Педагогическая поддержка учащихся как одно из условий эффективной реализации дополнительных образовательных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:15, доклад

Описание работы

Сегодня слова «ребенок – центр образования» стали ключевыми в педагогической теории и практике современного образования. Много говорится о приверженности гуманной педагогике. Но остается открытым вопрос: какими средствами обеспечить ее претворение в образовательную практику? Ведь обучение детей в учреждениях дополнительного образования само по себе не обеспечивает гуманное к ним отношение и их саморазвитие. Нужна целенаправленная педагогическая деятельность, создающая условия для саморазвитии детей. Такая деятельность получила название педагогической поддержки.

Файлы: 1 файл

Doklad.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского творчества» 

Ленинского  района г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

 

Т.М. Кашина,

педагог дополнительного образования    

МОУДОД  «Центр детского творчества

Ленинского  района г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г.

 

 

 

Сегодня слова «ребенок –  центр образования» стали ключевыми в педагогической теории и практике современного образования. Много говорится о приверженности гуманной педагогике. Но остается открытым вопрос: какими средствами обеспечить ее претворение в образовательную практику? Ведь обучение детей в учреждениях дополнительного образования само по себе не обеспечивает гуманное  к ним отношение и их саморазвитие. Нужна целенаправленная педагогическая деятельность, создающая условия для саморазвитии детей. Такая деятельность получила название педагогической поддержки.

Тема моего  доклада: «Педагогическая поддержка учащихся  как одно из условий эффективной реализации дополнительных образовательных программ». Обращение к данной теме обусловлено временем, социальной ситуацией. Сегодня в период социального развала, наличия определенных проблем в сфере образования, распада семейного воспитания возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. Приходится признавать, что ухудшается здоровье подрастающего поколения, наблюдается оторванность получаемых знаний от реальной жизни, неготовность учащихся к выбору жизненных позиций, неумение противостоять сложным жизненным ситуациям. В связи с этим возрастает значимость и важность умения педагога профессионально выстраивать стратегию и тактику педподдержки.

Идея педподдержки родилась в школьной практике. Но в  настоящее время в условиях дополнительного образования, где ребенок самостоятельно выбирает сферы своего развития, обретает опыт практической и творческой  деятельности, общения, переход на гуманистические позиции,  принципы педагогической поддержки являются особенно актуальными и значимыми.

В данном докладе  мною рассмотрены  два вопроса:

  1. Отдельные теоретические аспекты педподдержки;
  2. Практические наработки педагогов Центра детского творчества.

Итак, перехожу к первому вопросу.

Идея педподдержки, идея помощи ребенку, заботы о нем присутствовала и раньше в педагогических системах:

  • зарубежных (Ж.Ж. Руссо, С. Френе, А. Нила, М. Монтессори);
  • отечественных (Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, О.С. Газмана).

В современной  практике эти идеи развиваются  Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельским и др.

Разработка  вопроса педагогической поддержки  базируется на ряде фундаментальных  положений.

В первую очередь, это положения теоретической  концепции Л.С. Выгодского, согласно которым основой психического развития человека является качественное изменение социальной ситуации его жизнедеятельности: психологические новообразования, возникшие у человека, производны от интериоризации исходной формы его жизнедеятельности. Это позволяет рассматривать переживание как неотъемлемый компонент целостной, развивающей ситуации, создаваемой отношениями между ребенком и окружающими.

Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущей деятельностью. Процесс педагогической поддержки предполагает основной целью необходимость вовлечения ребенка в активную деятельность, в осмыслении проблем жизни, стоящих пред каждым человеком и требующих индивидуального ответственного решения.

Концептуальные  положения О.С. Газмана об отказе от «педагогики необходимости» и переходу к «педагогике свободы». Главное значение в образовании имеет, по его мнению не социализация, а индивидуализация как система средств и условий, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других. Помогать растущему человеку в этом, создавая благоприятные условия достойного свободного общения и деятельности – главное предназначение педагога.

Семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается  в том, что поддержать можно только то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Предмет педподдержки – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство  и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

О.С. Газман писал: «Под педподдержкой понимается деятельность педагогов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных:

  • с физическим и психическим здоровьем;
  • с успешным продвижением в обучении;
  • с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
  • с жизненным самоопределением (нравственным, гражданским, профессиональным и т.д.).

Выделение такой  образовательной структуры, которая  позволила бы оказывать систематическую  индивидуальную помощь не только детям  с отклонениями, но и каждому ребенку  в решении его личностных проблем, возникающих как в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды – реальный шаг в перестройке образования в направлении гуманизации».

Таким образом, можно сделать вывод, что педподдержка не может быть спущена сверху, она рождается только в стенах образовательного учреждения. Если осознается ее необходимость, она становится функцией этого образовательного учреждения, создается механизм по налаживанию связей между субъектами.

Педподдержка – процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.

За идеей педподдержки стоит понимание человека как целостности, выявление его проблем. Проблема стягивает в один узел противоречия, желания, возможности ребенка и те условия, в которых он вынужден действовать. Для ребенка разрешение его проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшения его состояния, но и своеобразный тренинг проводимый не в специально созданных условиях, а в реальной ситуации жизни ребенка.

Каждый реально  позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка – это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе как субъекта, деятеля, способного управлять ситуацией.

Когда ребенок  сталкивается с проблемой, его естественным внутренним побуждением становится желание от нее избавиться. Педагог использует это понятное для ребенка состояние, чтобы помочь перевести проблему в ситуационную задачу (проект), которую возможно решить, используя для этого адекватные и культурные средства.

Согласно исходным теоретическим положениям по данному  вопросу в работе с детьми  в условиях Центра детского творчества (ЦДТ) педагоги руководствуются принципами, определяющими выбор целей и направленность педагогической поддержки:

  1. Принцип развития.
  2. Принцип коррекции сверху.
  3. Принцип системности развития психической деятельности.
  4. Деятельностный принцип.
  5. Личностно ориентированный принцип.

Принцип «развития» требует учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка.

Принцип коррекции сверху вниз (Л.С. Выгодский) требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а основным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

Принцип системности развития обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка.

Деятельностный  принцип определяет тактику – выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Личностно ориентированный принцип реализует сущностное право на свободное развитие, на самоопределение в ситуации выбора на основе построения отношений сотрудничества и взаимодействия.

В связи с этим, выстраивая систему педагогической поддержки  в работе с детьми в условиях ЦДТ, педагоги стремятся сделать следующее:

    • осуществить переход к деятельностной педагогике, содействуя формированию  у учащихся ключевых компетентностей, вводя

в образовательную  практику развивающие технологии;

    • внедрить в практику тип отношений (между педагогом и отдельным учеником, между учащимися), содействующий развитию их «самости». С этой целью вводились диалоговые технологии и технология творческого саморазвития;
    • сформировать способности к рефлексии. Рефлексия – это не только важнейшая составляющая умения учиться, но и процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Она обнаруживает себя через:

а) знание о своем  незнании, умение отличать известное  от неизвестного;

б) умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и  умений не хватает для успешного  действия;

в) умение рассматривать  и оценивать собственные мысли  и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;

г) умение критично, но не категорично оценивать мысли  и действия других людей, обращаясь к их основаниям.

Содержание  педагогической деятельности должно учитывать  возраст, взросление, возрастные кризисы и динамику саморазвития.

При всей условности деления выделяют следующие этапы: защита (для малышей), помощь (для младших), поддержка (подростков), сопровождение (старшеклассников).

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненноважных интересов ребенка в случае физической или психической опасности, при условии, если он не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не  справляется или просит о помощи.

Педагогическая  поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Важно помнить, что с возрастом ребенок меньше нуждается в защите, а больше в поддержке и сопровождении, поэтому нужно уходить от постоянного желания быть ему «необходимым».

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Александрова Е.Л., Алешина М.В. «Педагогическая поддержка – учение школьников». Научно-методический журнал «Классный руководитель». Москва, 2000. - №3
  2. Анохина Т.В. «Педагогическая поддержка как реальность современного образования» Научно-методический журнал «Классный руководитель». Москва, 2000. - №3
  3. Крылова Н.Б. «Педагог, психолог и нравственная поддержка как пространство личных изменений ребенка и взрослого». Научно-методический журнал «Классный руководитель». Москва, 2000. - №3
  4. Михайлов Н.Н., Поляков С.С. «К истории идей педподдержки» » Научно-методический журнал «Классный руководитель». Москва, 2000. - №3
  5. Полякова Н.А., ТихоноваТ.Р., Рябченко Л.Ф. Педагогическая поддержка учащихся в условиях учреждения дополнительного образования. Учебно-методическое пособие. – Саратов: Изд-во ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. – 20 с.

Информация о работе Педагогическая поддержка учащихся как одно из условий эффективной реализации дополнительных образовательных программ