Педагогическая система К.Д.Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. Родился с г. Туле, в семье небогатого дворянина-помещика. Раннее детство прошло под влиянием матери, которая сама руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование получил в Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии. После окончания юридического факультета Московского университета (1844) был. оставлен при нем для подготовки к магистерскому экзамену. Через два года назначен исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в Ярославский юридический лицей.

Файлы: 1 файл

Міністерство Охорони Здоров.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

                      Міністерство Охорони Здоров'я  України

   ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ  МЕДИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА СОЦІАЛЬНОЇ ДОПОМОГИ, ЗАГАЛЬНОЇ ТА МЕДИЧНОЇ ПСИХОЛОГІЇ

 

Реферат

На тему: «Педагогическая система К.Д Ушинского»

 

 

                                                                         Підготувала:

                                                                        Студентка 1-го курсу

                                                                         Група №21

                                                                        Факультет: медичний №4

                                                                         Денної форми навчання

                                                                         Спеціальність: 

                                                                        « Практична  Психологія»                                                 

                                                                        Цеховалова В.І

 

 

 

Константин  Дмитриевич Ушинский  - Педагог-демократ,  основоположник  научной педагогики в России. Родился  с  г.  Туле,  в  семье небогатого  дворянина-помещика.  Раннее  детство  прошло  под  влиянием   матери,   которая   сама руководила первоначальным обучением сына. Гимназическое образование  получил в  Новгород-Северской  гимназии  Черниговской  губернии.   После   окончания юридического факультета Московского университета (1844)  был.  оставлен  при нем для  подготовки  к  магистерскому  экзамену.  Через  два  года назначен исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения в  Ярославский юридический лицей. В конце 1849 г.   уволен  из  лицея  за  отказ  исполнять унизительные  требования  учебного  надзора  за   содержанием   преподавания (предоставление подробных программ лекций с точным  указанием  источников  и др.). За год до увольнения на торжественном заседании  в  Ярославском  лицее К. Д. Ушинский произнес речь «О камеральном образовании», которая в  том  же году была издана в Москве (1848). Переселившись в Петербург, К. Д. Ушинский не мог найти себе педагогической работы. Нужда вынудила его поступить мелким чиновником в Министерство внутренних дел по департаменту иностранных исповеданий (1850—1854). Служба Ушинского в должности помощника столоначальника департамента не могла удовлетворить его ни материально, ни морально. С 7552 г. он занялся журналистикой, сотрудничал в «Современнике» (до 1854 г.), а затем в «Библиотеке для чтения» (до 1856 г.). В ноябре 1854 г. благодаря содействию директора Гатчинского сиротского института, знавшего К. Д. Ушинского по Ярославскому лицею, он получил место преподавателя, а потом инспектора этого института. Редактор журнала «Библиотека для чтения» попросил Ушинского перевести несколько английских педагогических статей, которые произвели «страшный переворот» в его понятиях и убеждениях. С этого момента он решил посвятить себя «исключительно педагогическим вопросам». А библиотека бывшего инспектора Е. О. Гугеля, оставленная институту, познакомила его с произведениями западноевропейских педагогов. Начавшееся общественное движение  в  России  в  60-х  гг.  оказало  решающее влияние на становление Ушинского как педагога. В «Журнале  для воспитания» он  публикует  статьи:  «О  пользе  педагогической  литературы»  (1857),  «О народности в общественном воспитании» (1957), «Три элемента школы» (1858). Уже в первый год работы в Гатчинском сиротском институте К.  Д.  Ушинский пришел к выводу о  том,  что  необходимо  по-новому  поставить обучение  в начальных  классах.  Оно  должно  быть  пропедевтикой'  к  систематическому школьному учению. В этом плане он преобразовал постановку учебной работы. Литературно-педагогическая  и практическая  деятельность Ушинского принесла ему славу лучшего  педагога.  Разносторонне  и  высокообразованный педагог,  К.  Д.  Ушинский  построил  педагогическую  систему   на   основе достижений  современной   ему   науки,   уделил   серьезное   внимание ее материалистическому направлению. К. Д. Ушинский — один из создателей  общественной  педагогики, ставившей целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами  связанного с трудящимися массами, с народной, демократической культурой. Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в  разработку  педагогических  проблем физического,  трудового,  нравственного,  патриотического  и  эстетического воспитания. В педагогической системе К.  Д.  Ушинского  значительное  место занимало учение о  содержании  школьного  обучения,  проблемы  соотношения  науки  и учебного предмета. Он  глубоко  раскрыл  педагогическое  значение  принципа наглядности, его роль  в  развития  умственных  сил  ребенка.  Дидактика  и методика К. Д. Ушинского были  направлены  против  зубрежки  и  схоластики,против пассивности детей в обучении.  Он  предложил  новый,  более  широкий учебный план для народной школы, в  центр  которого  был  поставлен  родной язык.. Когда в начале 60-х гг. заговорили о женском  образовании  и  преобразовании закрытых женских учебных заведений-институтов, то к этой  новой  для  России работе  был  приглашен  Ушинский.  Будучи   преподавателем   и   инспектором Смольного института в Петербурге (1859—1862), он сократил срок обучения с 9до11 лет, сравнял курс  «благородного»  и «неблагородного»  отделений,  ввел новый учебный план со сравнительно небольшим количеством учебных  предметов,сосредоточенных вокруг родного языка, а не французского, как было  до  него,ввел предметные уроки, опыты  по  физике.  После  семи  классов  был  введен двухлетний педагогический класс (в первый год изучалась педагогика наряду с общеобразовательными предметами,  во  второй — проходилась педагогическая практика). Были приглашены в институт новые педагоги (В.  И.  Водовозов,  А.Н. Модзалевский, Д. Д. Семенов и др.). Министерство  народного  просвещения  задумало   обновить   ведомственный«Журнал Министерства народного просвещения» и поручило К. Д. Ушинскому  егоредакцию  (1860).  Больше  года  Ушинский  пытался  придать  этому  журналупреимущественно педагогическое направление, разработал программу и проспект издания. В июльском номере журнала была помещена статья Ушинского  «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860).За  время  работы  инспектором  Смольного института   вокруг   Ушинского образовался  кружок  единомышленников.  На  педагогических  вечерах  в  доме инспектора по четвергам они говорили  о  новостях  тогдашней  литературы,  о государственных реформах, но больше всего  спорили  об  учебных  программах, методах,  разных  педагогических  взглядах  и  системах.  Здесь обсуждалась составленная К.  Д.  Ушинским  книга  для  классного  чтения  «Детский  мир» (1861). Преобразования Ушинского в Смольном институте, его разностороняя педагогическая деятельность, успехи и слава вызвали у явных и скрытых недоброжелателей желание избавиться от педагога-реформатора. На имя попечителя Смольного института С. С. Ланского была направлена жалоба, поддержанная попечителем. Клеветническое обвинение вызвало протест Ушинского, однако ни протест, ни безупречная служба не спасли от увольнения, хотя и смягчили его положение: он был командирован за границу для изучения постановки женского образования с сохранением прежнего жалованья.  Пребывание Ушинского за границей (1862—1861)  было  использовано  им  для плодотворной научно-педагогической работы. В Швейцарии он составил  учебные книги «Родного слова» для 1-го и 2-го годов обучения с  «Руководством»  для преподавания по этим книгам, написал  главный  труд  «Человек  как  предмет воспитания» (два тома и материалы к третьему), а также ряд статей  в форме педагогических писем из Швейцарии. К. Д. Ушинский  глубоко изучал  опыт  европейской  начальной  школы,  ее организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал  и признавал, что свой курс элементарного  обучения  Россия  должна построить сама  в  силу  своеобразия  ее  исторических  особенностей   и социально-политических условий. Книга «Родное слово» предлагала такой курс начального обучения для детей 8—10-летнего  возраста.  Задача  элементарного  обучения состояла прежде всего в том,  чтобы  научить  ребенка  сознательно  владеть родным языком с первых дней обучения. Эта задача по  «своей  первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну  из  главнейших забот воспитания». Родной язык — одно из важнейших выражений народности. На ее основе вместе с религией (православием) строится вся система воспитания. Только народ является устроителем  и  распорядителем  своей  школы.  Таковы взгляды Ушинского  на  народную  школу  и  роль  в  ней  родного  языка.  В теоретическом труде «Человек как  предмет  воспитания»  к  числу  важнейших врожденных свойств души  он  относит  стремление  к  деятельности  (материя инертна, душа деятельна) .По своим философским  и  психологическим  взглядам  К.  Д.  Ушинский  был реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь,  к какому  лагерю мыслителей  принадлежит  тот  или  иной  факт  —   единственное   основание истинности. Все, что изучено  путем  опыта, точных  методов исследования, может служить предметом науки,  считал  он. В основе  науки лежит закон причинности. Вера  в  личную  свободу  человека  составляет  основу  всякой практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной  какой-либо цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика  (теория  воспитания)  не наука, так как воспитание основано на  свободе  человека  и  направлено  на будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся  на  знание  человека  «во всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне  трудно  находить правильные пути воспитания. За несколько месяцев до смерти, находясь в  Крыму на  лечении,  Ушинский посетил Симферополь,  где  проходил  учительский  съезд  (1870).  Ему  была устроена бурная овация. Учительство  воздавало  должное  великому  русскому педагогу. Хотя  философско-психологические  взгляды  К.  Д. Ушинского во   многом устарели, его педагогические идеи и  практические  нововведения  (в  женском образовании, учебных книгах  и  др.)  имели  важное  значение  для  развития отечественной педагогики и практики начального образования. К. Д. Ушинский один из основоположников отечественной педагогики и народной школы. Его трудами была создана стройная педагогическая система, а теоретические положения ее реализованы в учебных книгах, по которым учились многие поколения русского народа.

       Література:

  1. Зайченко, 1. В. Педагогіка: навч. посібник для студ. вищих пед. навч. закладів /1. В. Зайченко. - К.: Освіта України, 2006. - 528 с.
  2. Основи загальної педагогіки: курс лекцій для І Іуд, пед. спеціальностей вищих навч. закладів / К). М. Косенко.: Повний світ, 2005. - 184 с.
  3. Малафіїк І. В.ДидактикаНавчальний посібник / К.: Кондор, 2009.- 406 c.
  • Додаткова
  1. Артемова Л.В. Педагогіка і методика вищої школи.Видавництво Кондор.,2009.-272с.

  1. Електронний ресурc

                                                 

    Одеса-2013


Информация о работе Педагогическая система К.Д.Ушинского