Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 16:26, лекция

Описание работы

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

 

Теперь рекомендуется самому оценить ответы: за каждое «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0. Затем общее число очков суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

 

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством — в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы обретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

 

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

 

14—18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время вы не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

 

9—13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания,никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете себя заставить не отступать.

 

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и колллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этим!

 

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще повсюду — трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее откоситесь к людям; наконец, подумайте и о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Педагогическое общение, учебно-педагогическая деятельность, являясь объектом воздействия множества внешних и внутренних факторов, заключают в себе большое количество сложных противоречивых моментов, затруднений, выступающих в качестве психологических барьеров. Преодоление этих затруднений требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин в процессе самостоятельной работы или в специальных тренингах.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем разница между понятиями сложности явления (процесса) и трудности их преодоления?

 

2. Какие из расмотренных областей затруднений общения относятся преимущественно к внешним, а какие к внутренним факторам?

 

3. Какая из трех сторон общения — информационная, перцептивная, интерактивная — вызывает наибольшие затруднения в педагогическом, взаимодействии?

 

Литература

 

Хан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

 

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Минск, 1990.

 

Леонтьев А.А. Педагогическое общение // Педагогика и психология. М., 1979. № 3.

 

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

 

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

 

Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих эффектов, по Г.А. Цукерман

 

Характеристика ведущей деятельности             

Непосредственно-эмоциональное общение             

Предметно-манипулятивная деятельность             

Игровая деятельность             

Учебная деятельность

 

Содержание             

Другой человек и я как источник любви, понимания, принятия и оценки             

Способы употребления человеческих орудий и знаков             

Социальные нормы и смыслы человеческих отношений             

Общие способы решения классов задач

 

Способ взаимодействия             

Симбиотическое слияние             

Буквальная имитация, действие по образцу             

Условная, воображаемая, символическая имитация             

Поиск общего для партнеров способа действия в отсутствие образца*

 

Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству             

Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные)             

«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается...» - просьба образца, контроля и оценки             

«Давай как будто... Ты будешь... А я буду...» - чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия             

«Я смогу решить эту задачу, если...» - гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща

 

Чего ребенок ожидает от взрослого партнера             

Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка             

Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка             

Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности             

Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия

 

Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности             

Основополагающая вера и надежда, базисное доверие к людям, к себе и к миру             

Речь, предметные действия             

Воображение, символическая функция             

Рефлексия

 

Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности             

Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне             

Способность к имитации             

Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера             

Способность (умение) учиться

 

При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается:             

Доверие к себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия             

Способность обучаться по образцам и инструкциям             

Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками             

Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать: ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов

 

При недоразвитости возрастных новообразований наблюдается:             

Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы,заниженная самооценка             

Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность             

Бедная фантазия, трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм             

Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления

 

При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается:             

Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение             

Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образов             

Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потер направленности на результат, своеволие в целеполагании             

Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательная пристрастность

 

Вклад возраста в учебную деятельность             

Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту             

Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять инструкции и правила             

Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии             

Юношеское умение учиться самостоятельно

 

Источник: Цукерман ГА Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшего школьника // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 76.

 

 

 

 

 

1Подробнее изложение всех приведенных научных направлений см. [170, 201, 244, 245].

 

2Сравним эту трактовку воспитания с его определением, данным Э. Дюркгеймом: «Воспитание — это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни. Цель воспитания состоит в создании и развитии у ребенка определенного набора физических, интеллектуальных и нравственных качеств, требуемых от него и политической организацией общества в целом, и специфической средой, в которой ему, в частности, предстоит жить» [70, с. 17].

 

3Рибо Т. Современная английская психология. М., 1881. С. 49

 

4Термин «обучение» используется и в смысле дрессуры — выработки определенных рефлексов, реакций применительно к животным.

 

5Название второго и последующих этапов совпадает с названием форм действия. Однако содержание понятий формы действия и этапа его формирования различны: смена форм действия характеризует его изменение лишь по одному параметру, этапы же выделяются с учетом изменений по всем четырем параметрам (Н.Ф. Талызина).

 

6В дальнейшем эта формула выглядела следующим образом: «участники коммуникации—перспективы—ситуация—основные ценности—стратегии—реакции реципиентов—эффекты».



Информация о работе Педагогическая психология