Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:19, статья

Описание работы

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого солнца. И хоть никакое изображение не в состоянии передать и сотой доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился жанр пейзажа.

Файлы: 1 файл

Ознакомление детей с пейзажем.docx

— 21.56 Кб (Скачать файл)

 

    Ознакомление  дошкольников с жанром живописи пейзаж.

«В пейзаже должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам» 

                                                                                                         К. Коровин        

Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в  бесконечном движении: облака плывут, река течет, деревья качаются или  шелестят листьями. Можно долго, не уставая, смотреть на однообразно-неповторимую искристую рябь воды под лучами низкого  солнца. И хоть никакое изображение  не в состоянии передать и сотой  доли всего комплекса таких ощущений, человеку-творцу всегда хотелось запечатлеть  на бумаге, холсте красоту, силу и мощь природы. Так в живописи появился  жанр пейзажа.        

Что такое пейзаж? Пейзаж – это «портрет» природы. Изображение  природы содержит в себе определенную долю познавательной информации, но это  «не наглядное пособие по географии». Пейзаж, вовсе не пересказ с натуры. Изображая пейзаж, художник концентрирует  наше внимание на тех увлекательных, красивых, интересных моментах в природе, которых мы могли бы не заметить. Тем самым художник воспитывает  любовь к природе, эстетический вкус. И наоборот, любовь к природе порождает  интерес к картине и желание  самому взяться за краски и кисть.         

Точно такое же желание  возникает и у ребенка, впервые  соприкоснувшегося с миром искусства. Потребность в этом отмечается у  ребенка с первых дней его жизни, поэтому очень важно упрочить и расширить это желание приобщиться  к миру прекрасного, что в значительной мере влияет на формирование духовного  мира будущего человека. К.Д. Ушинский писал: «Прекрасный ландшафт имеет  такое огромное воспитательное влияние  на развитие молодой души, с которым  трудно соперничать влиянию педагога». Образы, представления в момент наблюдения, являются источником рождения художественных образов природы и желания  изобразить  это в рисунке.        

Знакомство с пейзажем т овладение приемами его изображения  в рисунке оказывает большое  влияние на художественное развитие личности ребенка и воспитание его  эстетического вкуса. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности  замечать все новое и интересное в природе и в жизни. Знание сочетаний цвета формирует у  детей хороший эстетический вкус не только в живописи, но и в одежде, в создании интерьера.        

Таким образом, вся работа по ознакомлению детей с пейзажем направлена на художественно-творческое развитие личности ребенка на то, чтобы  научить детей видеть, понимать и  изображать окружающий мир.        

Работа по ознакомлению детей  с пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно  проводиться со средней группы. Но уже в младшем возрасте, в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель запомнить само понятие «пейзаж». Дети знакомятся с основными цветами, учатся выделять цветовые оттенки. С этой целью в работе с детьми могут быть использованы различные дидактические и развивающие игры и упражнения: «Подбери сарафаны матрешкам», «Собери урожай», «Составь гусеницу» и т.п. Дети наблюдают за природными явлениями на прогулке и прослушивают стихи и художественные произведения, носящие описательный характер того или иного природного явления.        

Работа по знакомству с  пейзажем продолжается в средней  группе. С детьми проводятся занятия  под общей темой «Разноцветная  страна», на которых дети продолжают знакомство с цветами красок и  их оттенками. Дети сравнивают мир красок и мир людей. Краска похожа на человека, у которого свой характер и свои привычки, отличающие его от других людей. Цвет же – это настроение краски, ее состояние в данный момент. Такое объяснение помогает детям  понять, как одной краске может  соответствовать несколько цветов, несколько настроений, также как  и у человека существует несколько  настроений. На занятиях дети учатся смешивать  краски для получения новых оттенков. Детям предлагается изобразить в  своих работах конкретный образ  природы: небо, море, реку и т.п. На занятиях «Каким мы видим небо?» дети открывают для себя изменчивость цвета неба и то, от чего же зависит цвет неба (погода, время суток и освещение, время года; в одно и тоже время в разных местах небо может быть разного цвета – как радуга). Дети знакомятся с тем, как изображали небо, море художники (рассматривание иллюстраций и репродукций) и сами пытаются нарисовать их.        

Также ведется работа по изображению детьми конкретных образов  природы – деревьев, кустарников, рек, озер, небольших построек и т.п. Рисуя деревья («Осеннее дерево», «Сказочный лес» и др.занятия), дети понимают, что дерево – это образ человека. Как у человека есть пол, возраст, настроение, так и деревья отличаются друг от друга. В предметном рисовании дети знакомятся с понятием «контур», как линией, очерчивающей предмет.         

Таким образом, вся работа направлена на  восприятие  детьми понятия «живопись», основных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт) и более конкретно к восприятию и передаче детьми пейзажной живописи. На занятиях дети рассматривают репродукции картин великих мастеров прошлого, учатся понимать настроение картины, которое хотел передать художник. Для более глубокого впечатления от созерцания картин, в работе использовались литературные описания природы (стихи, загадки, прозаические отрывки) и музыкальные композиции, ведь только в единстве всех этих форм работы у ребенка возникает более живое и яркое представление об окружающем нас мире. Также дети знакомятся с понятием «линия горизонта» и расположением предметов в зависимости от нее.        

Рассматривание и детальное  изучение дошкольниками картин о  природе, позволяет им усвоить понятие  «пейзаж», как один из жанров живописи. Теоретические занятия подкрепляются  практическими, на которых дети, изображая  пейзажи, передают свои впечатления  от просмотренных репродукций или  от загородной прогулки, во время которой  они сталкиваются с конкретными  образами природы: лес, река, озеро, небо, засохшая травинка и т.п. («Радостная осень», «Белая береза под моим окном», «Волшебница весна» и др.занятия). В работе с детьми могут быть введены различные дидактические игры: «Цветное домино», «Составь эскиз пейзажа», «Каждому дереву свое лицо» и т.п. Могут быть использованы модели, направленные на ознакомление детей с передачей пространства – 1-ый, 2-ой план картины. Линия горизонта. Также детям предлагаются самостоятельные задания в рабочей тетради «Прогулка с Лесовичком по сказочному лесу» для работы на занятиях или дома вместе с родителями.        

В старшей и подготовительной группах работа продолжается. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с видами пейзажа. Дети узнают, что пейзаж бывает не только природный, но и городской (огромные архитектурные постройки и городские улочки), сельский (поля, деревенские дома) и морской, показывающий море во всем его великолепии. После серии подобных занятий у детей формируется четкое представление о том, что где бы человек не жил, в городе или в сельской местности, везде он может найти прекрасное: маленькая сельская речушка, убегающая в даль, или город с его кипучим, напряженным ритмом. На занятиях по знакомству с живописью вводятся мнемотаблицы по жанрам живописи, содержащие в себе краткие сведения по каждому из известных детям жанров.        

На практических занятиях дети учатся размывать краски, делая  переход от более темного к  более светлому тону, учатся тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка. Детские работы становятся более интересными по содержанию и композиции. Старших дошкольников можно познакомить с работой  по мокрому листу в техниках «монотипия»  и «монохром».        

Монотипия – фон-отпечаток, данная техника способствует развитию творческого воображения и неординарного мышления. Чтобы выполнить рисунок в данной технике необходимо:

  • Сложить лист бумаги пополам, одну сторону смочить.
  • Сделать по настроению цветные пятна на влажной стороне листа.
  • Пока все влажное, промокнуть сухой стороной листа.
  • Рассмотреть получившееся со всех сторон, чтобы увидеть, как лучше расположить рисунок.

Рекомендации:

  • Перед рисованием продумать, какого цвета краски нужно использовать для изображения того или иного пейзажа (в зависимости от времени года, суток, от индивидуальных особенностей пейзажа – наличия реки, гор, шалаша и т.п.).
  • После первого отпечатка, если нужно, можно добавить краски и изменить необходимые места в пейзаже.
  • Для дорисовки пейзажа необходимо взять тонкую кисть.

Монохром – более сложная техника, поэтому более детально можно знакомить с ней в подготовительной группе. Монохром – рисование одной краской. Данная техника открывает возможность по-новому увидеть и изобразить пейзаж, совершенствует технические навыки владения кистью и красками, развивает чувство тона по светлости (дети учатся размывать краски от темного до светлого тона и выделять этим приемом все предметы).

Рекомендации:

  • Перед изображением пейзажа надо помнить, что небо, земля и все предметы при приближении к линии горизонта бледнеют и уменьшаются в размере.
  • Проработку деталей и дорисовку необходимо делать по сухому листу.

При использовании данных техник у детей возникает необходимость  быть более внимательными к композиции, к выбранной цветовой гамме и  к линиям, выбранным для изображения  того или иного предмета. Дети учатся воспринимать линию и цвет, как  основные средства художественной выразительности. С этой целью вводятся дидактические  игры: домино «Линия к линии», «Времена года», «Части суток». Детям предлагаются различные задания, такие как, зарисовать ветку дерева, рассмотреть небо и  зарисовать все цвета и оттенки. Также детям предложено выполнение заданий в рабочей тетради  «Прогулка с Лесовичком по сказочному лесу».        

На занятиях с дошкольниками  по ознакомлению с пейзажем могут  быть использованы различные методы и приемы: чтение литературных произведений, стихов, отгадывание загадок, прослушивание  музыкальных произведений, составление  описательных загадок о пейзаже, разгадывание кроссвордов. Работа по ознакомлению с пейзажем присутствует во всех видах  деятельности детей. Это и специально организованная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, познавательно-речевая. С детьми проводятся наблюдения, беседы, рассматривание репродукций и иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений. Главное, чтобы дети научились видеть прекрасное в самом незатейливом и простом уголке природы и  захотели передать возникшее от увиденного настроение в своем рисунке.        

Яркая зелень ранней весны  и багрянец поздней осени, зной и  зябкая изморозь, блеск струй ручья, румянец летних зорь – все это привлекает и вдохновляет на то, чтобы запечатлеть эту красоту на бумаге в своем творчестве.        

Список литературы

  1. Ж.И. Воробьева «Гармония» Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. – СПб, 1995.
  2. Е. Каменева «Твоя палитра». – М.: Детская литература, 1997.
  3. Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
  4. Серия «Открытый урок», «Какого цвета мир?» (1 выпуск). – СПб, 1992.
  5. А.С.Галанов, С.Н. Корнилова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». – М, 2000.
  6. И.Ю. Селютин «Как нарисовать пейзаж». – Донецк: Сталкер, 2005.

Информация о работе Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж