Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить способы ознакомления детей с художественной литературой в дошкольных учреждениях
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. исследовать теоретическую литературу по данной теме;
2. рассмотреть совершенствование личности, через художественные произведения;
3. рассмотреть работу детских сада по ознакомлению с художественной литературой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………....…..2
Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

1.1 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой………………………………….....4
1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. …………………………..............10
2. Художественная литература как необходимый элемент в развитие личности
2.1 Развитие личности ребёнка с помощью художественной литературы………………………………………………………...14
2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка……………18

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 132.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель должен помнить, что  прямое сопоставление изображенных  в художественном произведении  событий, характеров, персонажей  с реальными событиями или  детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребёнок,  на которого все дети укажут  как на плохого, может не только обидеться  и  заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотношение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребёнком. Необходимо также, чтобы оценка, поступков детей, отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.     

 Представления полученные детьми  из художественных произведений, переносится в их жизненный  опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко  вообще забывают о связи литературы  с жизнью детей, о том, когда  необходимо сосредотачивать внимание детей на этой связи.     

 Воспитание гуманных чувств необходимо  рассматривать в тесной взаимосвязи  с общим эмоциональным развитием  ребенка. Эмоциональное отношение  детей к окружающему является  косвенным показателем становления  их чувств. Художественная литература способствует возникновения у детей именно эмоционального отношения к описываемым   событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.                           
  
 

2.2 Влияние ознакомления  детей с художественной литературой  на речевую сторону развития  ребёнка   

 

 

         Как было уже сказано художественная литература оказывает большое воздействие на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитий речи дошкольника.        

 На важность приобщения детей  к красоте родного слова, развития  культуры речи  указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,  А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М.  Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).        

 Художественная литература открывает  и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.        

 Огромно ее воспитательное, познавательное  и эстетическое значение, так  как, расширяя знания ребенка  об окружающем мире, она воздействует  на личность малыша, развивает  умение тонко чувствовать   форму и ритм родного языка.       

 Художественная литература  сопровождает человека с первых  лет его жизни. Литературное  произведение выступает перед  ребенком в единстве содержания  и художественной формы. Восприятие  литературного произведения будет  полноценным только при условии,  если ребенок к нему подготовлен.  А для этого необходимо обратить  внимание детей не только на  содержание, но и на выразительные  средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений  художественной литературы.       

 Постепенно у детей вырабатывается  избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.        

 В старшем дошкольном возрасте  дошкольники способны понимать  идею, содержание и выразительные  средства языка, осознавать переносное  значение слов и словосочетаний.      

    Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.      

 Основная задача воспитателя  – прививать детям любовь к  художественному слову, уважение  к книге.      

 При анализе любого литературного произведения педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.     

 Проблема восприятия литературных  произведений разных жанров детьми  дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм  эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе- развитие детского художественного творчества.         

 На основе анализа литературного  произведения в единстве его  содержания и художественной  формы, а также в активном  освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.          

 Под словесным творчеством подразумевается  деятельность детей, возникшая  под влиянием произведений искусства  и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся  в создании устных сочинений- рассказов, сказок и стихов и т.п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается  способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознать их. Сюда же относится  и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.        

 Развитие поэтического слуха  является важным фактором формирования  словесного творчества. Однако само  по себе развитие поэтического  слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито  только на основе специальной  работы, направленных на создание условий для творческих проявлений детей.      

Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствие с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и  коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.     

 В современных условиях одной  из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляристов» (К.И. Чуковский), которые мертвят живую речь. Привычка говорить штампами, слитными блоками казенных слов ведут к утрате живого языка, и это выражается на его грамматической стороне и выразительности речи.      

 В педагогической практике  высокий уровень высокий уровень  речевой культуры обозначается  с помощью термина «хорошая  речь». В это понятие включается  как минимально достаточные три  признака:  богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и умение употреблять в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.       

 Точность -  это выбор таких  слов, которые наилучшим образом  передать содержание художественного  произведения. Здесь очень важно владеть синонимикой, различение значений смысловых оттенков слов.      

 Выразительность речи предполагает  отбор языковых средств,  соответствующих  условиям и задачам общения.  Это качество должно обязательно  соотноситься с функциональным стилем, понимание ситуаций, что бы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.         

 Развитие образности речи необходимо рассмотреть в  нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи  (фонетической, лексической, гармонической), восприятие разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформление самостоятельного связанного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детей.        

Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребёнку находить точное слово в построение высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.      

 Специально организованная лексическая  работа, направленная на формирование  у дошкольников умений отбирать  лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте  произвольности выстраивания связного высказывания.      

 В формирование грамматического строя речи в плане образности особое значение  приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и соматическое место формы слова в предложение и в целом высказывание. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля


Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой