Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патритического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 08:41, доклад

Описание работы

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Файлы: 1 файл

Наташа Колешко.docx

— 24.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Педагогический опыт работы по теме

«Ознакомление с родным городом,

как средство патриотического  воспитания          детей 4-6 лет»

 

 

воспитателя  первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Капелька» г.Суража Колешко Натальи Петровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

                                                                                                                                                  «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

 

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации  подчёркивается, что “система образования  призвана обеспечить воспитание патриотов  России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих  национальную и религиозную терпимость”.

 

О важности приобщения ребёнка  к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к  отечественному наследию воспитывает  уважение, гордость за землю, на которой  живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих  предков. Именно акцент на знание истории  народа, его культуры поможет в  дальнейшем с уважением и интересом  относиться к культурным традициям  других народов.

 

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время выходит  достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней  освещаются лишь отдельные стороны  нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку  чувство патриотизма многогранно  по содержанию. Это и любовь к  родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с  окружающим миром, и желание сохранять  и преумножать богатство своей  страны.

 

Исходя из этого, работа дошкольного  учреждения по патриотическому воспитанию детей 4-6 лет включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви  и привязанности к своей семье,  дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения  к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским  народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний  о правах человека;

- расширение представлений о  городах России;

- знакомство детей с символами  государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности  и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности,  чувства уважения к другим  народам, их традициям.

 

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует  считать накопление ими социального  опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с  любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим  своеобразием родного края - Пермского  края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок  учится осознавать себя живущим в  определённый временной период, в  определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается  к богатствам национальной и мировой  культуры. В этой связи успешность развития ребенка 4 - 6лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 

Актуальность темы

У каждого счастливого  человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек  родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно  же, не было трудным, у большинства  людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного  развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с  известными людьми, которые строили  наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют  внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией  о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой  Родине.

Следовательно, мы считаем  данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для  общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится  в русской поговорке. Поэтому  мы и начинаем знакомить детей  с нашей малой Родиной - городом  Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти  знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку  правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном  участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей  воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

- Осуществление комплексного  подхода к воспитанию в духе  патриотизма, приобщение дошкольников  к истории и культуре родного  города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности  к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для  восприятия сведений об историческом  прошлом и культурном облике  родного края;

- Осуществлять ознакомление  дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим  своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение  к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь  детей; обогащать и активизировать  словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

 

- Воспитывать чувство  гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное  отношение к краю.

 

Участники проекта

Дети 4-6 лет 

Проект предусматривает  активное участие родителей, детей  и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года

Принципы

При выстраивании педагогического  процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие  принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых  явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его  точку зрения, не игнорировать его  чувства и эмоции, видеть в ребёнке  полноправного партнёра, а также  ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному  краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной  детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала  определяется с учётом сочетания  всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными  особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

 

- Обогащенные и систематизированные  знания детей об истории города  и его культурных ценностях.  Сформирован устойчивый интерес  к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской  компетентности по представленной  проблеме.

- Участие семей воспитанников  в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое  и дидактическое сопровождение  по данному разделу.

- Реализация проекта позволит  повысить детскую, родительскую  и педагогическую компетентность  в вопросах истории, культуры города , поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет  социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает  в себя:

анкетирование родителей  знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

диагностирование детей  с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает  в себя:

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

совместные мероприятия  с семьями воспитанников,

экскурсии по городу,

пополнение развивающей  среды,

выставки детских работ, семейных коллекций

 

III этап - итоговый, включает  в себя:

итоговое диагностирование детей,

повторное анкетирование  родителей.

 

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

 

Вывод: Данный проект можно  реализовать в условиях большинства  дошкольных учреждений. Проект не требует  значительных материальных затрат, в  его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

 

 

 

 

Литература.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного  возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей  старшей группы на 2011-2012 учебный  год.

Дата 

 

Тема 

 

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление  рассказов «Дом, в котором я  живу»

Октябрь 

День рождение города

- прослушивание песен о родном  городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка  «Мой любимый город»

Ноябрь 

История возникновения города 

- изготовление альбома «Природа  моего края»,

Декабрь 

Знакомство с гербом города

- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом  и гимном России

Январь 

Экскурсия по городу 

- изготовление макета города,

- дидактическая игра «Путешествие  по городу»

Февраль 

Они прославили наш город 

- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

- беседа о важности труда  всех людей

 

Март 

Папа, мама, я - семья (викторина)

- дидактическая игра «Край, в  котором мы живём»,

- заучивание стихотворений о  родном крае

Апрель 

Сураж - спортивный 

- спортивный фестиваль «Белый  медвежонок»,

- выставка детского рисунка  «Мы любим спорт»

Май 

Боевая слава города 

 

- изготовление праздничных открыток,

 

- встреча с ветеранами (прадедушкой  одного из детей),

 

- беседа о подвигах солдат  в Великой Отечественной войне

Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом как средство патритического воспитания