|
Cтоль актуальные сегодня у
нас (и не только у нас) гуманизация,
демократизация, духовность как
инновации в образовании требуют
осмысления, понимания, принятия их
каждым преподавателем. Только убеждения
преподавателя позволят ему проявить
их в педагогическом действии,
создавая тем самым атмосферу
гуманизма. доброты, свободы, творчества.
Убеждения политические и правовые,
моральные и религиозные, научные,
эстетические и другие придают
определенную окраску убеждениям
профессиональным, среди которых
главное - понимание собственных
функций, то есть педагогическая,
позиция. Педагогическая позиция (видение
собственного места) преподавателя
в образовании взрослых предопределяет
характер взаимодействия в педагогическом
процессе, технологию формирования
целей, освоения содержания, овладения
методом.
Сколько бы методисты ни описали методов,
сколько бы чиновники ни утвердили стандартов,
сколько бы ученые ни сформулировали целей
- а именно на это тратится большая часть
материальных и интеллектуальных ресурсов
в сфере образования - все это ничуть не
отразится на результате, если не прошло
через сознание преподавателя, не превратилось
в его убеждения, его позицию.
Если продвижение в познании выстроить
системно, то каждый последующий уровень
есть различение по определенному признаку
элементов, образующих систему, и изучение
связей между ними. Применив системный
подход к рассмотрению педагогической
позиции, отметим ее особенность в том,
что за преподавателем - право ведущего,
право первого действия, предопределяющего
и обеспечивающего ответное. Какими элементами
это действие обусловлено? Наверное, для
всех очевидно, что взрослый в педагогическом
процессе есть субъект (носитель), который
является частью окружающего мира, несет
его в собственном сознании как воззрение
на мир, осознаваемый им через собственный
жизненный опыт, постоянно оформляемый
в результате собственного непрерывного
образования.
Субъект
образования: "био" - "социо"
- "дух". Педагогическая позиция
преподавателя исходит прежде всего из
собственного воззрения на мир (мировоззрения),
из понимания взаимодействия с ним. Окружающий
нас мир отличается целостностью и гармонией
(там, где человек разумный ее не разрушил).
Мы называем его природой, к которой причастны
(часть ее), ибо рождены ею, имеем род, родителей,
родину. А если мы все - дети Природы, то
естественно, что всех должно объединять
братство. Взаимодействие субъектов в
педагогическом процессе предполагает
соответствие критерию "любовь к природе",
в данном контексте - ко всему окружающему,
в том числе и к другому индивиду (маленькому
или большому, высокому или невысокому,
худому или полному, шустрому или медлительному
и т. д., такому, каким его создала природа).
Именно здесь преподаватель задает нормы
отношений между старшим и младшим, между
женщиной и мужчиной (или мальчиком), между
мужчиной и женщиной (или девочкой), утверждает
как норму неодинаковость и как достоинство
- индивидуальность.
Субъекту образования свойственны социальные
детерминации. Объединяясь, люди образуют
группы, коллективы, общности (национальные,
территориальные, профессиональные), общества,
сообщества. Это тоже окружающий нас мир.
Часть его ~ социум, в котором взаимодействие
есть обмен некоторым совокупным "продуктом"
(эмоциональным, интеллектуальным, материальным),
в котором критерий - равнозначность обмена.
От каждого в социуме что-то зависит. Каждый
важен, и тогда есть уважение, и тогда каждый
имеет свое лицо, и тогда каждый есть личность.
Взаимодействие субъектов в педагогическом
процессе с позиций личность - личность
предполагает соответствие критерию "совесть".
Можно свято относиться к этому понятию
и бояться прикоснуться всуе, а можно взять
на себя труд очистить его от всего наносного,
чтобы оно засветилось и освещало наши
маленькие конкретные действия. Парадигма
поведения "не только потребляю, но
и произвожу качественный продукт, пригодный
для другого" лишает преподавателя
права иметь низкую квалификацию, разрушающую
ценность качества. Некачественный труд
создает некачественный продукт, который
предлагается другому, нарушает главную
социальную категорию - совесть. Можно
дать о ней знания, сформировать убеждение,
но главное - пользоваться этой категорией
в действии, и в первую очередь преподавателю
и обучающимся. Категория совести усваивается
в педагогическом процессе и как критерий
взаимодействия личности и общества: со
стороны личности - высокий профессионализм,
со стороны общества - адекватная его оценка.
Именно здесь преподаватель задает норму
социальных позиций и ценностей.
Человек -- особый индивид. Он наделен разумом,
сознанием, стержень которого, по определению
Л.Н. Толстого, - дух. В этом его причастность
к Вселенскому разуму, Духу. И это тоже
окружающий нас мир - духовное пространство,
которое над материальным. Каждый в нем
(а оно в нас) настолько, насколько мы можем
подняться над обыденным, воспарить в
ощущении "свободы, творчества, любви"
(Н. А. Бердяев). Усеченное представление
о субъекте образования как о биосоциальной
системе держит нас в состоянии беспокойства
(проблемы, конфликта) по поводу отсутствия
его целостности, гармонии с окружающим
миром. Не потому ли так многочисленны
конференции и симпозиумы по проблемам
гуманизации (очеловечивания) образования;
творчества (невозможного без свободы
духа), духовности (как способности творить
добро и красоту)? Взаимодействие субъектов
в педагогическом процессе с позиций человек-человек
предполагает соответствие критерию разума
как канала взаимодействия с духовным
пространством. Если это учитывать и считать
своей профессиональной позицией, преподаватель
всегда найдет возможность для взаимодействия
в духовном пространстве, создаст условия
для проявления в действии добра и красоты,
обеспечит понимание, что свобода - не
в отношениях с Природой, не в отношениях
с Социумом, а в Духе, в разумности, в выборе
предпочтений. И не только на уровне понимания,
но и на уровне действия, многократного
упражнения в проявлении позиций: человек
свободный, человек-творец, человек любящий,
человек разумный.
Сочетание позиций "индивид - личность
- человек" в педагогическом взаимодействии
и обусловливает ценности, технологии,
результат. Приобретенное в педагогическом
процессе понимание целостности собственной
позиции "индивид - личность - человек"
послужит основой для выбора ценностей
и предпочтений в любой ситуации. В одной
- приходится быть в большей степени индивидом
(мужчина, старый, больной, медлительный
и т.д.), в другой - личностью (профессионал,
должностное лицо, гражданин и т.д.), в третьей
- просто человеком. Но как часто женщину
не удовлетворяет быть только женой, деловой
женщине хочется побыть просто женщиной,
для руководителя (личности) недостаточно
быть только хорошим человеком и т.д. Упражнения
в понимании собственной позиции и ее
целостности в образовании взрослых пригодятся
будущему специалисту.
Сознание: потребности - нормы - способности.
Педагогическая позиция преподавателя
проявляется как его сознание (осознание
собственного жизненного опыта):
система потребностей, система норм, система
способностей, их взаимосвязи и регуляция.
Отношения субъект - субъект в педагогическом
процессе предполагают взаимодействие
носителей сознания, его изменения через
связи внутренние и внешние. Внешнее воздействие
на сознание состоит из воздействия на
потребности, нормы, способности. Система
потребностей - это наши "хочу", это
нужда в чем-либо, ощущение недостаточности.
Система норм - это наши представления
о том, что должно быть", "надо",
"нельзя", устоявшиеся, но подверженные
изменениям. Система способностей - это
наши "могу", проявляемые в результате
нашей деятельности. У каждого они индивидуальны,
как отпечатки пальцев, только "отпечатываются"
на наших мыслях, словах, действиях, поступках.
Системное, т.е. упорядоченное представление
о потребностях предполагает их деление
на взаимосвязанные элементы по тому или
иному основанию. Например, можно их поделить
на духовные и материальные. Признание
ценности первых позволяет подняться
над обыденным, ощутить свободу, творчество,
любовь;
преувеличение ценности вторых затягивает
в болото бытия, быта, суеты, рвачества.
Преодоление этого несоответствия - в
стремлении к их разумному сочетанию.
Общество имеет сокровищницу, самое ценное,
что необходимо передать последующим
поколениям - это культура, социокультурные
нормы, которыми овладевает каждый член
общества, но в разной степени. В системе
норм можно провести их классификацию
на внутренние (свои) и внешние (чужие),
а можно на политические, правовые, моральные
и т.д. (по формам общественного сознания),
что и составляет культуру политическую,
правовую, нравственную и т.д.
Из всех способностей, проявляемых в способах
деятельности, выделим инвариант: производить
мысль, слово, движение (мысль оформленную
- способности мыслетехнические, слово
понятное - способности коммуникативные,
движение осознанное - способности рефлексивные).
Следуя системному принципу, не забудем
о многочисленных связях между элементами:
взаимозависимость, взаимообусловленность,
взаимодействие и т.д. Выделим особо отношение "соответствие
- несоответствие" как наиболее интересную,
значимую, чувствительную, постоянно меняющуюся.
Можно выделить не сколько особых состояний
этих связей. Полное соответствие - это,
наверное, и есть состояние гармонии, во
всяком случае, ее необходимое условие.
Нормально и естественно и несоответствие,
которое, однако, может развиться до противоречия
(тогда-то мы и ощущаем проблему - особое
психическое состояние, напряжение, которое
усиливается, если несоответствие не поубавить,
если проблему не разрешить). Дальнейшая
динамика несоответствия: конфликт - столкновение
- катастрофа.
Если бы все наши действия были
глубоко осознанными не "после", а
"до" их совершения, наверное, мы предотвратили
бы немало бед, избавили от многих неприятностей
себя и других, оправдали свое название
- "человек разумный". Тогда ноосфера
была бы столь же правомочной, как атмосфера.
Ведь человек и выделен из окружающей
природы, чтобы поддерживать гармонию,
а не разрушать ее. Может быть, организуя
свое бытие, мы мало занимаемся организацией
собственного сознания? Проблемы, конфликты
рождаются в сознании, там и должны разрешаться.
Мы пришли к простому выводу по поводу
предотвращения конфликтов и разрешения
проблем - приводи в соответствие потребности,
нормы, способности; регулируй - что-то
уменьшить, что-то увеличить, от чего-то
избавиться, что-то приобрести в собственном
сознании. Это и есть саморегуляция.
Жизнедеятельность:
естественное - образовательное - деятельностное. Способ
существования субъектов - жизнедеятельность
- можно определить как жизнь и деятельность.
Наша жизнь, наш опыт формирует сознание,
обусловливая его состояние. Взаимодействие
с окружающим миром воздействует на сознание,
изменяя его образ, - происходит образовательный
процесс. Совершаемые действия составляют
деятельность, характер которой определяется
сознанием, а результат обеспечивает жизнь
(жизнеобеспечение). Осознание жизнедеятельности
позволяет выявить начала: естественное
(в основе - потребности); образовательное
(как формирование норм), действенное (как
проявление способностей). Эти элементы
начала жизнедеятельности взаимосвязаны
между собой. Изучение внутренних взаимосвязей
позволяет выделить функции образовательного
начала в жизнедеятельности субъекта
с императивами выращивать естественное
(получать приращение к естественному
состоянию потребностей, норм, способностей),
оформлять естественное: управлять потребностями
(воспитание), присваивать новые нормы
(обучение), наращивать способности (развитие);
образовывать себя - потребности оформлять
в цели; к собственным внутренним нормам
добавлять новое содержание, овладевать
методами, развивая способности; готовить
себя к деятельности ~ соотносить собственные
цели, усвоенное содержание и освоенные
методы с целями, содержанием, методами
деятельности, адаптироваться к ней; действовать
- самоопределяться (принимать решение
и брать на себя ответственность), владеть
критериями и способами деятельности.
Образование:
воспитание - обучение - развитие. Образование
профессиональная школа долгие годы отождествляла
с обучением, в котором преуспела, но при
этом проглядела воспитание (управление
потребностями) и развитие (выращивание
способностей), превратив их в сервисные
процессы. Поправить это положение может
только высокий профессионализм преподавателя,
его педагогическая подготовка, которая
позволила бы преподавателю правильно
самоопределяться (и упражнять в этом
обучаемых), каждое действие соизмерять
с критериями педагогического процесса,
владеть профессиональными способами
деятельности - педагогическими технологиями,
прививая уважение к технологиям в профессиональной
деятельности у обучаемых.
Если преподаватель признает функции
образовательною начала в жизнедеятельности
своими профессиональными функциями,
а педагогический процесс - специально
организованным образовательным процессом,
то его профессиональный долг - обеспечивать
целостность образования как единство,
процессов воспитания, обучения и развития.
При всей видимой простоте и очевидности
этой позиции на практике это не всем удается,
в теории не всеми признается. Воздействие
на сознание в педагогическом процессе
не всегда соразмерно - придается значение
не всем трем составляющим, что повсеместно
наблюдается в учебных процессах и имеет
определенные характеристики в современном
педагогическом сообществе. Так, если:
- преувеличено воздействие на нормы -
развивается догматизм в сознании, командный
стиль взаимодействия (авторитарная педагогика,
педагогика "красного карандаша"
и т п.):
- преувеличена ориентация на учет потребностей
(в ущерб нормам и способностям) - порождается
неуважение к порядку, организованности
("педагогика ненасилия", "педагогика
человека" и т.п.);
- осуществляется воздействие на развитие
способностей ("все могу") - педагогика
творчества дает замечательные результаты,
если не приводит к отрицанию норм, "изобретению
колеса", вседозволенности.
Всякое преувеличение, нарушая чувство
меры, чревато недостатком как продолжением
достоинства. И потому важно, чтобы каждое
педагогическое взаимодействие было осознанным
действием и со стороны преподавателя
и со стороны обучающихся, то есть обеспечивалось
соразмерное воздействие на потребности,
нормы и способности. Для обеспечения
целостности образования (воспитания,
обучения, развития), устранения перекосов
и появляются новации, которые - всего
лишь стремление к норме, то есть к соразмерности
воздействия на потребности, нормы и способности,
стремление к гармонии в сознании.
Педагогическое взаимодействие является
по большому счету процессом взросления,
в котором субъекты образования овладевают
технологией осознанного действия. Взрослость
как психологическое качество определяется
степенью осознанности действий, которая
является самым общим критерием результативности
процесса образования взрослых.
Майя ГРОМКОВА,
академик-секретарь отделения
"Образование взрослых"
Международной педагогической академии.
Москва.
Контакт: (095) 577-15-03. |
|