Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

В старших классах школьники овладевают учебными высказываниями, которые соответствуют таким жанрам публицистического стиля, как отзыв, рецензия, статья, заметка, репортаж; официально-делового - автобиография, заявление, характеристика; научного - доклад, реферат, тезисы, конспект [2. C. 3-49].
С 1968 года отзыв и рецензия - традиционные жанры школьных сочинений. Они очень тесно связаны между собой. Обучение отзыву ведется в 5-7 классах [3]. Как этап подготовки к сочинению-рецензии отзыв изучается в 8-9 классах [4. C. 30]. Отзыв рассматривается как содержательно-структурный элемент сочинения-рецензии, создаваемого учащимися старших классов [13].

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.60 Кб (Скачать файл)

Отзыв и рецензия как  оценочные высказывания учащихся

Т.В. Тарасова

Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса  русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных  жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики  каждого жанра, взаимосвязи, отношений  преемственности между жанрами  в рамках программного обучения [8,9]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит  теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия  содержания термина «жанр» в лингвистике  используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма  организации речевого материала, выделяемого  в рамках того или иного функционального  стиля, вид высказываний, создающийся  на основе устойчивых, повторяющихся  …моделей и структур в речевой  ситуации» [7. C. 56]. Под «речевым жанром»  понимается «класс текстов, традиционно  использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения  в конкретных условиях общения» [11. C. 28]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности  самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-8 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные  высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [2]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения. Обучение жанрам школьных сочинений в старших  классах ведется в соответствии с жанрами конкретного функционального  стиля. При этом школьная практика обращает внимание на основные особенности конкретного  жанра, на наиболее типичные, повторяющиеся  его элементы. В старших классах  школьники овладевают учебными высказываниями, которые соответствуют таким  жанрам публицистического стиля, как  отзыв, рецензия, статья, заметка, репортаж; официально-делового - автобиография, заявление, характеристика; научного - доклад, реферат, тезисы, конспект [2. C. 3-49].

С 1968 года отзыв и рецензия - традиционные жанры школьных сочинений. Они очень тесно связаны между  собой. Обучение отзыву ведется в 5-7 классах [3]. Как этап подготовки к  сочинению-рецензии отзыв изучается  в 8-9 классах [4. C. 30]. Отзыв рассматривается  как содержательно-структурный элемент  сочинения-рецензии, создаваемого учащимися  старших классов [13].

Вопрос об особенностях подготовки учащихся к сочинению-отзыву в методической литературе рассмотрен достаточно подробно. Системе работы над сочинением-отзывом  посвящены диссертационное исследование и журнальные публикации Г.А. Богдановой. Включение «Рецензии на рассказ  писателя ХХ века» в список тем  экзаменационных сочинений вызвало  появление в методической литературе как по русскому языку, так и по литературе большого количества новых  работ, посвященных особенностям обучения школьников рецензии.

Сопоставим отзыв и  рецензию для выявления преемственности  в работе над ними. Главным в  отзыве является выражение эмоционально-оценочного, личностного отношения к предмету речи. Рецензия как жанр школьного  сочинения отличается от рецензии «как периферийного жанра научного стиля, в котором происходит сближение  научного стиля с газетно-публицистическим» [12]. Как пишет Т.А. Калганова, в  рецензии обычно сообщается «информация  о содержании книги, композиции, поднятые в ней проблемы, критический разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, раскрывается ее роль в литературном процессе и  обществе» [5]. Учащимся даже выпускных классов не по силам написать рецензию, в которой бы присутствовали все вышеуказанные «компоненты». Рецензия как жанр школьного сочинения включает в себя только некоторые из них (примерный план рецензии на сочинение, на книгу, на театральную постановку). В школьной практике речь идет о подготовке старшеклассников к написанию «сочинения в жанре, близком к рецензии» [13. C. 160]. На этапах подготовки к сочинению-рецензии в старших классах используются также такие понятия, как «отзыв-рецензия», «отзыв с элементами рецензии», «отзыв, близкий к рецензии». При этом чем больший объем литературоведческих знаний привлекается автором, чем глубже проводится анализ литературного произведения, тем сочинение становится ближе к собственно рецензии.

В методической литературе под  рецензией как жанром школьного  сочинения понимается «отзыв, критический  разбор, оценка художественного или  научного произведения» [13. C. 160]; «отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного  произведения» [6. C. 12].

Коммуникативная цель отзыва и рецензии - дать оценку предмету речи. Любое задание на уроках русского языка и на уроках литературы, связанное  с созданием самостоятельного высказывания (будь то устный или письменный ответ  на вопрос, сочинение-описание природы (картины, внешности, архитектурного памятника), сочинение-рассуждение), так или  иначе ориентирует учащихся на выражение  собственного мнения (одобрения-неодобрения, согласия-несогласия, положительной - нейтральной - отрицательной оценки факта). Однако именно сочинение-отзыв  и сочинение-рецензия как жанры  учебных высказываний специально ориентированы  на решение такой задачи обучения, как «совершенствование оценочной  деятельности учащихся» [3. C. 32]. В связи  с этим сочинение-отзыв и сочинение-рецензия могут быть выделены в специальную  группу «оценочных высказываний учащихся». (Заметим, что в лингвистике рецензия как речевой жанр относится к  «оценочно-критическому типу текстов» [11. C. 29]).

С отзывом и рецензией  как образцами оценочных высказываний учащиеся встречаются не только на уроках подготовки к сочинениям. Речь учителя, оценивающего устные (краткие  и развернуты) ответы, письменные работы школьников содержит примеры оценочных  высказываний. В литературе «оценочное высказывание учителя» определяется как  «устный речевой жанр, коммуникативная  цель которого оценить ответ ученика, выразить отношение к содержанию и форме высказывания (иногда к  личности ученика), побудить его к  действию» [7. C. 132]. Под оценочным  высказыванием учащихся понимается речевой жанр (устный и письменный, доступный в каждом конкретном случае), коммуникативной целью которого является отклик, критический разбор и оценка предмета речи (литературного  произведения, произведения искусства). Отзыв и рецензия школьников - его  разновидности. Таким образом, оценочный  характер высказываний мы рассматриваем  как основной признак сочинения-отзыва и сочинения-рецензии.

Следует различать способы  реализации оценки в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии (т. е. особенности  включения оценки в структуру  высказывания, особенности ее аргументации).

В лингвистике существует большое количество определений  понятия «оценка». Под оценкой  понимается «отношение говорящего к  предмету речи» (О.С. Ахманова); «суждение  о ценностях» (Е.М. Вольф); «субъективное  выражение значимости предметов  и явлений окружающего мира для  нашей жизни и деятельности» (Т.А. Вендина). Обучение умению создавать  оценочные высказывания, т.е. использовать оценочные слова и выражения  в школьных сочинениях, связано, в  первую очередь, с формированием  умения выражать свое отношение к предмету речи. Поэтому в нашей работе мы используем определение понятия «оценка», данное О.С. Ахмановой [1. C. 305].

Оценочные высказывания (в  том числе и принадлежащие  учащимся) включают в себя две составляющих: оценочную и информационную [1. C. 41]. Информационная составляющая может  быть представлена описанием или  повествованием, оценочная составляющая представлена рассуждением. Их соотношение  в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии неодинаково.

Повторим, цель отзыва - поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв - этап постижения текста - «эмоциональное погружение в  текст» [10. C. 152], по определению Е. Романичевой, очень важен. Это попытка разобраться  в собственных чувствах, вызванных  прочитанным произведением, рассуждение  о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули  автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного  произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной  позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или  иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная  составляющая в отзыве имеет большее  значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в  основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства  автора сочинения, носят эмоционально-оценочный  характер.

Рецензия создается не только для того, чтобы поделиться впечатлением от прочитанного. Цель рецензии - дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного  своеобразия произведения. Рецензент  старается раскрыть смысл названия (аллюзии, ассоциации), описывает способ организации повествования (особенности  композиции произведения), ставит перед  собой задачу охарактеризовать художественный конфликт и проследить его динамику в развитии сюжета. Автор сочинения-рецензии особое внимание уделяет мастерству писателя в создании и раскрытии  характеров персонажей, выражении авторской  позиции, особенностям стиля и метода художника слова. Все утверждения  рецензент подкрепляет убедительными  примерами из текста. Поэтому более  важной будет информационная составляющая. Т.И. Синдеева рассматривает способы  включения оценки в структуру  высказывания. Оценка в структуру  сочинения-рецензии может быть включена так: 1) оценочное предложение находится  вначале, далее следует его раскрытие, доказательство; 2) предложения-рассуждения  являются аргументами, предвосхищающими, подводящими к оценочному выводу; 3) рассуждение состоят из цепи оценочных  и теоретических высказываний, находящихся  в причинно-следственных отношениях [11. C. 42]. В отличие от сочинения-отзыва в сочинении-рецензии аргументы, раскрывающие высказанную авторскую оценку, могут  не иметь эмоционально-оценочного оттенка.

Итак, работа над отзывом  и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить  словарный запас и грамматический строй речи учащихся средствами выражения  оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность  совершенствовать умение употреблять  средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь  лингвистических терминов. М.: Советская  энциклопедия, 1969.

2. Баранов М.Т., Ладыженская  Т.А., Шанский Н.М. Программа по  русскому языку к учебникам  для 5-9 классов // Программы по  русскому языку для общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3-49.

3. Богданова Г.А. Отзыв  о самостоятельно прочитанном  художественном произведении как  вид ученического сочинения // Русский язык в школе.1984. №1. С. 32-37.

4. Богданова Г.А. Отзыв  и рецензия (Материалы к факультативному  курсу «Теория и практика сочинений  разных жанров») // Русский язык  в школе. 1985. №4. С. 29-34.

5. Калганова Т.А. Выпускное  сочинение в 11 классе // Литература  в школе. 1995. № 2.

6. Котельникова С.А. Аннотация  — отзыв — рецензия — эссе // Русский язык в школе. 1998. №  1. С. 12-18.

7. Педагогическое речеведение.  Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и  доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской  и А. К. Михальской; сост. А. А.  Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

8. Программы по русскому  языку для общеобразовательных  школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.

9. Программно-методические  материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 192 с.

10. Романичева Е. Рецензия? Рецензия … Рецензия! / Я иду  на урок литературы. Готовимся  к экзаменационному экзаменационному  сочинению. 11 класс. М., 2001.

11. Синдеева Т.И. Некоторые  особенности композиционно-речевой  организации жанра «научная рецензия»  // Функциональные стили в преподавании  иностранных языков. М.: Наука, 1982.

12. Троянская Е.С. Научное  произведение в оценке автора  рецензии (К вопросу о специфике  жанров научной литературы) // Научная  литература: язык, стиль, жанры. М.: Наука, 1982. С. 67-81.

13. Штильман С. Еще раз  про рецензию // Я иду на урок  литературы. Готовимся к экзаменационному  сочинению. 11 класс. М.: 2001. С. 159-167.


Информация о работе Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся