолевая препятствия

6. От качества воспитательного воздействия

Воспитательное взаимоотношение  с педагогом сознательно и  это повышает качество их взаимодействий

7. От интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)

«Внутренняя сфера» - это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта. Внешнее влияние в воспитательном процессе переключаются во внутренние достижения школьника. Если влияния сильны и отвечают потребностям ребёнка, тогда они вызывают активность самого школьника

8. От интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками

«С кем поведешься от того и наберешься» - гласит народная мудрость, поэтому взаимовоспитание влияет на становление личности, т.к. воспитывают личность сверстники и друзья, то цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются почти сразу.

 


Информация о работе Особенности воспитательного процесса его функции и структура