Педагогическая система А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко………………4 Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко…………………..14
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Макаренко всегда творил с оптимистической гипотезой. И  в этом его подлинный гуманизм. «Педагогическую поэму» – вершину своего литературного творчества – он посвятил Максиму Горькому. Великий русский писатель в июле 1928 г. посетил колонию его имени. Дни, проведенные Горьким в Куряже, Антон Семенович назвал самыми счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно, уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого Алексея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он – суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.

На собраниях  командиров, когда они деловито обсуждают  ход работы в колонии, вопросы питания, указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные небрежности, ошибки – Антон Семенович Макаренко сидит в стороне и лишь изредка вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются спорить с ним - как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, чем все они».

Подытоживая уведенное  в Куряже и других трудовых колониях Алексей Максимович скажет удивительно  точные слова: «заведующий Бакинской трудовой колонией, – я забыл его фамилию – и А. С. Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже – все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего – это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответственность перед лицом детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогика XXI века... Какой  она будет?

Прежде всего, это будет  наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука  «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и  обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией.

К этому выводу ведет  нас понимание воспитания – предмета педагогики, которое высветил для нас А. С. Макаренко. Теория развития личности, возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

Педагогика – наука  опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным методом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «…в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться, и становиться все более практичной педагогика XXI века.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением их анализировать и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам, технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия  горизонта словно отодвигается, и  чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко – так близко, а  высоко – так далеко», – свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко – высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

Наследие педагога и писателя А. С. Макаренко (1888 – 1939) обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием «коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.

Исследования показывают также, что  используя термин «коллектив», А.С. Макаренко и в последующем, в конце 20-х годов и в 30-е годы, – не отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая ранее к другим терминам: традиционному – «община» и новому – «коммуна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК литературы

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Гавакова Т. И.  А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3. Лутошкин А. Н.  Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4. Макаренко А. С.  Воспитание гражданина. – М., 1989.

5. Макаренко А. С.  Коллектив и воспитание личности. – М., 1972.

6. Моргун В. Ф. Психическая  и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7. Мудрик А. В. Личность  школьника и ее воспитание  в коллективе. – М., 1983.

8. Педагогика. / Под ред.  П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9. Психология развивающейся  личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

10. Фролов А. А. Организация  воспитательного процесса в практике  А. С. Макаренко. / Под ред. В.  А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1976.

 


Информация о работе Педагогическая система А.С.Макаренко