Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:19, статья
Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился жанр пейзажа.
Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.
«В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам»
К. Коровин
Каждая встреча с природой
впечатляет нас комплексом ощущений
пространства, тепла, прохлады, запахов,
звуков, цветовых отношений, освещения.
В природе все пребывает в
бесконечном движении: облака плывут,
река течет, деревья качаются или
шелестят листьями. Можно долго, не
уставая, смотреть на однообразно-неповторимую
искристую рябь воды под лучами низкого
солнца. И хоть никакое изображение
не в состоянии передать и сотой
доли всего комплекса таких
Что такое пейзаж? Пейзаж – это «портрет» природы. Изображение природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает интерес к картине и желание самому взяться за краски и кисть.
Точно такое же желание
возникает и у ребенка, впервые
соприкоснувшегося с миром
Знакомство с пейзажем т овладение приемами его изображения в рисунке оказывает большое влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.
Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на художественно-творческое развитие личности ребенка на то, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать окружающий мир.
Работа по ознакомлению детей с пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно проводиться со средней группы. Но уже в младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. С этой целью в работе с детьми могут быть использованы различные дидактические и развивающие игры и упражнения: «Подбери сарафаны матрешкам», «Собери урожай», «Составь гусеницу» и т.п. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.
Работа по знакомству с
пейзажем продолжается в средней
группе. С детьми проводятся занятия
под общей темой «Разноцветная
страна», на которых дети продолжают
знакомство с цветами красок и
их оттенками. Дети сравнивают мир красок
и мир людей. Краска похожа на человека,
у которого свой характер и свои
привычки, отличающие его от других
людей. Цвет же – это настроение
краски, ее состояние в данный момент.
Такое объяснение помогает детям
понять, как одной краске может
соответствовать несколько
Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес» и др.занятия), дети понимают, что дерево – это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.
Таким образом, вся работа направлена на восприятие детьми понятия «живопись», основных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт) и более конкретно к восприятию и передаче детьми пейзажной живописи. На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе использовались литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире. Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее.
Рассматривание и детальное
изучение дошкольниками картин о
природе, позволяет им усвоить понятие
«пейзаж», как один из жанров живописи.
Теоретические занятия
В старшей и подготовительной группах работа продолжается. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что пейзаж бывает не только природный, но и городской (огромные архитектурные постройки и городские улочки), сельский (поля, деревенские дома) и морской, показывающий море во всем его великолепии. После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом. На занятиях по знакомству с живописью вводятся мнемотаблицы по жанрам живописи, содержащие в себе краткие сведения по каждому из известных детям жанров.
На практических занятиях дети учатся размывать краски, делая переход от более темного к более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции. Старших дошкольников можно познакомить с работой по мокрому листу в техниках «монотипия» и «монохром».
Монотипия – фон-отпечаток, данная техника способствует развитию творческого воображения и неординарного мышления. Чтобы выполнить рисунок в данной технике необходимо:
Рекомендации:
Монохром – более сложная техника, поэтому более детально можно знакомить с ней в подготовительной группе. Монохром – рисование одной краской. Данная техника открывает возможность по-новому увидеть и изобразить пейзаж, совершенствует технические навыки владения кистью и красками, развивает чувство тона по светлости (дети учатся размывать краски от темного до светлого тона и выделять этим приемом все предметы).
Рекомендации:
При использовании данных
техник у детей возникает
На занятиях с дошкольниками
по ознакомлению с пейзажем могут
быть использованы различные методы
и приемы: чтение литературных произведений,
стихов, отгадывание загадок, прослушивание
музыкальных произведений, составление
описательных загадок о пейзаже,
разгадывание кроссвордов. Работа по ознакомлению
с пейзажем присутствует во всех видах
деятельности детей. Это и специально
организованная деятельность по рисованию,
лепке, аппликации, познавательно-речевая.
С детьми проводятся наблюдения, беседы,
рассматривание репродукций и иллюстраций,
прослушивание музыкальных
Яркая зелень ранней весны и багрянец поздней осени, зной и зябкая изморозь, блеск струй ручья, румянец летних зорь – все это привлекает и вдохновляет на то, чтобы запечатлеть эту красоту на бумаге в своем творчестве.
Список литературы
Информация о работе Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж