Педагогическая система М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:56, реферат

Описание работы

Система Марии Монтессори (1870-1952) формировалась и развивалась в русле гуманистическо - антропологической педагогики на рубеже XIX-XX веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет.

Файлы: 1 файл

Педагогическая система Монтессори.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

 

 

Педагогическая система М. Монтессори

Система Марии Монтессори (1870-1952) формировалась и развивалась в русле гуманистическо - антропологической педагогики на рубеже XIX-XX веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори - детские сады возникли в 1910-1920 гг. Однако в конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты.

В центре системы Монтессори стоит ребенок - независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса и пр. Систему М. Монтессори от других систем отличает возможность саморазвития ребенка. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам.

Педагогическая система М. Монтессори предполагает единство и целостность - образования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.

Философский уровень связан с наличием у М. Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека, в частности ребенка. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной, где каждый объект и субъект выполняет предназначенную ему функцию.

Психологический уровень связан со взглядом на конкретного человека как индивида, на законы его онтогенеза - движущие силы и механизмы развития. Заслуга М. Монтессори состоит в открытии сензитивных периодов развития ребенка и в предложенной ею возрастной периодизации.

Педагогический уровень предполагает трактовку проблемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности. Суть метода М. Монтессори - это свободная целесообразная деятельность детей с дидактическими материалами в созданной педагогом развивающей предметно-развивающей среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на детей.

На методическом уровне система М. Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с комплексом оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори - материалы. Учитель сначала демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, а затем дает ему возможность заниматься самостоятельно.

На основе наблюдений за детьми 3-6 лет в условиях их свободной деятельности в подготовленной среде Монтессори пришла к выводу, что организация «психической жизни начинается с характеристического феномена внимания».

Именно «поляризацию внимания» М. Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - начала процесса нормализации его поведения. Под «нормализацией» имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.

К чертам нормального поведения ребенка 3-6 лет относится умение концентрированно, сосредоточенно работать; заниматься самостоятельной деятельностью. «Нормализованный ребенок» социален: он дружелюбен по отношению ко взрослым и другим детям; коммуникабелен; готов помочь; дисциплинирован, поскольку умеет владеть собой. Главными причинами возникновения нарушений в поведении М. Монтессори считает недостаток интеллектуальной пищи для разума и недостаток спонтанной деятельности, побуждаемой внутренними конструктивными импульсами.

Чтобы способствовать изменению поведения ребенка и превращению его из отклоняющегося в нормальное, нужно дать разуму ребенка интеллектуальную пищу и предоставить ему возможность самостоятельно работать в развивающей предметно-пространственной среде с материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, - подготовленной среде - в условиях свободы выбора деятельности. Если условия для свободной работы созданы, ребенок вскоре начинает проявлять способность к глубокой сосредоточенности, которая, в свою очередь, содействует гармонизации его личности. М. Монтессори отмечает особую важность концентрации и сосредоточенности на работе, так как, если ребенок просто переходит от одного занятия к другому - даже если он правильно использует при этом материалы, - отклонения в поведении не исчезнут: нормализация приходит благодаря концентрации на какой-либо работе. Подчеркивается, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого.

С самого начала своей деятельности М. Монтессори заметила, что дети учат других детей лучше, чем взрослые. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях.

Учитель в Монтессори - педагогике становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. К основным функциям Монтессори - педагога относятся: посредническая функция, руководящая функция, обучающая функция, организующая функция, диагностическая функция и, наконец, защитная функция.

Наряду со специальной профессиональной подготовкой педагога М. Монтессори придавала особое значение организации в детском саду и школе развивающей предметно-пространственной среды. При подготовке среды учитывают следующие аспекты: помещение как таковое; помещение как место работы; помещение как общественное место.

Требования к помещению для Монтессори - детского сада аналогичны тем, которые предъявляются при создании любого «традиционного» детского дошкольного учреждения в России. Помещение должно быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Необходимо достаточное освещение и тепло, так как ребенок часто работает на полу. М. Монтессори отмечала особую важность двигательной активности для полноценного развития ребенка, поэтому в детском саду следует предусмотреть достаточно места для движения и работы на полу. Большое значение придавала эстетичности оформления помещения, возражала против безликих комнат с голыми скучными стенами и серой мебелью, никак не отражающих культурное наследие.

Помещение как место работы в Монтессори - детском саду отличается от оборудования «традиционных» садов. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Помещение делится на зоны в соответствии с пятью учебными разделами педагогики Монтессори: зона для упражнений в практической повседневной жизни; сенсорная зона; зона для развития речи, обучения письму и чтению; математическая зона; «космическая зона» - зона с материалами для знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук. В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности.

Упражнения из области жизненной практики - помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракций.

В области сенсорного развития малыш получает  все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Языковое развитие происходит при  знакомстве с буквами, когда ребенок имеет возможность обводить пальчиком шершавые буквы или рисовать на манной крупе, а также учиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Космическое воспитание по системе Монтессори включает знакомство (в доступной форме) с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Ребенок учится сознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Каждый материал присутствует в единственном экземпляре. Если ребенок хочет взять материал, который уже занят, он может подождать, или позаниматься с другим материалом, или же попробовать работать вместе с товарищем - если, конечно, тот не возражает и материал это допускает. Таким образом, ребенок учится вести себя в обществе.

Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори -группе есть и жестко регламентированные правила поведения детей и педагогов. Соблюдение дисциплины: нельзя, например, мешать другому ребенку, если он занят, при выборе места для работы необходимо учитывать интересы других детей. Младшие дети учатся правилам группы, уважению к старшим. Старшие показывают младшим упражнения, опекают их и чувствуют себя более самостоятельными и ответственными.

Итак, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. К основным отличиям можно отнести:

  • отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира;
  • главное место принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе.

Монтессори -педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Лубовский В.И. Специальная психология.- М.: Педагогика, 2010.- 402с.
  2. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 400с.
  3. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2579
  4. http://www.missfit.ru/mammy/baby_development/Montessory/

Информация о работе Педагогическая система М. Монтессори