Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук младшего школьника на уроках русского языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 15:06, реферат
Описание работы
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для
ознакомления мл.школьников с окружающими их объектами, накопления
социального и двигательного опыта и овладения речью.
Одной из эффективных форм работы с мл.школьниками, способствующей
развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы
упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками
и песнями.
Содержание работы
Введение
1.Что такое «мелкая моторика»?
2.Упражнения для развития мелкой моторики рук.
3.Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей в младшего
школьного возраста.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Заключение
Литература
Файлы: 1 файл
Министерство образования Российской Федерации
Государственное бюджетное образование учреждение
Среднего профессионального образования
"Педагогический колледж им.Н.К.Калугина"
Реферат
"Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук младшего
школьника на уроках русского языка "
Выполнила: студентка 28"а" группы
Сулименова А.К
Руководитель работы: Прокина Л.П
Оренбург
2015
Содержание
Введение
1.Что такое «мелкая моторика»?
2.Упражнения для развития мелкой моторики рук.
3.Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей в младшего
школьного возраста.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Заключение
Литература
Введение
Развитие мелкой моторики пальцев рук имеет огромное значение для
ознакомления мл.школьников с окружающими их объектами, накопления
социального и двигательного опыта и овладения речью.
Одной из эффективных форм работы с мл.школьниками, способствующей
развитию мелкой моторики, является пальчиковая гимнастика – комплексы
упражнений, которые могут сопровождаться стихами, сказками, потешками
и песнями.
Пальчиковая гимнастика легко входит в жизнь ребёнка. Психика малыша
устроена так, что его практически не возможно заставить выполнять
какиелибо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.
А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным
сопровождением нравятся детям.
Для детей дошкольного возраста характерно своеобразное развитие
мышечной системы, которое проявляется в преобладании крупной
мускулатуры над мелкой. Вследствие чего детям легче даются движения
всей рукой, чем только кистью и пальцами.
1.Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц
кистей рук. При этом важно помнить о координации «рукаглаз», т. к.
развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему
же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в
головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения
пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы
активируем зоны, отвечающие за речь, и кроме того, в дальнейшем эти
навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать,
писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного
мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать
о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и
расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика одна из сторон двигательной сферы, которая
непосредственно связана с овладением предметными действиями,
развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.
М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В.
Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же
двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в
процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые
движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он
заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие
движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от
ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно
овладевать разными движениями запястья.
2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Для развития мелкой моторики рук используются различные формы
деятельности:
1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
2. Песочная терапия
3. Вырезание ножницами.
4. Аппликации.
5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
6. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
7. Игры со шнуровками
8. Рисование, раскрашивание.
9. Конструирование
10. Пальчиковая гимнастика.
Последнее рассмотрим подробнее:
«Пальчиковые игры» это инсценировка какихлибо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что
дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево»,
«вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры
разнообразным реквизитом домиками, кубиками, мелкими предметами и т.
д.
Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый
палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область
проекции для каждого пальца, необходимы движения и для напряжения, и
для расслабления, и для растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с
оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает
эффекта.
Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство,
повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при
работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый
тренинг включает упражнения:
статические (удержание приданной пальцам определенной позы,
динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной
позиции на другую,
расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.
Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих
упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного
корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним
можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во
время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над
потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Слушая его, дети
одновременно вместе со взрослым “инсценируют” содержание
прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и
изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких
занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в
самостоятельные игрыинсценировки, совершенствуя двигательные навыки
пальцев рук. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные
колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны
быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение,
расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения
каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей
(младший возраст до трехчетырех лет, рекомендуемое время от 3 до 5
минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте 1015 минут в день).
Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола,
выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при
умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут
способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения,
обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
3.Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей в
младшего школьного возраста.
Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над
всем живущим, но то, что одни мы владеем руками "этим органом всех
органов», писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится
не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей
мозга.
Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и
задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет
почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти
уникальна и универсальна. Она основной орган труда во всем его
многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с
переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит
слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить
человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело,
подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что
истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче
творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее.
Если обернуться к истории, то ещё наши далёкие предки, в том числе и
учёные Востока, искали средства, с помощью которых человек
успокаивался, снимался эмоциональный, психологический стресс. Одним из
таких способов, пришедших к нам из индийских, китайских лечебно –
оздоровительных систем, является воздействие на рефлексогенные зоны,
заложенные в кистях рук.
Известно, что по насыщенности акупунктурными зонами, на которые
проецируются все органы человека, кисти рук не уступают уху и стопе.
Немецкий философ Кант говорил, что «рука является вышедшим
наружу мозгом» Исследования современных физиологов подтвердили
тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными
окончаниями, заложенными в кистях. Утомление мышц рук вызывает
торможение ЦНС и наоборот, стрессовое состояние вызывает в руках
слабость, вялость: «Руки отнялись», «Всё валится из рук».
Восточные оздоровительные системы утверждают, что с помощью
пальцев рук мы можем нормализовать функциональное состояние
внутренних органов. Например, японские учёные считают, что массаж
большого пальца повышает функциональную активность головного мозга,
желудка, кишечника, печени, сердца. Специалисты по точечному массажу
отмечают, что у страдающих заболеваниями сердечно – сосудистой
системы часто слабые мизинцы, особенно левый.
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения
пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно
связанными с речевой функцией.
Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно
таков же ход развития речи ребёнка, сначала развиваются движения
пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается
развитие речи. Развитие движений пальцев, как бы подготавливает почву
для формирования речи.
Эксперименты показали, если ребёнок затрудняется показать 1, 2, 3, 4,
пальца, зайца из пальчиков, то и говорит он плохо.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном
возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые
стихотворным текстом, рисовать с ребёнком лепить из пластилина, глины,
теста не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к
школе, в частности, к письму.
4. Пальчиковая гимнастика
1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем,
образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия –
синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
2. «Кулакреброладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе,
прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестикинолики».
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить
подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти
движения.
4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно
зеркальносимметричные фигуры, буквы.
5. «Ухонос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных
направлениях, имитируя плавание.
7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу.
Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
8. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой,
правой руки, затем синхронно.
9.«Собака»
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх,
указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и
поднимается .
10. «Летит оса»
Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные
движения. Повторить другими пальцами.
11. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую
моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с
мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в
разные коробки).
Важные правила
Не ограничивайте двигательную активность ребенка; более того,
стимулируйте ее.
Дайте малышу возможность вовремя и вволю наползаться, придумайте
игры, стимулирующие развитие и совершенствование навыка ползанья.
Если ребенок не ползал в младенчестве, придумайте подвижные игры и
упражнения, где нужно много ползать (например, индейцы, крадущиеся
попластунски за врагом, опасный лабиринт, по которому можно
передвигаться только ползком, имитация змеи, гусеницы, улитки и т.д.).
Это поможет скорректировать двигательное развитие малыша.
Мама должна внимательно следить за ходом развития ребенка, чтобы
вовремя заметить особенности и исправить ошибки. Своевременное
выявление и устранение поможет избежать серьезных проблем в школе.
5.Заключение
Нет ничего важнее здоровья и развития детей. Игры с пальчиками создают
благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребенка. У ребенка развиваются познавательные психические
процессы (память, воображение, мышление). В результате усвоения всех
упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и
гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.
Игры с пальчиками стимулируют творческие способности, фантазию и
речь. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих
рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить
произношение многих звуков.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить
координацию.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном,
дидактическом и развивающем материале.
Литература
Интернетисточники:
1.http://budetrebenok.ru/palchikovayagimnastika2863.html
2.http://mologobest.ru/publ/doklady
Физическое воспитание и оздоровление, «Пальчиковая игра –одна из форм
закаливания» [Текст]/Яковлева И., ГОУдетский сад №2432, Москва
Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые
упражнения для детей от 27 лет».
Информация о работе Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук младшего школьника на уроках русского языка