Педагогическая профессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном , специально организованном педагогическом взаимодействии , целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.Для обозначения вида профессиональной деятельности ,основным содержанием которой является воспитание ,обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников ,существует более точное определение – профессионально-педагогическая деятельность.

Файлы: 1 файл

Семинар по педагогике.docx

— 21.22 Кб (Скачать файл)

                                   1.Миссия педагогической профессии

 

Педагогическая деятельность основывается на целенаправленном , специально организованном педагогическом взаимодействии , целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося.Для обозначения вида профессиональной деятельности ,основным содержанием которой является воспитание ,обучение, образование и развитие учащихся и воспитанников ,существует более точное определение – профессионально-педагогическая деятельность.

Педагогическая наука  и искусство весьма важны для  человеческого рода. Это ясно усматривается: 1) из важности их цели; 2) из опыта всех времен, сколь много добра сделано через обдуманное воспитание и какие следствия проистекали от небрежения оного. Необходимость обдуманного воспитания совершенно признана между всеми образованными народами. Педагогические правила и педагогические учреждения находятся у всех народов, достигших некоторой степени образования, ибо нельзя себе представить вообще никакого национального образования без тщательного и по плану производимого воспитания юношества.

Являясь социальной наукой, педагогика раскрывает закономерности учебно-воспитательного  процесса, подчиненного общественным, социальным целям формирования не только человека, уникальной творческой личности, но и самого общества, членом которого является воспитываемый человек. Педагогика должна помогать будущему учителю и воспитателю знаниями о том, как организовать качественно и эффективно учебно-воспитательный процесс в детском саду, школе и любом другом учреждении, занимающимся обучением и воспитанием детей, подростков, юношества.

 

Итак, назначение педагогики состоит в  изучении воспитания и обучения как сознательно так и целенаправленно организуемых процессов. Педагогика призвана раскрыть сущность, закономерности и тенденции развития педагогического процесса. Поэтому она разрабатывает цели обучения и воспитания ребенка, теорию и методику организации педагогического процесса, совершенствует его содержание, методы, приемы и организационные формы.

В педагогическом процессе всегда есть две стороны: деятельность воспитателя (учителя) и деятельность воспитуемого, ребенка и коллектива детей.

Теории  в педагогике, как и в других науках, необходимы для того, чтобы иметь возможность планировать, прогнозировать педагогическую деятельность, научно обосновывать все элементы процессов обучения и воспитания: разрабатывать цели учебно-воспитательного процесса для каждого предмета, каждого года пребывания детей в детском саду, школе и т.д.; отбирать содержание работы из всего многообразия наук, искусств, языков; создавать рекомендации по применению в обучении и воспитании наиболее эффективных методов, приемов и форм организации деятельности детей и др. Этими проблемами обычно занимаются ученые-педагоги. Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.

Педагогика  выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее. Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать той наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми. Это прежде всего работники средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), искусства, кино и др. От успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и на научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества.

Культурно-гуманистическая функция. Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается прежде всего в становлении ребенка как человека культуры. Важнейшая задача педагога – формирование общей культуры школьников : умственной, духовно-нравственной, правовой, культуры общения и семейных отношений и т.д.

Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т. д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т. п.

 Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т. д.

 Диалогическая форма общения. Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.

 Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.

 Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.

 Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

 

       2.Мотивы выбора педагогической профессии

 

Одним из важнейших компонентов  педагогической деятельности является её мотивация. Авторы учебного пособия  «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого вполне справедливо считают, что доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку .Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Что означает правильный выбор профессии? Существует одна расхожая истина, основной смысл которой сводится к следующему: человек тогда вполне счастлив, когда с радостью спешит на работу и с такой же радостью торопится домой. Мысль эта, при всей своей кажущейся простоте, банальности, четко определяет два основных направления работы общеобразовательной школы: помочь подрастающему человеку осознанно и удачно выбрать и профессию, и спутника жизни по душе и на «всю оставшуюся жизнь», то есть выработать и реализовать уникальную для данного индивида траекторию счастливой жизни. Ибо человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности выпускника школы в целом совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему выбора профессии призвана решать система профориентационной работы общеобразовательного учреждения.

Е.А. Климов указывает следующие  восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического  коллектива (учителя, классного руководителя  и т.д.);

4) личные профессиональные и  жизненные планы;

5) способности и их проявления;

6) притязания на общественное  признание;

7) информированность о той или  иной профессиональной деятельности;

8) склонности

Для того, чтобы лучше ориентироваться в большом многообразии мотивов, их можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии:

• её общественная и личная значимость;

• удовлетворение, которое приносит работа благодаря её творческому

  характеру;

• возможность общения, руководства  другими людьми и т.д.

Внутренняя мотивация возникает  из потребностей самого человека, поэтому  на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешние мотивы:

• заработок;

• стремление к престижу;

• боязнь осуждения и т.д.

Внешние мотивы могут быть разделены  на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путём давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера. Исследования показывают, что наиболее эффективным с точки зрения удовлетворенности трудом и его результатами является преобладание внутренних мотивов в совокупности с положительной внешней мотивацией.

Наиболее значимыми факторами  для выбора педагогической профессии выступают влияния: а) учителя и любимого учебного предмета ;б) семьи, семейных традиций; в) предшествующего опыта работы.

Таким образом, подготовка к профессии  учителя должна начинаться задолго  до того, как человек делает свой профессиональный выбор, и продолжаться уже в процессе его профессиональной подготовки в соответствующем учебном  заведении.

Под функциями педагога понимаются набор профессиональных обязанностей:

  — создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

  — обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья ребенка;

  — обеспечение воспитательно-образовательной работы с детьми;

  — участие в педагогическом просвещении родителей;

  — регулирование и согласование  воспитательных воздействий семьи  и дошкольного учреждения;

  — самообразование педагога;

  — участие в научно-исследовательской  работе.

  Кроме того, педагог в своей  деятельности должен осуществлять  коммуникативную, диагностическую,  коррекционную, конструкторско-организаторскую, координирующую функции.

  А. К. Маркова в книге «Психология труда учителя» (М., 1993) выделяет профессиональные умения, которыми должен овладеть педагог:

  — ставить педагогические задачи  с предвидением конечного результата;

  — применять психолого-педагогические  знания;

  — знать приемы постановки  и решения коммуни¬кативных задач;

 — владеть средствами общения (риторика, мимика и жесты).

 

 

     3.Противоречие между  массовостью и уникальностью     педагогической профессии

 

В настоящее время профессия  педагога является как массовой –  в том смысле, что миру ежегодно нужны десятки тысяч молодых  педагогов, так уникальной – каждый педагог является Творцом. Профессия педагога - одна из самых распространенных. Учительский корпус постоянно растет: во второй половине XX количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза. Учитель - это опора общества и государства. В его руках - будущее поколение, и каким оно будет, какие государственные устои поддержит, как будет относиться к старшему поколению - все это во многом зависит от школы и, прежде всего, от учителя. Несмотря на очевидную массовость, характер педагогической профессии предъявляет к человеку высочайшие требования. Учитель - педагог, дипломат, психолог и друг в одном лице, одновременно требовательный и доброжелательный. Таков в идеале профессиональный портрет обычного школьного учителя. Бесспорно, не каждый из них соответствует идеалу, не каждый обладает требуемыми чертами характера и способностями. По статистике, только две трети людей, приходящих работать в школу, остаются в ней надолго. Только те, для которых профессия становится образом жизни.

В нашей стране педагог – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда.


Информация о работе Педагогическая профессия