Педагогическая система Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. .

Содержание работы

1. Введение
2. Воспитание и школа в Древней Греции
3. Афинская школа
3.1 Женское воспитание
3.2 Мужское воспитание
4. Спартанская школа
4.1 Мужское воспитание
4.2 Женское воспитание
5. Философы Древней Греции о воспитании
5.1 Демокрит
5.2 Сократ
5.3 Платон
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

педагогика доклад.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  1. Философы Древней Греции о воспитании.

 

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них Демокрит, Сократ, Платон.

 

5.1 Демокрит

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460 - 370 до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать".

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. "Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу".

Демокрит полагал, что важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. "Многие всезнайки не имеют ума... прекрасна надлежащая мера во всем... должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума".

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. "Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду". Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением ,он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие".

 

5.2 Сократ

 

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может". Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

 

    1. Платон

 

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427 - 347 до н. э.). Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством. Педагогическая деятельность была органичной частью жизни и размышлений Платона. Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государство" и "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное - это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного". Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло. Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической «любовью"). Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины. В трактате "Государство", говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить "для тела гимнастику, для души музыку". Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

В заключении работы подведем главный итог основной цели данного доклада. На примере древнегреческих городов-государств Спарты и Афины отчетливо видно насколько сильно влияет воспитание на судьбы людей и целых государств. В свете этого исторического факта совершенно очевидно, что правильность выбора направления образования кардинально влияет на ход всей истории: она может вознести государство к вершинам благополучия или же придать его полному уничтожению и забвению. А для того, чтобы общество функционировало нормально, необходима четко продуманная и тщательно разработанная программа, которая создаст все условия для воспитания всесторонне развитого человека. В Древней Греции в основном изучали музыку, искусство и литературу. Для этого педагоги отбирали лучшие произведения у самых видных деятелей искусства. Девочек и мальчиков обучали по-разному, в зависимости от из целей. На мой взгляд, от спартанского общества афинское общество отличало много факторов, искусство было одним из них, оно несло обществу гуманизм, культуру красоты, гармонии и демократические основы. Все это прививалось детям не только в семье, но и педагогами, воспитывающими их. Главным отличием афинской школы от спартанской есть более воинственная ориентация спартанцев, которая является скорее воинской подготовкой юношей. А остальные предметы в Спарте были второстепенными. В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использованная литература

 

1. Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика

2. Подласый И.П., Педагогика новый курс, 1 часть

3. Винничук Л. «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима».

4. Ильинская Л. « Древняя  Греция: история, быт, культура».

5. Колобова К., Глускина Л. « Очерки истории Древней Греции».

6. Творения Платона. т.14 Законы и послесловия к законам.

7. А. Н. Джуринский «История  Зарубежной педагогики».

8. А.Н. Джуринский «История  педагогики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогическая система Древней Греции