Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:37, реферат
В небольших классах удобно использовать технологию педагогических мастерских.
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.
Технология «Педагогическая мастерская»
В небольших классах удобно использовать технологию педагогических мастерских.
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В
России об этой технологии узнали в 1990
году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.
Технология педагогических
мастерских позволяет осуществить саморазвитие
ребёнка, способствует активному восприятию
обучающихся учебного материала, его творческому
осмыслению и постижению, повышает интерес
к процессу обучения, способствует улучшению
грамотности и развитию креативности,
социальной компетенции.
Самый важный результат в
мастерской – приобретение знаний о самом
себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.
Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.
Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.
Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.
Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований.
Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.
При
проведении мастерских необходимо помнить,
что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную
сферу участника мастерской, осваивается
и усваивается лучше.
Основные этапы мастерской:
Индукция (поведение)
– это этап, который направлен на создание
эмоционального настроя и мотивации обучающихся
к творческой деятельности. На этом этапе
предполагается включение чувств, подсознания
и формирование личностного отношения
к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то,
что побуждает ребёнка к действию. В качестве
индуктора может выступать слово, текст,
предмет, звук, рисунок, форма – всё то,
что способно вызвать поток ассоциаций.
Это может быть и задание, но неожиданное,
загадочное.
Деконструкция –
разрушение, хаос, неспособность выполнить
задание имеющимися средствами. Это работа
с материалом, текстом, моделями, звуками,
веществами. Это формирование информационного
поля.
На этом этапе ставится проблема
и отделяется известное от неизвестного,
осуществляется работа с информационным
материалом, словарями, учебниками, компьютером
и другими источниками, то есть создаётся
информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание
из хаоса своего проекта решения проблемы.
Это создание микрогруппами или индивидуально
своего мира, текста, рисунка, проекта,
решения.
Обсуждается и выдвигается
гипотеза, способы её решения, создаются
творческие работы: рисунки, рассказы,
загадки, Идёт работа по выполнению заданий,
которые даёт учитель.
Социализация –
это соотнесение учениками или микрогруппами
своей деятельности с деятельностью других
учеников или микрогрупп и представление
всем промежуточных и окончательных результатов
труда, чтобы оценить и откорректировать
свою деятельность.
Даётся одно задание на весь
класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются
всему классу. На этом этапе ученик учится
говорить. Это позволяет учителю – мастеру
вести урок в одинаковом темпе для всех
групп.
Афиширование –
это вывешивание, наглядное представление
результатов деятельности мастера и учеников.
Это может быть текст, схема, проект и ознакомление
с ними всех.
На этом этапе все ученики
ходят, обсуждают, выделяют оригинальные
интересные идеи, защищают свои творческие
работы.
Разрыв –
резкое приращение в знаниях. Это кульминация
творческого процесса, новое выделение
учеником предмета и осознание неполноты
своего знания, побуждение к новому углублению
в проблему.
Результат этого этапа –
инсайт (озарение).
Рефлексия –
это осознание учеником себя в собственной
деятельности, это анализ учеником осуществлённой
им деятельности, это обобщение чувств,
возникших в мастерской, это отражение
достижений собственной мысли, собственного
мироощущения.
Принципы и правила ведения
мастерской:
1. Ценностно-смысловое равенство всех
участников, включая
мастера-руководителя.
2. Право каждого участника
на ошибку.
3. Безоценочность,
отсутствие критических замечаний в адрес
любого участника мастерской.
4. Предоставление свободы в
рамках принятых правил, что дает ощущение
внутренней свободы:
• право выбора на разных
этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
• право самостоятельности действий (без
дополнительных разъяснений руководителя);
• право не участвовать на
этапе предъявления результата.
5. Большой элемент неопределенности (даже
загадочности), что
стимулирует творческий процесс.
6. Диалог как главный
принцип взаимодействия, сотрудничества,
сотворчества.
• диалоги участников мастерской
• диалоги отдельных групп
• диалог с самим собой
• диалог с научным или художественным
авторитетом.
7. Организация и перестройка реального пространства,
в котором происходит мастерская, в зависимости
от задачи каждого этапа.
8. Решительное ограничение
участия, практической деятельности мастера-руководителя как
авторитета на всех этапах мастерской.
В ходе мастерской происходит
постоянное чередование бессознательной
деятельности и ее последующего осознания,
что позволяет достигнуть максимального
приближение к реальному опыту истинно
научного или художественного постижения
мира, потому что каждый ее участник движется
в свободной деятельности от осознания
личного опыта к опыту национальной и
общечеловеческой культуры.
Целевые ориентации
•
Познакомить и предоставить учащимся
психологические средства, позволяющие
им личностно саморазвиваться, осознать
самих себя и своё место в мире, понимать
других людей, а также закономерности
мира, в котором они живут, перспективы
«будущего», которые затронут их самих.
• Проделать с учениками
путь от культуры полезности к культуре
достоинства (человек самоценен).
• Научить детей мыслить
раскованно, творчески.
Правила и методические приёмы:
1. Учитель четко формулирует
для себя цель (конечный результат) урока.
2. Учитель подбирает материал
в соответствии с поставленной целью.
3. На уроке учитель ставит
вопросы, предлагает к осмыслению, изучению
и проживанию подобранные сведения или
проблемы.
4. Учащиеся размышляют, обсуждают
предложенные задания в группе, делают
выводы
5. Учащиеся знакомят с результатами
деятельности другие группы, проводят
дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:
•
Гипотеза: культурные формы должны лишь
предлагаться ребёнку,
но не навязываться.
• Отказ от методов
принуждения и форм подавления достоинства
учеников.
• Мастерская предоставляет
каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
• Материал существует не
в логической последовательности, а в
свободной стихии контрастов и противоречий.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее,
чем само знание.
• В отличие от урока знания
на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка
считается закономерной ступенью процесса
познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность
— это безоценочная деятельность.
• Мастер — для ученика,
а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный
поиск.
• Мастер — садовник, выращивающий
растение — ребёнка, создающий условия
для реализации заложенных в нём природных
задатков.