Отклонения, требующие педагогической коррекции. Особенности коррекции отклонений познавательной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

История становления и развития коррекционной деятельности в педагогике непродолжительна. Современная отечественная педагогика довольно активно пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия социокультурной ситуации, временных параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки и практики ведет к крупным просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности. В начале XV в. в Западной Европе в ряде государств появляются законодательные акты о предупреждении и преодолении правонарушений среди несовершеннолетних, о создании учреждений по исправлению поведения детей и подростков, совершивших правонарушения или преступления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… ……3
1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого- педагогическая проблема ...……………………………………………………6
2. Понятия «норма» и «аномалия» в развитии ребенка…………………….11
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………31

Файлы: 1 файл

контрольная педагогика.docx

— 59.99 Кб (Скачать файл)

Показатель социальной зрелости индивида – готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации.

Перед педагогами встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

 В нормативных документах  и концептуальных положениях  государственной политики выделяются  понятия общей и специальной  профилактики. Общая профилактика – совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика – коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования и личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо:

– нейтрализовать негативное влияние социальной среды;

– ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важное значение имеет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль как в десоциализации, так и в дезадаптации личности подростка.

При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:

– во-первых, групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения;

– во-вторых, групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведения педагогически запущенных подростков, следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности и интерпретируется соответствующим образом;

– в-третьих, групповое общение педагогически запущенных подростков – это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать, возвести в ранг официальной группы, чаще всего приводит к появлению рядом с ними новых групп общения;

– в-четвертых, как педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
  2. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998.
  3. Павленок П. Д. Основа социальной работы: Учебник М., 1998г. С.270-275
  4. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. - М., 1997

 

Информационные ресурсы

 

  1. http://www.bues.ru/~obrazovanie/va.html
  2. http://www.disabilityrights.org/glossary.htm - коррекционная педагогика: словарь терминов. Словарь терминов, используемых в западных странах в области специального образования.
  3. http://www.ise.iip.net/almanah/1/st3_1.htm - Современное состояние коррекционной педагогики. О взаимодействии между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе. Сведения о позитивных и негативных тенденциях этого взаимодействия. Характеристика роли науки и выбор пути выхода из кризиса системы специального образования.
  4. http://home.tula.net/tgpu/resources/specpsy/sp2.htm - 01.01. - лекция о задержке психического развития.
  5. http://www.kidsolr.com/specialeducation/ - материалы по детской коррекционной педагогике: тематические статьи, тесты on-line, методические рекомендации и пр.
  6. http://www.aacap.org/publications/factsfam/ld.htm - описание психических особенностей детей с трудностями в обучении (по международной классификации).
  7. http://nevromed.ru/zabol/sdv1.htm - материал по синдрому гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ) у детей: современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности

1 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

2 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

3 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

4 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

5 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

6 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.

7 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.

 

8 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.

 

9 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.

10 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.

11 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

12 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.

13 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

14 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

15 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

16 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

17 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

18 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

19 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 

20 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998

 


Информация о работе Отклонения, требующие педагогической коррекции. Особенности коррекции отклонений познавательной сферы