Педагогическая мастерская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:37, реферат

Описание работы

В небольших классах удобно использовать технологию педагогических мастерских.
Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.
В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге.

Файлы: 1 файл

Теория.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Технология «Педагогическая мастерская»

В небольших классах удобно использовать технологию педагогических мастерских.

Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами и психологами. Данная группа единомышленников получила название «Французская группа нового образования» - ЖФЭН. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

В России об этой технологии узнали в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт—Петербурге. 
Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции. 
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе. 

Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастер создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Французские учёные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребёнку понимать. Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организовать мыслительную деятельность и направить творческий поиск ребёнка на изучение и познание

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество. 

формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует. 

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе. 

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени. 

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определённых рамок и требований. 

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше. 
Основные этапы мастерской: 
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. 
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. 
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.  
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос. 
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.  
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель. 
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.  
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. 
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.  
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. 
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему.  
Результат этого этапа – инсайт (озарение). 
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. 
Принципы и правила ведения мастерской: 
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.  
2. Право каждого участника на ошибку.  
3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.  
4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:  
• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);  
• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);  
• право не участвовать на этапе предъявления результата.  
5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.  
6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.  
• диалоги участников мастерской  
• диалоги отдельных групп  
• диалог с самим собой  
• диалог с научным или художественным авторитетом.  
7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.  
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской.  
В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры. 

Целевые ориентации

• Познакомить и предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих. 
• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен). 
• Научить детей мыслить раскованно, творчески. 
Правила и методические приёмы: 
1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока. 
2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью. 
3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы. 
4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы 
5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами. 
Концептуальные соображения:

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребёнку, но не навязываться. 
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников. 
• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём. 
• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий. 
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. 
• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются. 
• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. 
• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность. 
• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера. 
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. 
• Мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

 


Информация о работе Педагогическая мастерская