Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 15:34, реферат
В старших классах школьники овладевают учебными высказываниями, которые соответствуют таким жанрам публицистического стиля, как отзыв, рецензия, статья, заметка, репортаж; официально-делового - автобиография, заявление, характеристика; научного - доклад, реферат, тезисы, конспект [2. C. 3-49].
С 1968 года отзыв и рецензия - традиционные жанры школьных сочинений. Они очень тесно связаны между собой. Обучение отзыву ведется в 5-7 классах [3]. Как этап подготовки к сочинению-рецензии отзыв изучается в 8-9 классах [4. C. 30]. Отзыв рассматривается как содержательно-структурный элемент сочинения-рецензии, создаваемого учащимися старших классов [13].
Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся
Т.В. Тарасова
Работа по развитию речи учащихся
- обязательная часть школьного курса
русского языка. Эта работа многоаспектна.
В частности, она предполагает последовательную
подготовку к сочинениям различных
жанров с учетом возрастных особенностей
школьников конкретного класса, специфики
каждого жанра, взаимосвязи, отношений
преемственности между жанрами
в рамках программного обучения [8,9].
Необходимо различать понятия «жанр»,
«речевой жанр» и «жанр школьных
сочинений». Первые два понятия являются
лингвистическими, последнее принадлежит
теории и практике обучения русскому
языку. Традиционно для раскрытия
содержания термина «жанр» в лингвистике
используется определение, данное М.М.
Бахтиным: «Жанром называется форма
организации речевого материала, выделяемого
в рамках того или иного функционального
стиля, вид высказываний, создающийся
на основе устойчивых, повторяющихся
…моделей и структур в речевой
ситуации» [7. C. 56]. Под «речевым жанром»
понимается «класс текстов, традиционно
использующихся для достижения определенных
коммуникативных целей общения
в конкретных условиях общения» [11.
C. 28]. Жанром в методике преподавания
русского языка называют разновидности
самостоятельных высказываний (сочинений)
учащихся. На начальном этапе обучения
(5-8 классы) под «жанрами школьных сочинений»
подразумеваются
С 1968 года отзыв и рецензия
- традиционные жанры школьных сочинений.
Они очень тесно связаны между
собой. Обучение отзыву ведется в 5-7
классах [3]. Как этап подготовки к
сочинению-рецензии отзыв изучается
в 8-9 классах [4. C. 30]. Отзыв рассматривается
как содержательно-структурный
Вопрос об особенностях подготовки
учащихся к сочинению-отзыву в методической
литературе рассмотрен достаточно подробно.
Системе работы над сочинением-отзывом
посвящены диссертационное
Сопоставим отзыв и
рецензию для выявления преемственности
в работе над ними. Главным в
отзыве является выражение эмоционально-
В методической литературе под рецензией как жанром школьного сочинения понимается «отзыв, критический разбор, оценка художественного или научного произведения» [13. C. 160]; «отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения» [6. C. 12].
Коммуникативная цель отзыва
и рецензии - дать оценку предмету речи.
Любое задание на уроках русского
языка и на уроках литературы, связанное
с созданием самостоятельного высказывания
(будь то устный или письменный ответ
на вопрос, сочинение-описание природы
(картины, внешности, архитектурного памятника),
сочинение-рассуждение), так или
иначе ориентирует учащихся на выражение
собственного мнения (одобрения-неодобрения,
согласия-несогласия, положительной -
нейтральной - отрицательной оценки
факта). Однако именно сочинение-отзыв
и сочинение-рецензия как жанры
учебных высказываний специально ориентированы
на решение такой задачи обучения,
как «совершенствование оценочной
деятельности учащихся» [3. C. 32]. В связи
с этим сочинение-отзыв и сочинение-
С отзывом и рецензией
как образцами оценочных
Следует различать способы реализации оценки в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии (т. е. особенности включения оценки в структуру высказывания, особенности ее аргументации).
В лингвистике существует большое количество определений понятия «оценка». Под оценкой понимается «отношение говорящего к предмету речи» (О.С. Ахманова); «суждение о ценностях» (Е.М. Вольф); «субъективное выражение значимости предметов и явлений окружающего мира для нашей жизни и деятельности» (Т.А. Вендина). Обучение умению создавать оценочные высказывания, т.е. использовать оценочные слова и выражения в школьных сочинениях, связано, в первую очередь, с формированием умения выражать свое отношение к предмету речи. Поэтому в нашей работе мы используем определение понятия «оценка», данное О.С. Ахмановой [1. C. 305].
Оценочные высказывания (в том числе и принадлежащие учащимся) включают в себя две составляющих: оценочную и информационную [1. C. 41]. Информационная составляющая может быть представлена описанием или повествованием, оценочная составляющая представлена рассуждением. Их соотношение в сочинении-отзыве и в сочинении-рецензии неодинаково.
Повторим, цель отзыва - поделиться впечатлением, например, о прочитанном, привлечь внимание к произведению литературы или искусства. Отзыв - этап постижения текста - «эмоциональное погружение в текст» [10. C. 152], по определению Е. Романичевой, очень важен. Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения-отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер.
Рецензия создается не
только для того, чтобы поделиться
впечатлением от прочитанного. Цель рецензии
- дать аргументированное истолкование
и оценку идейно-художественного
своеобразия произведения. Рецензент
старается раскрыть смысл названия
(аллюзии, ассоциации), описывает способ
организации повествования (особенности
композиции произведения), ставит перед
собой задачу охарактеризовать художественный
конфликт и проследить его динамику
в развитии сюжета. Автор сочинения-рецензии
особое внимание уделяет мастерству
писателя в создании и раскрытии
характеров персонажей, выражении авторской
позиции, особенностям стиля и метода
художника слова. Все утверждения
рецензент подкрепляет
Итак, работа над отзывом
и рецензией как оценочными высказываниями,
с одной стороны, позволит обогатить
словарный запас и
Список литературы
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А., Шанский Н.М. Программа по
русскому языку к учебникам
для 5-9 классов // Программы по
русскому языку для
3. Богданова Г.А. Отзыв
о самостоятельно прочитанном
художественном произведении
4. Богданова Г.А. Отзыв
и рецензия (Материалы к факультативному
курсу «Теория и практика
5. Калганова Т.А. Выпускное сочинение в 11 классе // Литература в школе. 1995. № 2.
6. Котельникова С.А. Аннотация — отзыв — рецензия — эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1. С. 12-18.
7. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.
8. Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русския язык. 5-9 кл. / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 160 с.
9. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. 192 с.
10. Романичева Е. Рецензия?
Рецензия … Рецензия! / Я иду
на урок литературы. Готовимся
к экзаменационному
11. Синдеева Т.И. Некоторые
особенности композиционно-
12. Троянская Е.С. Научное произведение в оценке автора рецензии (К вопросу о специфике жанров научной литературы) // Научная литература: язык, стиль, жанры. М.: Наука, 1982. С. 67-81.
13. Штильман С. Еще раз про рецензию // Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. М.: 2001. С. 159-167.
Информация о работе Отзыв и рецензия как оценочные высказывания учащихся