Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 16:26, лекция
Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.
Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания,никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и колллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.
Педагогическое общение, учебно-педагогическая деятельность, являясь объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов, заключают в себе большое количество сложных противоречивых моментов, затруднений, выступающих в качестве психологических барьеров. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.
Вопросы для самопроверки
1. В чем разница между понятиями сложности явления (процесса) и трудности их преодоления?
2. Какие из расмотренных областей затруднений общения относятся преимущественно к внешним, а какие к внутренним факторам?
3. Какая из трех сторон общения — информационная, перцептивная, интерактивная — вызывает наибольшие затруднения в педагогическом, взаимодействии?
Литература
Хан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1990.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М., 1979. № 3.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, по Г.А. Цукерман
Характеристика ведущей деятельности
Непосредственно-эмоциональное общение
Предметно-манипулятивная деятельность
Игровая деятельность
Учебная деятельность
Содержание
Другой человек и я как источник любви, понимания, принятия и оценки
Способы употребления человеческих орудий и знаков
Социальные нормы и смыслы человеческих отношений
Общие способы решения классов задач
Способ взаимодействия
Симбиотическое слияние
Буквальная имитация, действие по образцу
Условная, воображаемая, символическая имитация
Поиск общего для партнеров способа действия в отсутствие образца*
Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству
Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные)
«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки
«Давай как будто... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия
«Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща
Чего ребенок ожидает от взрослого партнера
Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка
Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка
Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности
Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия
Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности
Основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру
Речь, предметные действия
Воображение, символическая функция
Рефлексия
Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности
Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне
Способность к имитации
Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера
Способность (умение) учиться
При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается:
Доверие к себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия
Способность обучаться по образцам и инструкциям
Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать: ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов
При недоразвитости возрастных новообразований наблюдается:
Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы,заниженная самооценка
Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность
Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм
Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается:
Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение
Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образов
Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потер направленности на результат, своеволие в целеполагании
Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность
Вклад возраста в учебную деятельность
Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту
Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила
Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии
Юношеское умение учиться самостоятельно
Источник: Цукерман ГА Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 76.
1Подробнее изложение всех приведенных научных направлений см. [170, 201, 244, 245].
2Сравним эту трактовку воспитания с его определением, данным Э. Дюркгеймом: «Воспитание — это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специфической средой, в которой ему, в частности, предстоит жить» [70, с. 17].
3Рибо Т. Современная английская психология. М., 1881. С. 49
4Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки определенных рефлексов, реакций применительно к животным.
5Название второго и последующих этапов совпадает с названием форм действия. Однако содержание понятий формы действия и этапа его формирования различны: смена форм действия характеризует его изменение лишь по одному параметру, этапы же выделяются с учетом изменений по всем четырем параметрам (Н.Ф. Талызина).
6В дальнейшем эта формула выглядела следующим образом: «участники коммуникации—перспективы—