Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 20:43, курсовая работа
Такие качества, как: любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие очень необходимы учителю. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии. И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека.
1.Введение………………………………………………………………...стр. 3
2. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА…стр. 4-7
3. Требования к личности педагога…………………………………...стр.7-10
4. Модели и стили педагогического общения…………………..стр.11-15
5.Требования к будущему учителю………………………………стр.16-19
6.Влияния личностных особенностей на эффективность педагогической деятельности………………………………………………………..стр.20
7.Заключение……………………………………………………….стр.21
8.Список использованной литературы………………………….стр.22
умениями социальной перцепции: чем выше эти знания и умения, тем более устойчив и положителен стиль отношения.
Установлено, что при устойчиво-положительном стиле ниже индекс
изолированности учащихся, выше коэффициент взаимности и удовлетворенность в общении , шире круг желаемого общения.
2. Проектировочные умения:
а) умение планировать уроки разных видов;
б) умение предвидеть результаты планирования;
в) умение отбирать необходимый для урока материал;
г) умение предугадать поведение речевого (учебного) партнера;
д) умение анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение;
е) умение делать логические переходы в этапах урока, в этапах работы над
темой и т.д.;
ж) умение распределять учебный материал;
з) умение определять необходимую дозу теории в практике обучения
различным сторонам общения;
и) умение предвидеть и предупреждать утомление или спад в усвоении
учебного материала;
к) умение импровизировать в неожиданных учебных ситуациях.
3. Адаптационные умения:
а) умение подбирать приемы обучения (упражнения, задания), адекватные
той или иной цели (любого уровня);
б) умение использовать приемы работы, материал и т.п. соответственно
индивидуальности учащегося (адаптация к индивидуальности);
в) умение адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня его
подготовленности;
г) умение подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения (адаптация к условиям);
д) умение контролировать, не нарушая взаимоотношений речевого
партнерства.
Каждое
из этих пяти умений очень
объемно, комплексно и требует
особого рассмотрения, однако об одном
хочется рассказать подробнее. Имеется
в виду умение индивидуализировать
учебный процесс. Коммуникативность
обучения требует не только
дифференциации учащихся (по
способностям, уровню обученности),
что обычно и называют индивидуализацией,
но и такого подхода, когда учитываются:
1) индивидные свойства,
2) субъективные свойства,
3)личностные свойства ученика как индивидуальности.
Ведущими являются здесьличностные
свойства: контекст деятельности,
личный опыт, мировоззрение,сфера
интересов, эмоциональная сфера
и статус личности в коллективе.
Обучение школьников умению общаться совершенно немыслимо без учета индивидуализации в предложенном понимании ее.
4. Коммуникативные умения:
а) умение устанавливать речевые взаимоотношения (речевую атмосферу);
б) умение быть коммуникабельным;
в) умение настроится на урок соответственно его содержанию и характеру;
г) умение настроить
соответствующим образом
д) умение выражать все необходимое с помощью речи, мимики, пантомимы;
е) умение говорить выразительно и эмоционально;
ж) умение говорить экспромтно.
Все эти умения для учителя, обучающего умению общаться, особенно
важны. Для учителя иностранного языка атмосфера общения исключительно важна. Если на уроке физики или химии ученик может рассказывать о законе Ома или Менделеева независимо от своих взаимоотношений с учителем, то на уроке иноязычного общения мы обращаемся к нему с вопросами, которые обычно
задают либо друзьям, либо добрым знакомым в рамках ролевого общения, он обязан отвечать, но как человек (личностное общение) вправе протестовать против вторжения в его личность, если конечно, нет соответствующих взаимоотношений с учителем или другими учениками как речевыми партнерами. И он протестует (хотя и внутренне), а речь блокируется еще на мотивационном уровне.
Будущего учителя необходимо также учить настраиваться на урок,
сохранять его рабочее самочувствие. Рабочее самочувствие учителя имеет свою психическую природу и складывается из определенных элементов: поглощенности задачей урока, прицела на сверхзадачу обучения, умение видеть всех и каждого, способности к самоконтролю и, видимо, еще и сооттнесенности с содержанием урока, настроенности на его тональность.
Умение создать рабочее самочувствие не приходит само собой, этому
нужно учить
Особенно следует сказать об умениях, связанных с экспрессивностью
речи. Для учителя иностранного языка ( в большей степени, чем для других) владение интонацией, регистрами своего голоса, мимикой, жестами, пантомимой имеет собственно методическое значение: та или иная поза способна легко затормозить, либо стимулировать высказывание; смена регистров голоса может способствовать запоминанию школьниками речевых единиц и т.п. Этому следует учить специально.
5. Организационные умения:
а) умение организовать работу в парах;
б) умение организовать групповую работу;
в) умение организовать коллективное общение;
г) умение организовать класс, когда отвечает один ученик;
д) умение быстро распределять задания ( с учетом условий, индивидуальных способностей учащихся);
е) умение организовать
индивидуальную
ж) умение организовать
самостоятельную работу
з) умение найти помощника среди учащихся;
и) умение требовать;
к) умение организовать
внеклассную воспитательную
К сожалению,
программа по методике
6. Познавательные умения:
а) умение анализировать деятельность коллег;
б) умение анализировать собственную деятельность;
в) умение подготовить научный доклад по проблемам обучения иностранным
языкам;
г) умение воспринимать новое в методике и претворять методические
рекомендации;
д) умение вести научную работу, участвовать в исследованиях;
е) умение вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.
7. Вспомогательные умения:
К ним можно причислить: умение рисовать, играть на музыкальных
инструментах, хорошо стрелять, мастерить, что-то коллекционировать и т.д.
Все перечисленные семь групп умений интегрируются в методическое
мастерство учителя иностранного языка. Очевидно, можно более точно
определить и классифицировать эти умения, но сути дела это не меняет:
представленное понимание
методического мастерства требует специальной
целенаправленной работы по его формированию.
Конечно, качество труда — это в конечном
счете качество
души человека. Однако есть качества непреложные для учителя. Это любовь к детям, профессиональный интерес, самоотверженность, стремление к самосовершенствованию, интеллигентность и главное — оптимизм.
6.Влияния личностных особенностей на
эффективность педагогической деятельности.
На связь личностных особенностей
с эффективностью педагогической деятельности указывает
Л.М. Митина, выделяя два пути профессионального
становления - адаптивный и развивающий,
автор отмечает, что для каждого типа педагога
характерны свои личностные особенности,
хотя и те и другие стремятся к эффективному
осуществлению своей педагогической деятельности.
При адаптивном поведении педагог руководствуется
принципом экономии сил и пользуется наработанными
алгоритмами решения профессиональных
задач, проблем, ситуаций, превращенными
в штампы, шаблоны, стереотипы. Таким педагогам
с увеличением стажа работы свойственно
резкое снижение интегральных характеристик
личности, таких как направленность, компетентность,
эмоциональная и поведенческая гибкость,
возникают предпосылки для снижения профессиональной
активности, роста, невосприимчивость
к новому.
Возможно, именно для педагогов с адаптивной
моделью труда свойственны личностные
деформации: доминирование, назидательность,
завышенная самооценка, догматичность
взглядов, отсутствие гибкости, излишняя
общительность, говорливость, синдром
эмоционального сгорания.
Педагогам, чье профессиональное становление
осуществляется по развивающему пути,
свойственна когнитивная, эмоциональная,
поведенческая гибкость, стремление к
самовыражению, творческая самореализация,
они нацелены на развитие личности ребенка,
его активности и способности к изменениям.
Следовательно, такая личностная черта
как гибкость - эмоциональная, когнитивная,
поведенческая, оказывает существенное
влияние на эффективность педагогической
деятельности, а также препятствует развитию
профессиональной деформации.
7.Заключение:
Истинная педагогическая любовь -глубоко
предчувственная ответственность за жизнь
и будущее детей, твердая решимость вести
их к добру, гражданскому и личному счастью
через преодоление самих себя и внешних
препятствий. Только любящий педагог,
истинный воспитатель отдает все силы
тому, чтобы организовать творческую трудовую
жизнь детей, научить их целеустремленности,
дисциплинированности, требовательности
к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию
красоты мужественного труда души и тела.
Он испытывает радость и нравственно-эстетическое
удовлетворение от общения с детьми, переживает
мгновения счастья, видя трудовые успехи
своих воспитанников.
Далеко не каждый человек может стать
учителем. При всей массовости учительской
профессии для овладения ею нужны: довольно
жесткая структура личностных качеств
и способностей, определенная социально-психологическая
предрасположенность к труду учителя
– профессионально-педагогическая направленность.
Основное содержание педагогической профессии
составляют взаимоотношения с людьми,
но не просто на уровне понимания и удовлетворения
запросов человека. В педагогической профессии
ведущая задача - понять общественные
цели и направить усилия других людей
на их достижение. Обеспечение строгого, но справедливого
подхода к оценке деятельности
учащихся, является, на
мой взгляд, наиболее
важным компонентом преподавательской
работы, тем более в наше время, когда
общество находится в состоянии кризиса
морального и материального остро состоит
необходимость в поднятии статуса
знаний.
8.Список использованной
1) azps.ru ( интернет-ресурс,
статьи, психология);
2) Макаренко А.С. Организационное
строение коллектива. //Изб. пед. соч. Т.
1. - М., 1981. - С. 210;
3) Рогов Е.И. Личность учителя:
теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,
1996. - С. 174;
4) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю
детям. М.,1974. С. 22;
5) Большой энциклопедический
словарь. - М., 1981. - С. 1070;
6) Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная
основа педагогической профессии. - Минск,
1990. - С. 27;
7) Воспитание детей в школе: Новые
подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.Щурковой.
- М.: Новая школа, 1998. - С. 76-77;
8) журнал ИЯШ, №3, 1983 Стр., 50, «Личность учителя»;
9) журнал ИЯШ, №6, 1988. Стр., 24, «Общая и
профессиональная культура»
10) БСЭ, М., 1983г. т. 13
11) Юдина Е.В. “Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности”[Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003