Педагогическая позиция преподавателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:57, лекция

Описание работы

Cтоль актуальные сегодня у нас (и не только у нас) гуманизация, демократизация, духовность как инновации в образовании требуют осмысления, понимания, принятия их каждым преподавателем. Только убеждения преподавателя позволят ему проявить их в педагогическом действии, создавая тем самым атмосферу гуманизма. доброты, свободы, творчества. Убеждения политические и правовые, моральные и религиозные, научные, эстетические и другие придают определенную окраску убеждениям профессиональным, среди которых главное - понимание собственных функций, то есть педагогическая, позиция. Педагогическая позиция (видение собственного места) преподавателя в образовании взрослых предопределяет характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоения содержания.

Файлы: 1 файл

орг повед.docx

— 23.46 Кб (Скачать файл)
 

Педагогическая позиция преподавателя

 

 
Cтоль актуальные сегодня у  нас (и не только у нас) гуманизация, демократизация, духовность как  инновации в образовании требуют  осмысления, понимания, принятия их  каждым преподавателем. Только убеждения  преподавателя позволят ему проявить  их в педагогическом действии, создавая тем самым атмосферу  гуманизма. доброты, свободы, творчества. Убеждения политические и правовые, моральные и религиозные, научные, эстетические и другие придают  определенную окраску убеждениям  профессиональным, среди которых  главное - понимание собственных  функций, то есть педагогическая, позиция. Педагогическая позиция (видение  собственного места) преподавателя  в образовании взрослых предопределяет  характер взаимодействия в педагогическом  процессе, технологию формирования  целей, освоения содержания, овладения  методом. 
Сколько бы методисты ни описали методов, сколько бы чиновники ни утвердили стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей - а именно на это тратится большая часть материальных и интеллектуальных ресурсов в сфере образования - все это ничуть не отразится на результате, если не прошло через сознание преподавателя, не превратилось в его убеждения, его позицию. 
Если продвижение в познании выстроить системно, то каждый последующий уровень есть различение по определенному признаку элементов, образующих систему, и изучение связей между ними. Применив системный подход к рассмотрению педагогической позиции, отметим ее особенность в том, что за преподавателем - право ведущего, право первого действия, предопределяющего и обеспечивающего ответное. Какими элементами это действие обусловлено? Наверное, для всех очевидно, что взрослый в педагогическом процессе есть субъект (носитель), который является частью окружающего мира, несет его в собственном сознании как воззрение на мир, осознаваемый им через собственный жизненный опыт, постоянно оформляемый в результате собственного непрерывного образования. 
Субъект образования: "био" - "социо" - "дух". Педагогическая позиция преподавателя исходит прежде всего из собственного воззрения на мир (мировоззрения), из понимания взаимодействия с ним. Окружающий нас мир отличается целостностью и гармонией (там, где человек разумный ее не разрушил). Мы называем его природой, к которой причастны (часть ее), ибо рождены ею, имеем род, родителей, родину. А если мы все - дети Природы, то естественно, что всех должно объединять братство. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе предполагает соответствие критерию "любовь к природе", в данном контексте - ко всему окружающему, в том числе и к другому индивиду (маленькому или большому, высокому или невысокому, худому или полному, шустрому или медлительному и т. д., такому, каким его создала природа). Именно здесь преподаватель задает нормы отношений между старшим и младшим, между женщиной и мужчиной (или мальчиком), между мужчиной и женщиной (или девочкой), утверждает как норму неодинаковость и как достоинство - индивидуальность. 
Субъекту образования свойственны социальные детерминации. Объединяясь, люди образуют группы, коллективы, общности (национальные, территориальные, профессиональные), общества, сообщества. Это тоже окружающий нас мир. Часть его ~ социум, в котором взаимодействие есть обмен некоторым совокупным "продуктом" (эмоциональным, интеллектуальным, материальным), в котором критерий - равнозначность обмена. От каждого в социуме что-то зависит. Каждый важен, и тогда есть уважение, и тогда каждый имеет свое лицо, и тогда каждый есть личность. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе с позиций личность - личность предполагает соответствие критерию "совесть". Можно свято относиться к этому понятию и бояться прикоснуться всуе, а можно взять на себя труд очистить его от всего наносного, чтобы оно засветилось и освещало наши маленькие конкретные действия. Парадигма поведения "не только потребляю, но и произвожу качественный продукт, пригодный для другого" лишает преподавателя права иметь низкую квалификацию, разрушающую ценность качества. Некачественный труд создает некачественный продукт, который предлагается другому, нарушает главную социальную категорию - совесть. Можно дать о ней знания, сформировать убеждение, но главное - пользоваться этой категорией в действии, и в первую очередь преподавателю и обучающимся. Категория совести усваивается в педагогическом процессе и как критерий взаимодействия личности и общества: со стороны личности - высокий профессионализм, со стороны общества - адекватная его оценка. Именно здесь преподаватель задает норму социальных позиций и ценностей. 
Человек -- особый индивид. Он наделен разумом, сознанием, стержень которого, по определению Л.Н. Толстого, - дух. В этом его причастность к Вселенскому разуму, Духу. И это тоже окружающий нас мир - духовное пространство, которое над материальным. Каждый в нем (а оно в нас) настолько, насколько мы можем подняться над обыденным, воспарить в ощущении "свободы, творчества, любви" (Н. А. Бердяев). Усеченное представление о субъекте образования как о биосоциальной системе держит нас в состоянии беспокойства (проблемы, конфликта) по поводу отсутствия его целостности, гармонии с окружающим миром. Не потому ли так многочисленны конференции и симпозиумы по проблемам гуманизации (очеловечивания) образования; творчества (невозможного без свободы духа), духовности (как способности творить добро и красоту)? Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе с позиций человек-человек предполагает соответствие критерию разума как канала взаимодействия с духовным пространством. Если это учитывать и считать своей профессиональной позицией, преподаватель всегда найдет возможность для взаимодействия в духовном пространстве, создаст условия для проявления в действии добра и красоты, обеспечит понимание, что свобода - не в отношениях с Природой, не в отношениях с Социумом, а в Духе, в разумности, в выборе предпочтений. И не только на уровне понимания, но и на уровне действия, многократного упражнения в проявлении позиций: человек свободный, человек-творец, человек любящий, человек разумный. 
Сочетание позиций "индивид - личность - человек" в педагогическом взаимодействии и обусловливает ценности, технологии, результат. Приобретенное в педагогическом процессе понимание целостности собственной позиции "индивид - личность - человек" послужит основой для выбора ценностей и предпочтений в любой ситуации. В одной - приходится быть в большей степени индивидом (мужчина, старый, больной, медлительный и т.д.), в другой - личностью (профессионал, должностное лицо, гражданин и т.д.), в третьей - просто человеком. Но как часто женщину не удовлетворяет быть только женой, деловой женщине хочется побыть просто женщиной, для руководителя (личности) недостаточно быть только хорошим человеком и т.д. Упражнения в понимании собственной позиции и ее целостности в образовании взрослых пригодятся будущему специалисту. 
Сознание: потребности - нормы - способности. Педагогическая позиция преподавателя проявляется как его сознание (осознание собственного жизненного опыта): 
система потребностей, система норм, система способностей, их взаимосвязи и регуляция. Отношения субъект - субъект в педагогическом процессе предполагают взаимодействие носителей сознания, его изменения через связи внутренние и внешние. Внешнее воздействие на сознание состоит из воздействия на потребности, нормы, способности. Система потребностей - это наши "хочу", это нужда в чем-либо, ощущение недостаточности. Система норм - это наши представления о том, что должно быть", "надо", "нельзя", устоявшиеся, но подверженные изменениям. Система способностей - это наши "могу", проявляемые в результате нашей деятельности. У каждого они индивидуальны, как отпечатки пальцев, только "отпечатываются" на наших мыслях, словах, действиях, поступках. Системное, т.е. упорядоченное представление о потребностях предполагает их деление на взаимосвязанные элементы по тому или иному основанию. Например, можно их поделить на духовные и материальные. Признание ценности первых позволяет подняться над обыденным, ощутить свободу, творчество, любовь; 
преувеличение ценности вторых затягивает в болото бытия, быта, суеты, рвачества. Преодоление этого несоответствия - в стремлении к их разумному сочетанию. 
Общество имеет сокровищницу, самое ценное, что необходимо передать последующим поколениям - это культура, социокультурные нормы, которыми овладевает каждый член общества, но в разной степени. В системе норм можно провести их классификацию на внутренние (свои) и внешние (чужие), а можно на политические, правовые, моральные и т.д. (по формам общественного сознания), что и составляет культуру политическую, правовую, нравственную и т.д. 
Из всех способностей, проявляемых в способах деятельности, выделим инвариант: производить мысль, слово, движение (мысль оформленную - способности мыслетехнические, слово понятное - способности коммуникативные, движение осознанное - способности рефлексивные). 
Следуя системному принципу, не забудем о многочисленных связях между элементами: взаимозависимость, взаимообусловленность, взаимодействие и т.д. Выделим особо отношение "соответствие - несоответствие" как наиболее интересную, значимую, чувствительную, постоянно меняющуюся. Можно выделить не сколько особых состояний этих связей. Полное соответствие - это, наверное, и есть состояние гармонии, во всяком случае, ее необходимое условие. Нормально и естественно и несоответствие, которое, однако, может развиться до противоречия (тогда-то мы и ощущаем проблему - особое психическое состояние, напряжение, которое усиливается, если несоответствие не поубавить, если проблему не разрешить). Дальнейшая динамика несоответствия: конфликт - столкновение - катастрофа. 
Если бы все наши действия были глубоко осознанными не "после", а "до" их совершения, наверное, мы предотвратили бы немало бед, избавили от многих неприятностей себя и других, оправдали свое название - "человек разумный". Тогда ноосфера была бы столь же правомочной, как атмосфера. Ведь человек и выделен из окружающей природы, чтобы поддерживать гармонию, а не разрушать ее. Может быть, организуя свое бытие, мы мало занимаемся организацией собственного сознания? Проблемы, конфликты рождаются в сознании, там и должны разрешаться. Мы пришли к простому выводу по поводу предотвращения конфликтов и разрешения проблем - приводи в соответствие потребности, нормы, способности; регулируй - что-то уменьшить, что-то увеличить, от чего-то избавиться, что-то приобрести в собственном сознании. Это и есть саморегуляция. 
Жизнедеятельность: естественное - образовательное - деятельностное. Способ существования субъектов - жизнедеятельность - можно определить как жизнь и деятельность. Наша жизнь, наш опыт формирует сознание, обусловливая его состояние. Взаимодействие с окружающим миром воздействует на сознание, изменяя его образ, - происходит образовательный процесс. Совершаемые действия составляют деятельность, характер которой определяется сознанием, а результат обеспечивает жизнь (жизнеобеспечение). Осознание жизнедеятельности позволяет выявить начала: естественное (в основе - потребности); образовательное (как формирование норм), действенное (как проявление способностей). Эти элементы начала жизнедеятельности взаимосвязаны между собой. Изучение внутренних взаимосвязей позволяет выделить функции образовательного начала в жизнедеятельности субъекта с императивами выращивать естественное (получать приращение к естественному состоянию потребностей, норм, способностей), оформлять естественное: управлять потребностями (воспитание), присваивать новые нормы (обучение), наращивать способности (развитие); образовывать себя - потребности оформлять в цели; к собственным внутренним нормам добавлять новое содержание, овладевать методами, развивая способности; готовить себя к деятельности ~ соотносить собственные цели, усвоенное содержание и освоенные методы с целями, содержанием, методами деятельности, адаптироваться к ней; действовать 
- самоопределяться (принимать решение и брать на себя ответственность), владеть критериями и способами деятельности. 
Образование: воспитание - обучение - развитие. Образование профессиональная школа долгие годы отождествляла с обучением, в котором преуспела, но при этом проглядела воспитание (управление потребностями) и развитие (выращивание способностей), превратив их в сервисные процессы. Поправить это положение может только высокий профессионализм преподавателя, его педагогическая подготовка, которая позволила бы преподавателю правильно самоопределяться (и упражнять в этом обучаемых), каждое действие соизмерять с критериями педагогического процесса, владеть профессиональными способами деятельности - педагогическими технологиями, прививая уважение к технологиям в профессиональной деятельности у обучаемых. 
Если преподаватель признает функции образовательною начала в жизнедеятельности своими профессиональными функциями, а педагогический процесс - специально организованным образовательным процессом, то его профессиональный долг - обеспечивать целостность образования как единство, процессов воспитания, обучения и развития. При всей видимой простоте и очевидности этой позиции на практике это не всем удается, в теории не всеми признается. Воздействие на сознание в педагогическом процессе не всегда соразмерно - придается значение не всем трем составляющим, что повсеместно наблюдается в учебных процессах и имеет определенные характеристики в современном педагогическом сообществе. Так, если: 
- преувеличено воздействие на нормы - развивается догматизм в сознании, командный стиль взаимодействия (авторитарная педагогика, педагогика "красного карандаша" и т п.): 
- преувеличена ориентация на учет потребностей (в ущерб нормам и способностям) - порождается неуважение к порядку, организованности ("педагогика ненасилия", "педагогика человека" и т.п.); 
- осуществляется воздействие на развитие способностей ("все могу") - педагогика творчества дает замечательные результаты, если не приводит к отрицанию норм, "изобретению колеса", вседозволенности. 
Всякое преувеличение, нарушая чувство меры, чревато недостатком как продолжением достоинства. И потому важно, чтобы каждое педагогическое взаимодействие было осознанным действием и со стороны преподавателя и со стороны обучающихся, то есть обеспечивалось соразмерное воздействие на потребности, нормы и способности. Для обеспечения целостности образования (воспитания, обучения, развития), устранения перекосов и появляются новации, которые - всего лишь стремление к норме, то есть к соразмерности воздействия на потребности, нормы и способности, стремление к гармонии в сознании. 
Педагогическое взаимодействие является по большому счету процессом взросления, в котором субъекты образования овладевают технологией осознанного действия. Взрослость как психологическое качество определяется степенью осознанности действий, которая является самым общим критерием результативности процесса образования взрослых.

Майя ГРОМКОВА, 
академик-секретарь отделения 
"Образование взрослых"  
Международной педагогической академии.  
Москва.  
Контакт: (095) 577-15-03.

 
     

© ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" РОССИИ, 2000

 

 


Информация о работе Педагогическая позиция преподавателя