Педагогическая этика во взаимоотношениях с родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:16, статья

Описание работы

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ.docx

— 17.65 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА  ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ

На каких основах должны строиться отношения учителя  и семьи, чтобы воспитание детей  было успешным и помогало совершенствованию  личности ребенка во всей ее полноте?  

На этот вопрос можно найти  ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу  матерей и отцов для моральных  нотаций детям, для устрашения сыновей  отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так  будет продолжаться», - и как можно  больше такого духовного общения  детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в  душе, в тетради, в дневнике, - все  это мы должны рассматривать с  точки зрения взаимоотношений детей  и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и  отцу одни огорчения - это уродливое  воспитание».

Правила педагогической этики  во взаимодействии с родителями

  1. Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  2. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. 
  3.   Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и  отчеству.
  4. Умейте расположить родителей к себе. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
  5. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  6. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
  7. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  8. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  9. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным. 
  10.   Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.

 

    «Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына». 

   При проведении бесед с родителями, где бы они ни  проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее: 

   ● уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и  учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;  

  ● надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес; 

  ● уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность; 

  ● избегать сравнения с другими детьми и другими семьями; 

  ● начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору. 

  Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге, несчастный ребенок в будущем. 

   Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках. 

   ♦ Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают. 

   ♦ Сорняки растут быстро – культурное растение медленно. 

   ♦ Сорняки растут густо, «вместе» - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.  

   ♦ Сорняки стойко выносят превратности судьбы – культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.  

   ♦ Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника, огородника. 

   ♦ Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям». 

   ♦ Сорняки чрезвычайно активно размножаются – выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры. 

   Когда учителя, классные руководители приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «в очеловечивании» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками учителей, а особенно классного руководителя.

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным  сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало  семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье  многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского  в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.  

   Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом. 

   Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться? Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле, выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ним.


Информация о работе Педагогическая этика во взаимоотношениях с родителями