Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:32, практическая работа
1. Определите содержание понятия «педагогическое творчество».
2. Каковы ценности педагогической деятельности? Что необходимо, на ваш взгляд, для того, чтобы данные, объективно существующие ценности, обрели для учителя личностный характер, стали достоянием и саморуководством сознания педагога?
3. В чем вы видите смысл предстоящей педагогической деятельности?
4. В современной школе наметилась тенденция дальнейшего разделения и специализации педагогического труда. Появляются все новые и новые педагогические профессии: заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, валеолог, социальный педагог и др.
Занятие 1.
Инструкция к выполнению заданий, входящих в занятие 1:
1. Все задания выполняются
2. На розданных бланках с заданиями ничего не пишется и не отмечается!
3. Задания выполняются в любом порядке.
4. Все задания выполняются самостоятельно, с выражением индивидуальных педагогических позиций.
5. Время для выполнения всех заданий, входящих в занятие 1: 4 часа (2 пары).
Задание 1.Тест-опросник. МУН (на определение мотивации успеха и мотивации неудачи)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.
1. Включаясь в работу, я, как
правило, оптимистично
2. Обычно я действую активно.
3. Я склонен к проявлению
4. При выполнении ответственных
заданий я по мере сил
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.
8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.
9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.
10. Я обычно настойчив в достижении цели
11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.
12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.
14. Предпочитаю ставить
перед собой средние по
15. Если я потерпел
неудачу и задание не
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Я предпочитаю планировать
свое будущее лишь на
18. При работе в условиях
ограниченного времени
19. Я, как правило,
не отказываюсь от
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
МУН, Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14,16, 18, 19, 20; «нет»: 4, 5, 7, 9, 13,15, 17.
Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.
Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.
Задание 2 . «Что делает нас людьми?»
Выберите из предлагаемого списка те свойства, которые характерны для человека, и запишите их в левый столбец, а те, что присущи животным, — в правый.
4. Никогда не пожертвует пищей. 5. Способен на глубокую привязанность. 6. Ищет высшее понимание истины. 7. Его отличает чувство ответственности. 8. Сам решает, как себя вести. 9. Нанося другому вред, не чувствует вину или стыд. 10. Может отложить исполнение своих желаний, если это мешает другому. 12. Чувствует потребность в свежем воздухе, тепле. 13. Может плавать, бегать, лазать. 14. Может мечтать и оценивать красоту. |
Задание 3. О взаимоотношениях, интересах, увлечениях в семье школьника. Прочитайте материалы школьных сочинений.
Пятиклассники написали сочинение по рисункам учебника «Как я помогал маме». На одной картинке мальчик достает из стенного шкафчика банку с вареньем. За этой процедурой с интересом наблюдает серый кот. На другой картинке — мальчик, схватившись за голову, смотрит на осколки банки и разлившееся варенье. Кот в ужасе бежит с места происшествия.
Сочинение Саши К.: «Если бы у нас дома произошла такая история с вареньем,— пишет он, — я бы сказал, что банку разбила кошка. Когда говоришь — ничего не бывает. Просто мама отлупила бы кошку...»
Сочинение Валеры Ш.: «Когда я вынимал из шкафчика банку, нетерпеливая Мурка прыгнула и схватилась когтями за штанину. От неожиданности я выпустил банку... Я не стал говорить маме про кошку, она бы ее выгнала. А куда бы Мурка делась?..»
Вопросы и задания.
1. В чем педагогическое назначение таких сочинений?
2. Какие стороны личности
проявились у мальчиков в
3. Как могут быть
использованы сочинения в
4. Как следует отреагировать
педагогу на откровенное
5. На какие просчеты
в воспитании педагогу и
6. Какие пути преодоления этих ошибок видите вы?
Задание 4. Задачи на выбор способа поведения.
З а д а ч а 1.
Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать. Как вы будете действовать и что предложите товарищу?
3 а д а ч а 2.
Представьте себе, что вы пришли в театр тогда, когда в вашем ряду все зрители уже сидят на местах, а вам предстоит пройти на свое место, которое расположено в середине.
Как вы будете действовать?
3 а д а ч а 3.
Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой.
Что вы испытываете? Как вы поступите в такой ситуации?
З а д а ч а 4.
Владимир ехал в автобусе. Вдруг водитель автобуса неожиданно резко затормозил. Юноша не удержался и толкнул рядом стоящую даму. Он сразу же извинился, но в ответ услышал брань. Владимир пытался объяснить, что он не виноват, что он не мог удержаться от толчка и что за свою неловкость он приносит извинение. Но разобиженная дама обвинила юношу в невежливости, в том, что он задел ее намеренно.
Какими могут быть дальнейшие действия юноши?
Задание 5. Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения.
З а д а ч а 1.
Вообразите двух людей. У каждого — десять хороших друзей. Теперь представьте себе, что один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом.
Теперь обратимся к другому. Каждый день он встает пораньше, чтобы все самому сделать и успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому просто звонит им довольно часто и без причин, навещает их, помогая, чем может, не обременяя своими просьбами или подчеркивая, как для него важна дружба.
С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить?
З а д а ч а 2.
Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».
Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?
З а д а ч а 3.
К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил вас в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.
Варианты решения задачи 3.
1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти — совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное — то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания.
2. Если для вас важнее
реакция друга, то ваше
3. Если вас в основном
интересует материальная
4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода. Что лучше — сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, живущему за городом?
5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.
Задание
Выберете наиболее приемлемый для вас вариант решения или предложите свой вариант.
Задание 6. Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды»
З а д а ч а 1.
Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?
Р е ш е н и я.
А(отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле.
Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников.
В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.
Информация о работе Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе