Отчет по практике в в МОБУ СОШ. Первые дни ребенка в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:38, отчет по практике

Описание работы

Цель: формирование общепрофессиональной и психолого-педагогической компетентности студентов. Задачи:
Предоставить студентам возможность сравнивать особенности организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе и 1 классе. Формирование целостной системы представлений о работе педагога в контексте проблемы преемственности дошкольной и начальной ступеней образования; Углубление и закрепление системы профессиональных знаний, умений, навыков, их творческое применение в образовательной работе с детьми; Формирование навыков психолого-педагогической диагностики; Совершенствование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса;

Файлы: 1 файл

практ. в школе.docx

— 38.98 Кб (Скачать файл)

Пензенский  Государственный Педагогический Университет 

имени В. Г. Белинского

 

Факультет начального и специального образования

 

 

 

Отчетная  документация о прохождении учебной практики «Первые дни ребенка в школе» в МОБУ СОШ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра:                                                                         Педагогики и психологии

 

Выполнила:                                                                                студентка гр. Д-31

                                                                           

 

 

Проверил:                                                           старший преподаватель кафедры 

 

 

 

 

Пенза 2012г.

Дневник

учебной практики студентки 3 курса гр. Д- заочного отделения факультета начального и специального образования ПГПУ имени В.Г. Белинского,  Ф,И.О в 1 классе Муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы

(адрес школы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные школы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список учащихся 1 класса

1. Бородина Алина

2. Гуков Артем

3. Жолудев Иван

4. Кузьмин Максим

5. Киселев Александр

6. Лапин Сергей

7. Степин Данил

8. Шаврова Даша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Учебная практика «Первые дни ребенка в школе»

Цель: формирование общепрофессиональной и психолого-педагогической компетентности студентов.

Задачи:

  • Предоставить студентам возможность сравнивать особенности организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе и 1 классе.
  • Формирование целостной системы представлений о работе педагога в контексте проблемы преемственности дошкольной и начальной ступеней образования;
  • Углубление и закрепление системы профессиональных знаний, умений, навыков, их творческое применение в образовательной работе с детьми;
  • Формирование навыков психолого-педагогической диагностики;
  • Совершенствование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса;
  • Воспитание профессионально-педагогической направленности студентов: устойчивый интерес к профессии, любовь к детям, развитие потребности в углублении и совершенствовании навыков и умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Дата

Содержание деятельности

Отметка о выполнении

1.

30.08.12г

 МОБУ СОШ находится в 65 км от г. Пензы. Директор школы, зам. директора по УВР.  В школе обучается 69 детей, из них 15 детей из близ лежащего села Подвоз детей осуществляется на школьном автобусе. Школа второй год занимается  по ФГОС по программе «Школа России». Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Открытие детского сада в  феврале 2012 года позволило реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая – согласованность  целей и задач воспитания и  обучения на отдельных ступенях  развития.

Цель дошкольного образования

Цель начального образования

общее развитие ребенка, задаваемое государственным  стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями  и спецификой детства, как самоценного  периода жизни человека.

продолжить общее развитие детей  с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с  освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)


2. Содержательная – обеспечение  “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка  единых курсов изучения отдельных  программ. Создание на каждом  этапе базы для последующего  изучения учебного материала  на более высоком уровне за  счет расширения и углубления  тематики, путем обеспечения “сквозных”  линий, использование принципа  концентричности в организации  содержания учебных программ  и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста, парциальные программы – единые.

3. Технологическая – преемственность  форм, средств, приемов и методов  воспитания и обучения.

- Создание новых методик,  технологий и средств обучения, разработка общих подходов к  организации учебно-воспитательного  процесса в подготовительной  группе детского сада и начальном  звене, при которой обучение  дошкольников осуществляется на  основе специфических для этого  возраста видов деятельности: отказ  в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению. Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно - практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

- взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

  1. учет возрастных особенностей
  2. снятие психологических трудностей,
  3. адаптация переходных периодов,
  4. обеспечение их достаточной двигательной активностью;
  5. общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;
  6. обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;
  7. использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.
  8. снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

В школе разработана программа

«Школа  будущего  первоклассника»  на  2012-2013  учебный   год.

  Первый  год  обучения  в  школе   имеет  большое   значение. От  него  во  многом  зависит,  как  будет  учиться   ребенок  в  дальнейшем.  Первый  класс  -  серьезное   испытание,   как  для   ребенка,  так  и  для   родителей.  Многие  родители  считают,  что  подготовить   ребенка   к  школе  -  значит  научить  его  читать,  считать,  писать.  Однако,  не  зная  современных   школьных  требований,  родители  рискуют  научить  ребенка   так,  что  учитель  будет   вынужден   переучивать  и   прилагать  большие  усилия,  чтобы  ликвидировать  результаты  неправильной  подготовки  ребенка   к  школе.

  Немаловажную  роль  в  готовности  ребенка  к   обучению  играет  запас  знаний,  который  он  с  помощью   взрослых  и  самостоятельно  приобрел  за  первые   шесть  -  семь  лет  жизни.  Каждому   первокласснику  необходимы  знания  о  жизни  нашей  страны,  о  родном  крае,  о  труде   взрослых  членов  семьи. В   процессе  приобретения  этих  знаний  и  формируется  необходимая   первокласснику  интеллектуальная  активность,  рождается  радость   познания.

Учение  -  это  повседневный   труд,  он требует  от  ребенка  умственных  усилий,  напряженной  воли,  внимания. Наибольшие  трудности  в  младших  классах  испытывают  дети,  не  умеющие  связно,  последовательно  и  ясно  излагать  свои  мысли,  объяснять  явления  природы.

  Один  из  главных   показателей  подготовленности  к  школе  -  уровень  его   умственного  и  речевого  развития.

Главные  принципы  работы  школы  «Школы  будущего  первоклассника» 

  -  ребенок  должен  приходить   в  школу,  чтобы   знакомиться  с  ней;

  -  учет  индивидуальных  особенностей  и  возможностей  детей;

  -  уважение  к   ребенку,  к  процессу  и   результатам  его  деятельности  в  сочетании  с  разумной  требовательностью;

  -  развитие  интеллектуальных  качеств,  психических  функций:  памяти,  внимания,  воображения,  речи,  мышления; 

  -  контакт  с   родителями:  организация  бесед   по  интересующим  их  проблемам.

Цель  программы:  создание  условий для осознанного выбора  программы родителями  и успешной адаптации себя  в роли  ученика школы.

Задачи:

  1. Выравнивание  стартовых возможностей  дошкольников;
  2. Снятие  психологического  стресса  перед  школой;
  3. Формирование  навыков  учебного  сотрудничества:  умение  договариваться,  обмениваться  мнениями,  понимать  и  оценивать    себя  и  других;
  4. Развитие  речи  и  мелкой  моторики.

Готовность ребенка к  обучению в школе является одним  из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства  и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу  знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника  и принятию новой позиции-школьника, имеющего круг важных обязанностей и  прав, занимающего иное, по сравнению  с дошкольниками положение в  обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.

Мотивационная готовность к  школьному обучению складывается:

- положительных представлений  о школе;

- желание учиться в  школе, чтобы узнать, уметь много  нового;

- сформированной позиции  школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое  качество, как самооценка. Ребенок  к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Самооценка – оценка  личности самого себя, своих возможностей, качеств и  места среди других людей.

Самооценка дошкольника  формируется:

- под воздействием похвалы  взрослого, их оценок достижений ребенка;

- под влиянием чувства  самостоятельности и успехов,  которые ребенок переживает в  разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

1. от взрослого

2. принятой системы воспитательной  работы.

Начальная школа представлена двумя классами комплектами 1-3 класс  и 2-4 класс. Два учителя начальных  классов. В первом классе в этом году 8 детей, педагог.

Министерством образования Пензенской области рекомендовало в 2012/2013 учебном году общеобразовательным учреждениям Пензенской области организовать работу по учебному плану, ориентированному на овладение обучающимися знаниями и технологиями, востребованными в повседневной жизни.

Новый учебный год предложено начать с Проектной недели «Со-творчество и со-трудничество» по примерной программе.

С 1 сентября по 8 сентября в  школе была проведена проектная  неделя «Со-творчество и со-трудничество»

Для 1 класса занятия были организованы в соответствии с учебным планом и методическими рекомендациями Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. «Введение в школьную жизнь», Дети учились договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Эти занятия вводят детей и в систему отношений с учителем. Доверие ребёнка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не «поймать и наказать» становятся условием успешности всей жизни первоклассника в школе. Занятия дали толчок к развитию учебной самостоятельности, которая сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.

Учащиеся первого класса приняли участие в программе  проектной недели. У ребят с 1 сентября по 8 сентября было по 2 урока, согласно расписания, и час по программе проектной неделе.

1сентября с детьми  первого класса после торжественной линейки была проведена экскурсия по школе. Ребята посмотрели спортивный зал, буфет, посмотрели школьную библиотеку, компьютерный класс, побывали в разных школьных кабинетах. В экскурсии по школе приняли участие родители первоклассников.

 В школе  нет интерактивных досок и не достаточно мультимедийных аппаратов. В этом году не все учащиеся 1 и 2 класса были обеспечены  школьными учебниками, родители купили учебную литературу сами. Первоклассники пришли в школу, не посещая детский сад. Читающий ребенок один

Встреча с администра-

цией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические наблюдения за уроками  и их анализ

Предмет   математика

Возраст учащихся: класс (группа)  1 класс (6,5 – 7 лет)

Тема  урока  Счет предметов ( с использованием количественного и порядкового числительных)

Прогнозируемые  результаты: первоклассники должны осознать роль математики в познании окружающего  мира.

Этапы работы

Содержание  этапа

Организационный момент:

  • Цель для учащихся

 

 

  •  Цель для педагога 

метод организации  работы учащихся на данном этапе урока,

настрой на учебную деятельность

 

-Убедитесь, что на вашем столе  лежит учебник, тетрадь, пенал,  карточки с животными

- создать условия для дальнейшей  работы, настрой на учебную деятельность

-беседа

 

Работа по теме урока

  • Учебная Цель для учащихся

 

 

 

  • Цель  для педагога:

 

 

 

  • Метод, способствующих решению поставленной цели;

 

 

 

  • Критерии для достижения цели данного этапа урока;

 

 

 

  • Возможные действия педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленной цели;

 

  • Метод организации совместной деятельности учащихся

 

  • Метод мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса;

 

Метод и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-сформировать понятийный аппарат  по строению сердца, понять причину теплокровности человека, раскрыть числовую символику в строение сердца( «2», «4»)

 

-Эвристический (Связан ли обмен  веществ человека со строением  сердца?)

объяснительный

 

- Ответ на вопрос, проговаривание 4-5 учащихся частей сердца и  отходящих/приходящих сосудов

Раскрытие символичности частей сердца

 

-В том случае, если большинством  учащихся не выполнено домашнее  задание: записать части сердца  совместно, дома зарисовать сердце  и соотнести части

-Взаимопроверка рисунков, выполненных  дома и оценивание другим учащимся

 

-Правильное выполненное домашнее  задание /или исправленное на  уроке  в ходе его проверки  является фундаментом для получения  отметки за урок.

-Количество баллов за количество  правильных ответов:

 левый желудочек, левое предсердие, правый желудочек, правое предсердие, перегородка, полулунные клапаны, створчатые клапаны, верхняя полая вена, нижняя полая вена, аорта, легочная артерия, легочная вена, венечные сосуды

-формулировка  понимания демонстрации символики  цифр в строение сердца(цифра 4 и 2)

Изучение нового учебного материала.

  • Учебная цель для учащихся

 

 

 

  • Цель, которую ставит перед собой педагог

 

 

 

 

  • Изложение основных положений нового учебного материала,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Формы и методы изложения нового учебного материала;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

 

  • Метод мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

 

-составить  план, с помощью которого можно  выяснить как удается сердцу неутомимо работать в течение всей жизни,

 

-помочь  в организации деятельности для  выяснения проблемных вопросов  урока, показать демонстрацию  Законов природы на примере  работы и строения сердца(

 

Формулировка  определений понятия «сердце» по словарю и философское определение

  1. Выяснение положения сердца в организме,  середина как состояние стабильности
  2. Выяснение гистологического строения сердца, выяснение работы сердца, фазы сердечного цикла,

Демонстрация закона Ритма, функционального единства сердечной  мышцы и ее относительная автономность.

  1. Выяснения изменение в работе сердца при волнении  и выгодность этого явления целому организму.

 

  1. Фронтальная форма работы при изучение первого положения в виде диалога с преподавателем
  2. Метод сравнительного анализа при подачи информации по второму пункту плана
  3. Индивидуально-групповая форма работы при просмотре видео ролика «Сердечный цикл»
  4. Анализ и заполнение таблицы
  5. Работа с текстом учебника по выделению существенных моментов

 

-Активность  в диалоге

-Заполнение  таблицы, 

-Задавание  вопросов по теме

 

-Смена  видов деятельности( фронтальная, групповая)

-Смена  источников информации ( учитель, рисунок, видеофайл, учебник)

-физкультминутка

 

Закрепление учебного материала,

  • Цель для учащихся

 

 

 

 

  • Цель, которую ставит перед собой педагог

 

  • Формы и методы в достижения поставленной цели

 

 

  • Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала
  • Пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал

 

-Осмысление  информации и соотнесение ее  с собственным опытом, формирование  целостности научной картины  Мира,

проверка  усвоения академических знаний по теме самим учащимся

-формирование  привычки осознанности новых  знаний

Диалог  с учителем,

взгляд  в самого себя,

заполнение  листа самоконтроля

 

-активность  в диалоге

Работа  с листом самопроверки

 

-Не обвиняющий  тон со стороны учителя, 

Представление конспекта и презентации на блоге учителя, внимательно прочитать страницы учебника и выделить существенное, ответить на вопросы после параграфа

Задание на дом

  • Цель самостоятельной работы для учащихся;
  • Цель, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;
  • Разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания

 

-написать  мини эссе «Чему учит меня  мое сердце» для проведение заочного конкурса

-Дальнейшее  осмысление информации, поддержание  интереса к предмету

-знакомит  что такое эссе и правилами  его написания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические наблюдения за уроками  и их анализ

 

3.09.12 понедельник   1 урок (35 минт)

Учитель

Предмет   математика

Возраст учащихся: класс (группа)  1 класс (6,5 – 7 лет)

Тема урока: Счет предметов (с использованием количественного и порядкового числительных)

Прогнозируемые результаты: первоклассники должны осознать роль математики в познании окружающего мира.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, карточки.

Цель посещения: совершенствование умений наблюдения, анализа и оценки воспитательно-образовательного процесса.

                                                       Ход урока

Учитель приветствует  первоклассников  и просит проверить, готовы ли дети к уроку. На столах у ребят: учебник, тетрадь, пенал, карточки с животными.

К первым урокам учитель заранее попросила родителей подготовить – вырезать и наклеить на картон – карточки с изображением животных, каточки с числами от 1 до 10, геометрическими фигурами.

- Ребята, кто знает, как называется предмет,  который мы будем изучать? Кто знает, чем занимаются на этом уроке? Работает с учителем Даша. Ответ не полный, но уверенный.

- Конечно,  мы будем считать, решать задачи, изучать разные фигуры.

Надежда Николаевна отодвинула штору на доске, на ней прикреплены изображения  пяти животных. Учитель призывает  хором посчитать сколько гостей. Благодарит детей за помощь и предлагает продолжить счет дальше. Работает с  учителем пока два человека.(Даша и Алина)

Скажите, кто из гостей находится слева? Справа? Посередине? Кто стоит вторым слева? Третьим справа? На каком месте? Дети испытывают затруднения. Учитель помогает, подсказывает. Игра  на счет с участием детей ( все дети работают)

- Ребята, у нас с вами есть очень  хороший мудрый друг ( дети отвечают, что это учебник)

Учитель рассказывает про учебник, предлагает его рассмотреть. Все дети с книгами, листают странички.

На страничке  справа – первая тема. В классе одна девочка читающая, читает вслух (Даша)

Ребята  продолжают работать с учебником  и карточками. Учитель предлагает выполнять задание в полной тишине.

- Покажите, сколько на рисунке мухоморов,  ёлочек. Некоторые дети испытывают  затруднения. Учитель подходит к каждому ребенку, помогает.

Физкульминутка

Дети  встали, учитель читает считалку и предлагает детям ее показать движениями.

Дальнейшая  работа детей с учебником в  изучении геометрических фигур.

- Ребята, давайте закроем учебник и  подумаем, чем мы с вами занимались  на уроке?

Ответ детей - считали !

Вы помните, какую цель мы поставили в начале урока? Отвечает Даша, девочка смогла сказать, на какой вопрос отвечали (сколько? на каком месте?)

Анализ урока

Анализируя  проведенный урок, можно сказать, не смотря на то, что дети пришли в школу, не посещая детский сад, урок прошел с хорошим результатом. Цель урока была достигнута, да не все дети активно работали на уроке, но ведь это первый в их жизни урок. Учитель смог добиться внимания детей, все дети пытались работать с карточками, повторяли вслух счет, отвечали на вопросы учителя. В игре все дети оживились, давая ответы на поставленные вопросы.

Урок  понравился, насыщенный, доброжелательная, дружеская обстановка. Учитель вел индивидуальную работу с каждым ребенком.

Каковы  предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста?

Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу  он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что  Сережа пошел  в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину, вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашние задания представляли для него какой – то интерес и новизну, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял их. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки.

 

Большинство дошкольников поступающих в первый класс имеют представления о  школе. У каждого ребенка своя мотивация для поступления в  школу. Но все без исключения ждут момента, когда они наконец туда пойдут. Одни ждут с опаской – перед всем новым, другим же представляется всё в розовом цвете, и представляется нескончаемым праздником. Так и наш Сережа, который с радостью пришел в школу и довольно таки был подготовлен: умел читать и знал много стихов, это говорит уже о том, что у Сережи хорошая память и была сформулирована мотивация для поступления в школу. Что могло случиться с учеником, почему он стал нарушать школьную дисциплину? Причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то что надо.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклассники шли в школу, то всё им было новым, интересным. Большая школа, светлый  класс, у каждого парта, громкие  звонки, много учеников, портфель с  книгами, карандашами, тетрадками. И  все это в одной школе. Здорово!

Информация о работе Отчет по практике в в МОБУ СОШ. Первые дни ребенка в школе