Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 08:41, доклад
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Педагогический опыт работы по теме
«Ознакомление с родным городом,
как средство патриотического воспитания детей 4-6 лет»
воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Капелька» г.Суража Колешко Натальи Петровны
2012
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
В проекте национальной доктрины
образования Российской Федерации
подчёркивается, что “система образования
призвана обеспечить воспитание патриотов
России, граждан правового
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что
в настоящее время выходит
достаточно много методической литературы
по данному вопросу. Зачастую в ней
освещаются лишь отдельные стороны
нравственно-патриотического
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей 4-6 лет включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви
и привязанности к своей семье,
- формирование бережного
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским
народным традициям и
- формирование элементарных
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 4 - 6лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт
о значении истории родного города
и его влияние на патриотическое
воспитание дошкольников. Успешность
развития дошкольников при знакомстве
с родным городом возможна только
при условии активного
Проблема
Большое значение для познавательного,
социально-личностного и
Родители имеют недостаточно
знаний о своем городе, не уделяют
внимание данной проблеме, считая ее неважной,
дети не владеют достаточной
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится
в русской поговорке. Поэтому
мы и начинаем знакомить детей
с нашей малой Родиной - городом
Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти
знания, а значит и чувство гордости
за свой город, народ помогут ребенку
правильно распоряжаться, владеть,
сохранить и приумножить
Освоение этих знаний возможно
при целенаправленном систематичном
участии в образовательном
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта:
- Осуществление комплексного
подхода к воспитанию в духе
патриотизма, приобщение
Задачи проекта:
- Создать условия для
восприятия сведений об
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь
детей; обогащать и
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 4-6 лет
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
2 года
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и
- Повышение родительской
компетентности по
- Участие семей воспитанников
в учебно-воспитательном
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит
повысить детскую,
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,
II этап - основной, включает в себя:
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
экскурсии по городу,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций
III этап - итоговый, включает в себя:
итоговое диагностирование детей,
повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Литература.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.
Дата
|
Тема
|
Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь |
Моя малая Родина |
- изготовление альбома, |
Октябрь |
День рождение города |
- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов, - выставка детского рисунка «Мой любимый город» |
Ноябрь |
История возникновения города |
- изготовление альбома «Природа моего края», |
Декабрь |
Знакомство с гербом города |
- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи», - знакомство с флагом, гербом и гимном России |
Январь |
Экскурсия по городу |
- изготовление макета города, - дидактическая игра « |
Февраль |
Они прославили наш город |
- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», - беседа о важности труда всех людей |
Март |
Папа, мама, я - семья (викторина) |
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём», - заучивание стихотворений о родном крае |
Апрель |
Сураж - спортивный |
- спортивный фестиваль «Белый медвежонок», - выставка детского рисунка «Мы любим спорт» |
Май |
Боевая слава города |
- изготовление праздничных
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне |