Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:44, контрольная работа
Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.
Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством
Особенности народного промысла
Задачи декоративного рисования в данной возрастной группе
Приемы ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством
Методика обучения детей данной возрастной группы декоративному рисованию с использованием мотивов народного промысла
Контрольная работа
по методике развития детского изобразительного творчества
Тема №5
Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе
План работы
1. Воспитательное значение ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством
Успешному развитию
творческих способностей детей помогает
умелое использование произведений
народного прикладного
Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.
Выбор этих материалов
для декоративно-прикладного
Следует отметить
также, что великолепные приемы художественной
обработки различных
На материалах,
выбранных для декоративно-
Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.
В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.
В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и
кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.
Отбор произведений
народного прикладного искусств
Красочный мир
народного искусства
Много интересного
и полезного воспитатели
Следует особо
остановиться на вопросах, связанных
с ознакомлением детей с
На экскурсию к мастерам дымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, к тобольским косторезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостова следует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели, как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок густой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера на бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинное эстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности владения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов это реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникой вышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям, выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы с материалом и способы его декорирования.
Назовем лишь некоторые центры традиционных народных художественных промыслов.
В Московской области
это Богородская фабрика
Архангельская область известна изготовлением каргопольских глиняных игрушек, искусством мастеров плетения из бересты, вязания из шерсти, ткачеством, резьбой и росписью по дереву. Кировская область знаменита дымковской глиняной игрушкой, резьбой по дереву, серебристым кружевом и вышивкой. Вологодские ребята могут познакомиться с удивительными кружевными изделиями объединения «Снежинка», а тульские дошкольники с керамическими игрушками. С росписью металлических подносов познакомятся дошкольники в Нижнем Тагиле.
Названы лишь некоторые предприятия и художественные мастерские, где трудятся замечательные художники народного искусства и где ребятишки из детского сада всегда будут желанными и дорогими гостями. Можно назвать и другие не менее интересные производства, сохранившие замечательные художественные традиции народного ремесла, знакомство с которыми обогатит фантазию и художественный вкус детей.
Более пристальное внимание к народному декоративному искусству, изучение его воспитателями становится особенно актуальным в свете постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (февраль 1975 г.), в котором особое место отводится вопросам раннего приобщения детей к народному искусству, обладающему непреходящими художественными ценностями.
В интерьер детского сада хорошо включать произведения народного искусства, стараться использовать в оформлении помещений разнообразные образцы: керамику, изделия из дерева, вышивку. Это, несомненно, будет влиять на развитие эстетического восприятия детей.
Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.
Необходимо
тщательно подготовиться к
Интересен опыт детского сада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий в Музей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективом детского сада установились тесные контакты.
Информация о работе Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе