Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Развитие педагогической мысли и школы в России 40-60-х годов XVIII в. неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) — ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. Жизненный путь М.В. Ломоносова хорошо известен всем образованным людям. Еще в школе мы узнаем, «как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик» (Н. Некрасов).

Файлы: 1 файл

Ломоносов.docx

— 12.60 Кб (Скачать файл)

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова

Развитие педагогической мысли и школы в России 40-60-х  годов XVIII в. неразрывно связано с  именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) — ученого-энциклопедиста, художника  и поэта, поднявшегося в истории  мировой культуры на уровень гения.

Жизненный путь М.В. Ломоносова хорошо известен всем образованным людям. Еще в школе мы узнаем, «как архангельский  мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик» (Н. Некрасов). Сын  поморского крестьянина, самоучка, он в 19 лет, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную  подготовку и научился искусству  сочетать религиозный и научный  подходы в познании внешнего мира и человека, его внутреннего, психического мира. За успехи в учебе он был  направлен в Петербург для  обучения при Академии наук, где  не только овладел основами наук того времени, но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.

В 1736 г. М.В. Ломоносов был  отправлен для продолжения образования  и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете в Марбурге позволило ему подняться  на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские  взгляды, испытавшие плодотворное воздействие  идей X. Вольфа, Р. Декарта и особенно Г.В. Лейбница.

М.В. Ломоносов был сторонником  идеи переустройства общественной и  личной жизни людей средствами правильно  поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего  совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить  науку и религию.

В 1741 г. и до самой своей  смерти М.В. Ломоносов вел научную  и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт  Академии наук, с 1745 г. — как профессор  химии, а затем — как академик. В 50-е годы центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был  открыт Московский университет. По точному  и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа как бы «первым  нашим университетом».

 

В 40-50-е годы XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система  педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии  Просвещения и в русле своих  демократических взглядов на обучение детей всех сословий.

 

Природу человека М.В. Ломоносов  рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая, и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и  цель просвещения — научное образование  человека, которое подводит к пониманию  главенства общественной пользы над  личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

В Петербургской академии наук уже в 40-е годы XVIII в. Шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой научной  замкнутости академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов  академии и государственного развития России.


Информация о работе Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова