Педагогическая система К. Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:31, реферат

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной
педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина-
помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама
руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил
в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания
юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при
нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен
исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский
юридический лицей.

Файлы: 1 файл

Педагогическая система К.docx

— 18.76 Кб (Скачать файл)

«Педагогическая система К. Д. Ушинского»

 

 Константин Дмитриевич Ушинский  - Педагог-демократ,  основоположник  научной

педагогики в России. Родился  с  г.  Туле,  в  семье  небогатого  дворянина-

помещика.  Раннее  детство  прошло  под  влиянием   матери,   которая   сама

руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование  получил

в  Новгород-Северской  гимназии  Черниговской  губернии.   После   окончания

юридического факультета Московского университета (1844)  был.  оставлен  при

нем для  подготовки  к  магистерскому  экзамену.  Через  два  года  назначен

исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в  Ярославский

юридический лицей. В конце 1849 г.   уволен  из  лицея  за  отказ  исполнять

унизительные  требования  учебного  надзора  за   содержанием   преподавания

(предоставление подробных программ лекций с точным  указанием  источников  и

др.). За год до увольнения на торжественном заседании  в  Ярославском  лицее

К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в  том  же

году была издана в Москве (1848).

Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической

работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство

внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба

Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла

удовлетворить его ни материально, ни морально. С 1552 г. он занялся

журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в

«Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию

директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по

Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора

этого института.

Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести

несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный

переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить

себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего

инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с

произведениями западноевропейских педагогов.

Начавшееся общественное движение  в  России  в  60-х  гг.  оказало  решающее

влияние на становление Ушинского как педагога. В  «Журнале  для  воспитания»

он  публикует  статьи:  «О  пользе  педагогической  литературы»  (1857),  «О

народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858).

   Уже в первый  год работы в Гатчинском сиротском  институте К.  Д.  Ушинский

пришел к выводу о  том,  что  необходимо  по-новому  поставить  обучение  в

начальных  классах.  Оно  должно  быть  пропедевтикой'  к  систематическому

школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы.

        Литературно-педагогическая  и  практическая  деятельность  Ушинского

принесла ему славу лучшего  педагога.  Разносторонне  и  высокообразованный

педагог,  К.  Д.  Ушинский  построил  педагогическую  систему   на   основе

достижений  современной   ему   науки,   уделил   серьезное   внимание   ее

материалистическому направлению.

   К. Д. Ушинский  — один из создателей  общественной  педагогики,  ставившей

целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами  связанного

с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.

   Огромный вклад  внес К. Д. Ушинский в  разработку  педагогических  проблем

физического,  трудового,  нравственного,  патриотического  и  эстетического

воспитания.

  В педагогической  системе К.  Д.  Ушинского  значительное  место  занимало

учение о  содержании  школьного  обучения,  проблемы  соотношения  науки  и

учебного предмета. Он  глубоко  раскрыл  педагогическое  значение  принципа

наглядности, его роль  в  развития  умственных  сил  ребенка.  Дидактика  и

методика К. Д. Ушинского были  направлены  против  зубрежки  и  схоластики,

против пассивности детей в обучении.  Он  предложил  новый,  более  широкий

учебный план для народной школы, в  центр  которого  был  поставлен  родной

язык..

Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском  образовании  и  преобразовании

закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой  новой  для  России

работе  был  приглашен  Ушинский.  Будучи   преподавателем   и   инспектором

Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с  9

до! лет, сравнял курс  «благородного»  и  «неблагородного»  отделений,  ввел

новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных  предметов,

сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было  до  него,

ввел предметные уроки, опыты  по  физике.  После  семи  классов  был  введен

двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду  с

общеобразовательными предметами,  во  второй  —  проходилась  педагогическая

практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В.  И.  Водовозов,  А.

Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.).

   Министерство  народного  просвещения  задумало   обновить   ведомственный

«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому  его

редакцию  (1860).  Больше  года  Ушинский  пытался  придать  этому  журналу

преимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект

издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского  «Труд  в

его психическом и воспитательном значении» (1860).

  За  время  работы  инспектором  Смольного  института   вокруг   Ушинского

образовался  кружок  единомышленников.  На  педагогических  вечерах  в  доме

инспектора по четвергам они говорили  о  новостях  тогдашней  литературы,  о

государственных реформах, но больше всего  спорили  об  учебных  программах,

методах,  разных  педагогических  взглядах  и  системах.  Здесь  обсуждалась

составленная К.  Д.  Ушинским  книга  для  классного  чтения  «Детский  мир»

(1861).

Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя

педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых

недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя

попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба,

поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест

Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от

увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу

для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего

жалованья.

   Пребывание Ушинского  за границей (1862—1861)  было  использовано  им  для

плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил  учебные

книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с  «Руководством»  для

преподавания по этим книгам, написал  главный  труд  «Человек  как  предмет

воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей  в  форме

педагогических писем из Швейцарии.

   К. Д. Ушинский  глубоко  изучал  опыт  европейской  начальной  школы,  ее

организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал  и

признавал, что свой курс элементарного  обучения  Россия  должна  построить

сама  в  силу  своеобразия  ее  исторических  особенностей   и   социально-

политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального

обучения для детей 8—10-летнего  возраста.  Задача  элементарного  обучения

состояла прежде всего в том,  чтобы  научить  ребенка  сознательно  владеть

родным языком с первых дней обучения. Эта задача по  «своей  первостепенной

важности для всего развития человека должна составлять одну  из  главнейших

забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На

ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания.

Только народ является устроителем  и  распорядителем  своей  школы.  Таковы

взгляды Ушинского  на  народную  школу  и  роль  в  ней  родного  языка.  В

теоретическом труде «Человек как  предмет  воспитания»  к  числу  важнейших

врожденных свойств души  он  относит  стремление  к  деятельности  (материя

инертна, душа деятельна) .

   По своим философским  и  психологическим  взглядам  К.  Д.  Ушинский  был

реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь,  к  какому  лагерю

мыслителей  принадлежит  тот  или  иной  факт  —   единственное   основание

истинности. Все, что изучено  путем  опыта,  точных  методов  исследования,

может служить предметом науки,  считал  он.  В  основе  науки  лежит  закон

причинности. Вера  в  личную  свободу  человека  составляет  основу  всякой

практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной  какой-либо

цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика  (теория  воспитания)  не

наука, так как воспитание основано на  свободе  человека  и  направлено  на

будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся  на  знание  человека  «во

всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить

правильные пути воспитания.

   За несколько  месяцев до смерти, находясь в  Крыму  на  лечении,  Ушинский

посетил Симферополь,  где  проходил  учительский  съезд  (1870).  Ему  была

устроена бурная овация. Учительство  воздавало  должное  великому  русскому

педагогу.

   Хотя  философско-психологические  взгляды  К.  Д.  Ушинского  во   многом

устарели, его педагогические идеи и  практические  нововведения  (в  женском

образовании, учебных книгах  и  др.)  имели  важное  значение  для  развития

отечественной педагогики и практики начального образования.

К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной

школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а

теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились

многие поколения русского народа.

 


Информация о работе Педагогическая система К. Д. Ушинского