Педагог: личность и профессионал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Такие качества, как: любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие очень необходимы учителю. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии. И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………...стр. 3
2. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА…стр. 4-7
3. Требования к личности педагога…………………………………...стр.7-10
4. Модели и стили педагогического общения…………………..стр.11-15
5.Требования к будущему учителю………………………………стр.16-19
6.Влияния личностных особенностей на эффективность педагогической деятельности………………………………………………………..стр.20
7.Заключение……………………………………………………….стр.21
8.Список использованной литературы………………………….стр.22

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

умениями социальной перцепции: чем выше  эти  знания  и  умения,  тем  более  устойчив и положителен стиль отношения.

      Установлено,  что  при  устойчиво-положительном  стиле   ниже   индекс

изолированности учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворенность  в общении , шире круг желаемого общения.

      2. Проектировочные  умения:

   а) умение планировать  уроки разных видов;

   б) умение предвидеть  результаты планирования;

   в) умение отбирать  необходимый для урока материал;

   г) умение предугадать  поведение речевого (учебного) партнера;

   д) умение анализировать  учебную ситуацию и выбрать  верное решение;

   е) умение делать  логические переходы в этапах  урока, в этапах работы над

темой и т.д.;

   ж) умение распределять учебный материал;

   з)  умение  определять  необходимую  дозу  теории  в  практике  обучения

различным сторонам общения;

   и) умение предвидеть  и  предупреждать  утомление  или  спад  в  усвоении

учебного материала;

   к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.

      3. Адаптационные  умения:

   а) умение подбирать  приемы обучения  (упражнения,  задания),  адекватные

той или иной цели (любого уровня);

   б) умение использовать  приемы работы,  материал  и  т.п.  соответственно

индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности);

   в) умение адаптировать  свою речь в зависимости от  класса  и  уровня  его

подготовленности;

   г) умение подходить  к решению методических  вопросов  в  зависимости  от условий обучения (адаптация к условиям);

   д)  умение   контролировать,   не   нарушая   взаимоотношений   речевого

партнерства.

      Каждое  из этих пяти умений очень  объемно, комплексно и требует  особого рассмотрения, однако об одном хочется рассказать подробнее. Имеется  в  виду умение  индивидуализировать  учебный  процесс.  Коммуникативность   обучения требует  не  только  дифференциации  учащихся   (по   способностям,   уровню обученности), что обычно и называют индивидуализацией, но и такого  подхода, когда учитываются:  
1) индивидные  свойства, 
2)  субъективные  свойства,   
3)личностные свойства ученика как индивидуальности.  Ведущими  являются  здесьличностные свойства:  контекст  деятельности,  личный  опыт,  мировоззрение,сфера  интересов,  эмоциональная  сфера  и  статус  личности  в  коллективе.

Обучение  школьников  умению  общаться  совершенно   немыслимо   без   учета индивидуализации в предложенном понимании ее.

            4. Коммуникативные умения:

   а) умение устанавливать  речевые взаимоотношения (речевую  атмосферу);

   б) умение быть  коммуникабельным;

   в) умение настроится  на урок соответственно его  содержанию и характеру;

   г) умение настроить  соответствующим образом учащихся;

   д) умение выражать  все необходимое с помощью  речи, мимики, пантомимы;

   е) умение говорить выразительно и эмоционально;

   ж) умение говорить  экспромтно.

      Все эти  умения  для  учителя,  обучающего  умению  общаться,  особенно

важны.  Для  учителя  иностранного  языка  атмосфера  общения  исключительно важна. Если на уроке физики или химии ученик  может  рассказывать  о  законе Ома или Менделеева независимо от своих взаимоотношений  с  учителем,  то  на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами,  которые  обычно

задают либо друзьям, либо добрым знакомым в  рамках  ролевого общения, он обязан отвечать, но  как  человек  (личностное  общение)  вправе протестовать против вторжения в его  личность,  если  конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем  или  другими  учениками  как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь  блокируется еще на мотивационном уровне.

      Будущего  учителя  необходимо  также  учить  настраиваться  на   урок,

сохранять его рабочее самочувствие. Рабочее самочувствие учителя имеет  свою психическую природу и складывается из определенных элементов:  поглощенности задачей урока,  прицела  на  сверхзадачу  обучения,  умение  видеть  всех  и каждого, способности к самоконтролю  и,  видимо,  еще  и  сооттнесенности  с содержанием урока, настроенности на его тональность.

      Умение  создать рабочее самочувствие  не  приходит  само  собой,  этому

нужно учить

      Особенно  следует сказать  об  умениях,  связанных  с  экспрессивностью

речи. Для учителя иностранного языка ( в большей степени,  чем  для  других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами,  пантомимой имеет собственно методическое значение: та  или  иная  поза  способна  легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров  голоса  может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п.  Этому  следует учить специально.

      5. Организационные  умения:

   а) умение организовать  работу в парах;

   б) умение организовать  групповую работу;

   в) умение организовать коллективное общение;

   г) умение организовать  класс, когда отвечает один ученик;

   д) умение быстро  распределять задания ( с учетом условий, индивидуальных способностей учащихся);

   е) умение организовать  индивидуальную самостоятельную  работу в классе;

   ж) умение организовать  самостоятельную работу учащихся  дома;

   з) умение найти  помощника среди учащихся;

  и) умение требовать;

   к) умение организовать  внеклассную воспитательную работу.

      К сожалению, программа по методике предоставляет  мало возможностей для развития почти всех перечисленных ниже умений, и особенно таких важных,  как умение  организовать   различные   режимы   общения;   умение   организовать внеклассную  работу  по  иностранному  языку.  Между  тем   вряд   ли   есть необходимость доказывать, как важно учителю уметь организовать  и  проводить все виды и формы внеклассных мероприятий в школе.

      6. Познавательные  умения:

   а) умение анализировать  деятельность коллег;

   б) умение анализировать  собственную деятельность;

   в) умение подготовить научный доклад по проблемам  обучения  иностранным

языкам;

   г) умение  воспринимать  новое  в  методике  и  претворять  методические

рекомендации;

   д) умение вести  научную работу, участвовать в  исследованиях;

   е) умение вести  работу по самообразованию и самосовершенствованию.

      7. Вспомогательные  умения:

      К  ним  можно  причислить:  умение  рисовать,  играть  на  музыкальных

инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т.д.

      Все перечисленные  семь  групп  умений  интегрируются  в  методическое

мастерство  учителя  иностранного  языка.  Очевидно,   можно   более   точно

определить и классифицировать эти  умения,  но  сути  дела  это  не  меняет:

представленное  понимание  методического  мастерства   требует   специальной целенаправленной работы по его формированию. 
Конечно, качество труда — это в конечном счете  качество

души человека. Однако есть качества непреложные для  учителя.  Это  любовь  к  детям, профессиональный     интерес,      самоотверженность,      стремление      к самосовершенствованию, интеллигентность и главное — оптимизм.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.Влияния личностных особенностей на эффективность педагогической деятельности.

На связь личностных особенностей с эффективностью педагогической деятельности указывает Л.М. Митина, выделяя два пути профессионального становления - адаптивный и развивающий, автор отмечает, что для каждого типа педагога характерны свои личностные особенности, хотя и те и другие стремятся к эффективному осуществлению своей педагогической деятельности. 
При адаптивном поведении педагог руководствуется принципом экономии сил и пользуется наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы. Таким педагогам с увеличением стажа работы свойственно резкое снижение интегральных характеристик личности, таких как направленность, компетентность, эмоциональная и поведенческая гибкость, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, роста, невосприимчивость к новому. 
Возможно, именно для педагогов с адаптивной моделью труда свойственны личностные деформации: доминирование, назидательность, завышенная самооценка, догматичность взглядов, отсутствие гибкости, излишняя общительность, говорливость, синдром эмоционального сгорания. 
Педагогам, чье профессиональное становление осуществляется по развивающему пути, свойственна когнитивная, эмоциональная, поведенческая гибкость, стремление к самовыражению, творческая самореализация, они нацелены на развитие личности ребенка, его активности и способности к изменениям. Следовательно, такая личностная черта как гибкость - эмоциональная, когнитивная, поведенческая, оказывает существенное влияние на эффективность педагогической деятельности, а также препятствует развитию профессиональной деформации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7.Заключение: 
 
Истинная педагогическая любовь -глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников. 
Далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Обеспечение строгого, но справедливого подхода к  оценке  деятельности учащихся,   является,   на   мой   взгляд,   наиболее   важным   компонентом преподавательской работы, тем более в наше время, когда  общество  находится в состоянии кризиса морального и материального остро состоит необходимость  в поднятии статуса знаний.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8.Список использованной литературы: 
1) azps.ru ( интернет-ресурс, статьи, психология); 
2) Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т. 1. - М., 1981. - С. 210; 
3) Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - С. 174; 
4) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.,1974. С. 22; 
5) Большой энциклопедический словарь. - М., 1981. - С. 1070; 
6) Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. - Минск, 1990. - С. 27; 
7) Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 76-77; 
8) журнал ИЯШ, №3, 1983 Стр., 50, «Личность учителя»; 
9) журнал ИЯШ, №6, 1988. Стр., 24, «Общая и профессиональная культура»

10) БСЭ, М., 1983г. т. 13

11) Юдина Е.В. “Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности”[Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003

 

 

 


Информация о работе Педагог: личность и профессионал