Педагоги России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:22, доклад

Описание работы

В СССР идея проведения всесоюзного учительского конкурса, по примеру американского аналога, проводившегося к тому времени уже несколько десятилетий (с 1952 года), обсуждалась с начала перестройки. Она была озвучена на учредительном съезде Союза учителей, а затем в июне 1989 года «Учительская газета» открыла обсуждение проекта конкурса. В декабре 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года»: предусматривалось, что организатором станет редакция «Учительской газеты» при поддержке Госкомитета СССР по народному образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, Академии педагогических наук, ЦК ВЛКСМ и общественных педагогических объединений

Файлы: 1 файл

Педагоги России.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

Педагоги России.

 

1989—1991

 

В СССР идея проведения всесоюзного учительского конкурса, по примеру американского аналога, проводившегося к тому времени уже несколько десятилетий (с 1952 года), обсуждалась с начала перестройки. Она была озвучена на учредительном съезде Союза учителей, а затем в июне 1989 года «Учительская газета» открыла обсуждение проекта конкурса. В декабре 1989 года появилось первое Положение о конкурсе «Учитель года»: предусматривалось, что организатором станет редакция «Учительской газеты» при поддержке Госкомитета СССР по народному образованию, ЦК профсоюза работников народного образования и науки, Академии педагогических наук, ЦК ВЛКСМ и общественных педагогических объединений. Определено было и общее задание для финалистов: проведение открытого урока в одной из московских школ (класс по выбору) с получением темы урока за два часа до его начала.

В заочном туре конкурса 1990 года приняли участие 99 человек (при этом следует отметить, что конкурс проводился далеко не во всех регионах страны). Из этого числа жюри отобрало шесть финалистов, представлявших Москву, Сумы, Челябинскую и Тульскую области, Красноярский край и Казахстан. Первый абсолютный победитель конкурса был объявлен 6 июня, им стал Александр Сутормин, учитель русского языка и литературы Поповской средней школыТульской области. Некоторое время спустя учреждённый специально для конкурса приз — «Хрустального пеликана» — Сутормину вручил президент СССРМихаил Горбачёв.

В финале 1991 года были представлены шесть республик СССР — Белоруссия (В. Гербутов), Киргизия (О. Абдувалиева), РСФСР (А. Яранцев), Таджикистан(Ю. Рустамов), Узбекистан (А. Суюнов) и Украина (А. Шапиро). В силу дезинтеграционных процессов некоторые из других республик не пожелали принять участия в конкурсе. Так, к примеру, замминистра культуры и образования Литовской республики прислал письмо в «Учительскую газету», в котором мотивировал отказ от участия тем, что в Литве началась реформа просвещения, которая должна была полностью вывести республику из образовательного поля Союза.

Помимо показательного урока, в конкурсные задания финалистов были включены также собеседование и тест на компьютере. Вторым и последним Учителем года СССР стал преподаватель физики из Минска Валерий Гербутов; его «Хрустальный пеликан» оказался единственным, покинувшим пределы России. Награду победителю 20 сентября 1991 г. в последний раз вручил глава Союзного государства М. С. Горбачёв.

1992—1999

 

В 1992 году конкурс «Учитель года» стартовал уже не как всесоюзный, а как всероссийский. Участие в нём приняли 118 кандидатов, а финалисты проводили не импровизированные, а заранее подготовленные уроки. Песня нового абсолютного победителя конкурса, учителя музыки Артура Зарубы, на слова Р. Рождественского «Школьным учителям» стала гимном конкурса, с тех пор каждый год исполняемым на его открытии. Второе место занял учитель немецкого языка из Белгородской области Виктор Сумин, а третье — учитель физкультуры из Барнаула Василий Табышкин.

В августе 1993 года приказом Министерства образования России был учреждён нагрудный знак «Учитель года» («Золотой пеликан»), вручаемый победителю конкурса (в последние годы этот знак утратил официальный статус, но продолжает вручаться). 15 финалистов, собравшихся в Москве, судили три жюри — детское, учительское и общественное, — а критерии оценок вырабатывали с жюри сами конкурсанты. В список заданий добавилась «защита педагогической идеи». В суперфинал, транслируемый по телевидению из концертной студии «Останкино», вышли пять учителей, а победа досталась словеснику из Брянска Олегу Парамонову. На следующий день после суперфинала сторонниками Верховного Совета России была предпринята попытка штурма телецентра «Останкино».

 

В марте 1994 года в сургутской Гимназии-лаборатории Салахова открылся первый слёт участников конкурса «Учитель года», с тех пор ставший традиционным. Осенью в Москву на финал были приглашены победители всех региональных отборов — 54 человека, хотя показательные уроки в московских школах по-прежнему давали только 15 человек. Молодые журналисты «Учительской газеты» на время проведения финала организовали выпуск информационного издания «ПеликантЪ-дейли», распространявшегося каждое утро бесплатно среди участников.

В марте 1995 года Президент России Борис Ельцин, согласившийся возглавить попечительский совет конкурса, учредил премию, вручавшуюся с этого года всем 15 лауреатам конкурса вплоть до 2004 года, когда она была отменена Владимиром Путиным. Осенью в Москву собрались 63 финалиста, в отличие от прошлого года соревновавшиеся во всех конкурсных дисциплинах. 15 лауреатов в отдельных номинациях были определены малыми жюри, а большое жюри, которое с этого года возглавляет ректор МГУ В. А. Садовничий, отобрало из их числа пятерых суперфиналистов, а затем и абсолютного победителя — учительницу младших классов из Рязани Зинаиду Климентовскую. В 1996 году в список конкурсных заданий был добавлен урок-импровизация (на подготовку даются сутки) для взрослой аудитории, обеспечивающий преподавателю полноценную обратную связь. Аудиторию составляли другие лауреаты конкурса. Кроме того, конкурсантам было предложено написать эссе «Моя педагогическая философия». Абсолютной победительницей второй год подряд стала представительница Рязани, Екатерина Филиппова.

Финал 1997 года посетили победительница аналогичного конкурса в США, педагог и писательница Шэрон Дрейпер (англ. Sharon Draper), и координатор американского конкурса Джон Куэм. Дрейпер особо отметила сложность конкурсной программы в России и заявила, что в США стать Учителем года проще. В финале 1997 года впервые победил москвич, учитель труда Александр Глозман.

На следующий год от участников конкурса впервые требовалось прислать видеозаписи открытых уроков в своей и чужой школе. По итогам региональных отборов в финал прошли 74 педагога, а в 1999 году в нарушение традиции помимо 15 лауреатов право провести открытый урок-импровизацию получила ещё одна участница, самая молодая за историю конкурса: Марии Филиппенко, преподавательнице латыни и дочери актёра Александра Филиппенко, в этот момент было только 23 года.

2000—2004

В 2000 году к числу учредителей конкурса, наряду с министерством образования, профсоюзом учителей и «Учительской газетой», добавилась Федерация Интернет Образования. На её базе уже в марте состоялись курсы обучения пользованию Интернетом и Microsoft Windows, а также основам создания вебсайтов для участников конкурса. Место проведения финала было перенесено из Юго-Западного округа Москвы, где он проходил уже несколько лет, в Западный. На следующий год организации-учредители конкурса при поддержке Российского Союза Молодёжи, Московского городского педагогического университета и издательского центра «Владос» учредили новый некоммерческий Фонд поддержки российского учительства, который с этого момента отвечает за проведение конкурса. В октябре абсолютным победителем стал конкурсант с неоконченным высшим образованием — учитель труда из Екатеринбурга Алексей Крылов.

В 2002 году начал работу Межрегиональный клуб «Учитель года», в задачи которого входят поддержка талантливых педагогов, обмен опытом и повышение престижа профессии школьного учителя. Под эгидой клуба проводятся межрегиональные экологические экспедиции учащихся старших классов; целью первой такой экспедиции в 2002 году стало озеро Байкал. 78 финалистов конкурса 2002 года были распределены по 10 проблемным номинациям, среди которых «Активные формы обучения», «Традиции в образовании», «Учитель-воспитатель». Во второй круг финала малые жюри отобрали не 15, а 26 наиболее достойных кандидатов, на этот раз продолжавших борьбу в рамках мастер-классов вместо уроков-импровизаций. В начале октября все 26 участников второго финального тура были приглашены в Кремль на встречу с Президентом России Путиным.

В 2003 году в финал вышли 80 победителей региональных отборов. Финалисты давали по два открытых урока в московских школах и соревновались в двух номинациях проблемной («творческая мастерская», продолжительность 30 минут) и предметной (20 минут, на основе домашних разработок). Церемония чествования победителей конкурса с участием звёзд российской эстрады впервые транслировалась Первым каналом из Государственного Кремлёвского дворца.

Финал конкурса 2004 года был разделён на четыре этапа. Жюри, в состав которого входили, в частности, ведущий передачи «Умницы и умники» Юрий Вяземский и школьники-победители передачи, оценивало работы под кодовыми номерами, не зная, кому из 76 конкурсантов принадлежит конкретный номер. До этапа мастер-классов «Учитель учителей» дошли 39 участников, выбывшие же присоединились к судейской коллегии. В четвёртый, финальный тур, как и раньше, вышли 15 человек, которые должны были прочитать публичную лекцию и участвовать в «Педагогическом ринге». В пятёрку суперфиналистов вошли Людмила Правдина (физика, Саратов), Наталья Кирилюк (математика, Владикавказ), Александр Рахно (история, Омская область), Андрей Лукутин (история, Москва) и Евгений Славгородский (русский язык и литература, Калининградская область), ставший абсолютным победителем всего в 25 лет.

2005—2012

С 2005 года по решению министра образования финал Всероссийского конкурса проводится на родине предыдущего абсолютного победителя. Таким образом, финал 2005 года с участием 77 конкурсантов прошёл в Калининградской области, основной площадкой стала гимназия № 1 Калининграда, где также преподаёт абсолютный победитель конкурса 2000 года — словесник Владимир Морар. В число лауреатов вошли 17 участников, а суперфинальную пятёрку составили Юлия Марчук (русский язык и литература, Москва), Ирина Ломакина (Ульяновск), Владимир Лысогорский (литература, Саратов), Татьяна Сараева (учитель начальных классов, Липецкая область) и будущий абсолютный победитель, физик Иван Иоголевич из Челябинска.

Финал 2006 года прошёл в Челябинске при участии 53 конкурсантов. В суперфинал вышли Сергей Букинич (Санкт-Петербург, Игорь Апольский (Ростовская область, Екатерина Уба(Ульяновск), Ольга Ковалева (Тюмень) и Андрей Успенский (Череповец). Интересно, что четверо из пяти суперфиналистов, за исключением историка Сергея Букинича, были преподавателями языка и литературы. Имя абсолютного победителя — Андрея Успенского — объявили министр образования и ректор МГУ в ноябре в Большом Кремлёвском дворце в рамках программы Всероссийского общественно-педагогического форума «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии». Финал 2007 года, в котором соревновались 68 участников, прошёл в школе № 37 Череповца, где преподаёт Успенский. В рамках мероприятий министр образования и науки России, губернатор Вологодской области и директор школы поставили свои подписи под сертификатом, удостоверяющим тот факт, что она стала первой «цифровой школой» России. Суперфиналистами 2007 года сталиДмитрий Гущин (математика, Санкт-Петербург), Анастасия Комарова (русский язык, Мурманская область), Сергей Маринченко (мировая художественная культура, Ростовская область), Марина Мельникова (русский язык, Ярославская область) и Анна Мехед (математика, Москва). В октябре в Москве впервые в истории конкурса абсолютными победителями были объявлены сразу двое — Дмитрий Гущин и Анна Мехед, набравшие одинаковое число голосов членов жюри.

Конкурсные мероприятия 2008 года прошли в Санкт-Петербурге. Конкурс открывала в выставочном комплексе «Ленэкспо» губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, являющаяся членом Межрегионального клуба «Учитель года», а сами конкурсные задания участники проходили в гимназии № 56, дважды признававшейся «Лучшей школой России». В конкурсной программе приняли участие 74 финалиста, разбитых на четыре тематических группы (гуманитарно-общественная, естественно-научная, искусство и культура, начальное образование). Победителями конкурса были объявлены 15 участников, получивших малых Хрустальных пеликанов, семь специальных призов были также вручены по отдельным номинациям: «Открытие», «Первый учитель», «Через тернии к звездам», «Технология», «Мастер», «Обыкновенное чудо» и приз зрительских симпатий детского пресс-центра. Абсолютного победителя снова объявляли в Москве, и им второй год подряд стал представитель столицы — учитель музыки Михаил Стародубцев.

С 2009 года для финалистов, на сей раз представлявших 68 регионов, были введены новые конкурсные правила. Первый тур включал пять конкурсных заданий, второй — мастер-класс и открытые дискуссии, третий — «„круглый стол“ образовательных политиков». Суперфиналистами стали Нина Заварыкина (русский язык и литература, Владимирская область),Владимир Кружалов (история и обществознание, Москва), Вадим Муранов (физика и информатика, Ногинск), Светлана Прокофьева (немецкий язык, Псков) и Наталья Никифорова(математика, Магнитогорск), ставшая абсолютной победительницей 2009 года. Суперфиналисты и лауреаты конкурса были приглашены на приём к президенту Дмитрию Медведеву.

В 2010 году, объявленном Годом учителя, отдельные призы вручались конкурсантам за лучшие вебсайты. В основном финале в Магнитогорске собрались 76 региональных победителей. Со всех конкурсных мероприятий велась Интернет-трансляция, а первый очный тур проходил в родной школе Натальи Никифоровой — школе № 5. В пятёрку суперфиналистов вошли Михаил Случ (математика, Москва), Гульнара Сабитова (русский язык и литература, Челябинск), Вячеслав Вахрамеев (русский язык и литература, Вологодская область), Андрей Гарифзянов (биология и химия, Тульская область) и Роза Халадова (химия, Грозный). Абсолютный победитель объявлялся в Москве. Как и в 2007 году, их оказалось двое — Михаил Случ и Андрей Гарифзянов. Впервые за историю конкурса появилось среднее общеобразовательное заведение, в котором преподают сразу два Учителя года России — им стала московская Школа № 1060, учителем которой, помимо Михаила Случа, является абсолютный победитель 2008 года Михаил Стародубцев. В итоге «Хрустального пеликана» после церемонии увёз в Тульскую область Гарифзянов, а второй экземпляр приза месяц спустя вручил Михаилу Случу премьер-министр России Владимир Путин.

Информация о работе Педагоги России