Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:42, контрольная работа
История становления и развития коррекционной деятельности в педагогике непродолжительна. Современная отечественная педагогика довольно активно пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия социокультурной ситуации, временных параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки и практики ведет к крупным просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности. В начале XV в. в Западной Европе в ряде государств появляются законодательные акты о предупреждении и преодолении правонарушений среди несовершеннолетних, о создании учреждений по исправлению поведения детей и подростков, совершивших правонарушения или преступления.
Введение………………………………………………………………… ……3
1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого- педагогическая проблема ...……………………………………………………6
2. Понятия «норма» и «аномалия» в развитии ребенка…………………….11
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………31
Показатель социальной зрелости индивида – готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации.
Перед педагогами встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.
В нормативных документах
и концептуальных положениях
государственной политики
Специальная профилактика – коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.
Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования и личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.
Преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.
Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо:
– нейтрализовать негативное влияние социальной среды;
– ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).
В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важное значение имеет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль как в десоциализации, так и в дезадаптации личности подростка.
При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:
– во-первых, групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения;
– во-вторых, групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведения педагогически запущенных подростков, следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности и интерпретируется соответствующим образом;
– в-третьих, групповое общение педагогически запущенных подростков – это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать, возвести в ранг официальной группы, чаще всего приводит к появлению рядом с ними новых групп общения;
– в-четвертых, как педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию.
Список используемой литературы
Информационные ресурсы
1 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
2 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
3 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
4 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
5 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
6 Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995.
7 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
8 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
9 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
10 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
11 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
12 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1993.
13 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
14 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
15 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
16 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
17 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
18 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
19 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998
20 Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков. - Курск, 1998