Педагогическая система М.
Монтессори
Система Марии Монтессори (1870-1952)
формировалась и развивалась в русле гуманистическо
- антропологической педагогики на рубеже
XIX-XX веков, суть которой «заключается
в том, что её средства направлены не столько
на прямое воздействие на человека, сколько
на стимулирование его собственной активности».
Монтессори - педагогика является альтернативной
системой непрерывного образования детей
в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении
почти 100 лет ее успешно применяют в практической
работе с детьми воспитатели и учителя
всего мира, в том числе Австралии, Великобритании,
Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады,
США, Франции, Швейцарии, Японии. В России
первые Монтессори - детские сады возникли
в 1910-1920 гг. Однако в конце 20-х годов в связи
с изменившейся политической ситуацией
они были закрыты.
В центре системы Монтессори
стоит ребенок - независимо от его культурной,
этнической, половой принадлежности, социального
и психологического статуса и пр. Систему
М. Монтессори от других систем отличает
возможность саморазвития ребенка. Здесь
ребенку предоставляется возможность
самостоятельно двигаться, самостоятельно
развиваться; это происходит спонтанно,
но если в каких-то случаях ему необходима
помощь взрослого, он ее получает. Взрослые
занимаются только тем, что организуют
среду для ребенка, в которой он движется
сам.
Педагогическая система М. Монтессори
предполагает единство и целостность
- образования на всех его уровнях: философском,
психологическом, педагогическом и методическом.
Философский
уровень связан с наличием у М. Монтессори
собственного оригинального взгляда на
окружающий мир, на его происхождение
и развитие, на роль и место в нем человека,
в частности ребенка. Она была убеждена
в существовании «космического плана»
развития Вселенной, где каждый объект
и субъект выполняет предназначенную
ему функцию.
Психологический
уровень связан со взглядом на конкретного
человека как индивида, на законы его онтогенеза
- движущие силы и механизмы развития.
Заслуга М. Монтессори состоит в открытии
сензитивных периодов развития ребенка
и в предложенной ею возрастной периодизации.
Педагогический
уровень предполагает трактовку проблемы
взаимодействия взрослого и ребенка в
процессе образовательной деятельности.
Суть метода М. Монтессори - это свободная
целесообразная деятельность детей с
дидактическими материалами в созданной
педагогом развивающей предметно-развивающей
среде при ограничении прямого воздействия
воспитателя или учителя на детей.
На методическом
уровне система М. Монтессори имеет
глубоко продуманную и многократно экспериментально
опробованную методику работы с комплексом
оригинальных материалов, известных ныне
как Монтессори - материалы. Учитель сначала
демонстрирует ребенку рациональный способ
работы с материалом, а затем дает ему
возможность заниматься самостоятельно.
На основе наблюдений за детьми
3-6 лет в условиях их свободной деятельности
в подготовленной среде Монтессори пришла
к выводу, что организация «психической
жизни начинается с характеристического
феномена внимания».
Именно «поляризацию внимания»
М. Монтессори считала необходимым условием
и одновременно признаком начала глубоких
позитивных изменений, происходящих в
ребенке, - начала процесса нормализации
его поведения. Под «нормализацией» имеется
в виду превращение поведения ребенка
из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.
К чертам нормального поведения
ребенка 3-6 лет относится умение концентрированно,
сосредоточенно работать; заниматься
самостоятельной деятельностью. «Нормализованный
ребенок» социален: он дружелюбен по отношению
ко взрослым и другим детям; коммуникабелен;
готов помочь; дисциплинирован, поскольку
умеет владеть собой. Главными причинами
возникновения нарушений в поведении
М. Монтессори считает недостаток интеллектуальной
пищи для разума и недостаток спонтанной
деятельности, побуждаемой внутренними
конструктивными импульсами.
Чтобы способствовать изменению
поведения ребенка и превращению его из
отклоняющегося в нормальное, нужно дать
разуму ребенка интеллектуальную пищу
и предоставить ему возможность самостоятельно
работать в развивающей предметно-пространственной
среде с материалами, предполагающими
самоконтроль ошибок, - подготовленной
среде - в условиях свободы выбора деятельности.
Если условия для свободной работы созданы,
ребенок вскоре начинает проявлять способность
к глубокой сосредоточенности, которая,
в свою очередь, содействует гармонизации
его личности. М. Монтессори отмечает особую
важность концентрации и сосредоточенности
на работе, так как, если ребенок просто
переходит от одного занятия к другому
- даже если он правильно использует при
этом материалы, - отклонения в поведении
не исчезнут: нормализация приходит благодаря
концентрации на какой-либо работе. Подчеркивается,
что нормализация является результатом
работы самого ребенка, становления его
личности, а не внешнего воздействия взрослого.
С самого начала своей деятельности
М. Монтессори заметила, что дети учат
других детей лучше, чем взрослые. Используя
это наблюдение, она наполнила свои классы
детьми разных возрастов, выделив две
группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во
второй от 6 до 12. У них разные задачи. До
шести лет ребенок строит свой разум, а
после шести активно осваивает культуру.
И если дети умнеют каждый в своем темпе
и до своего предела, то культуру еще можно
осваивать и в разных формах и направлениях.
Учитель в Монтессори - педагогике
становится коллегой, партнером, старшим
товарищем ребенка, готовым в нужный момент
оказать необходимую помощь. Он доброжелательно
и ненавязчиво руководит ребенком, становясь
посредником между ним и подготовленной
средой. К основным функциям Монтессори
- педагога относятся: посредническая
функция, руководящая функция, обучающая
функция, организующая функция, диагностическая
функция и, наконец, защитная функция.
Наряду со специальной профессиональной
подготовкой педагога М. Монтессори придавала
особое значение организации в детском
саду и школе развивающей предметно-пространственной
среды. При подготовке среды учитывают
следующие аспекты: помещение как таковое;
помещение как место работы; помещение
как общественное место.
Требования к помещению для
Монтессори - детского сада аналогичны
тем, которые предъявляются при создании
любого «традиционного» детского дошкольного
учреждения в России. Помещение должно
быть уютным, так чтобы ребенок чувствовал
себя в нем комфортно. Необходимо достаточное
освещение и тепло, так как ребенок часто
работает на полу. М. Монтессори отмечала
особую важность двигательной активности
для полноценного развития ребенка, поэтому
в детском саду следует предусмотреть
достаточно места для движения и работы
на полу. Большое значение придавала эстетичности
оформления помещения, возражала против
безликих комнат с голыми скучными стенами
и серой мебелью, никак не отражающих культурное
наследие.
Помещение как место работы
в Монтессори - детском саду отличается
от оборудования «традиционных» садов.
Все материалы находятся на открытых полках
в свободном доступе детей. Помещение
делится на зоны в соответствии с пятью
учебными разделами педагогики Монтессори:
зона для упражнений в практической повседневной
жизни; сенсорная зона; зона для развития
речи, обучения письму и чтению; математическая
зона; «космическая зона» - зона с материалами
для знакомства с окружающим миром, природой,
основами естественных наук. В каждой
зоне материалы располагаются по порядку
слева направо по мере увеличения сложности.
Упражнения из области жизненной
практики - помогают ребенку заботиться
о себе, обучая его правильно застегивать
пуговицы, шнуровать ботинки, чистить
и резать овощи, сервировать стол и многое
другое, чего мама обычно не разрешает
делать дома. Упражнения включают также
материалы, которые связаны с переливанием,
пересыпанием, ношением и сортировкой
предметов – все то, что развивает движения
рук и готовит к освоению письма, чтения
и математических абстракций.
В области сенсорного развития
малыш получает все те ощущения, которых
ему по тем или иным причинам так недостает
в реальной современной жизни: с помощью
материалов, находящихся в этой зоне, он
прекрасно развивает свое зрение, осязание,
вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную
возможность потренироваться в различении
температуры, ощутить разницу в весе и
форме предметов и конечно же развить
мускульную память.
Обучение математики также
проходит максимально естественно: малыш
просто-напросто живет в подготовленной
среде, насквозь пропитанной математикой.
Зона математического развития содержит
все необходимые материалы для того, чтобы
ребенок достаточно быстро и эффективно
научился операциям сложения, вычитания,
умножения деления, освоил порядковый
счет – все то, что считается важным критерием
готовности ребенка к поступлению в школу.
Языковое развитие происходит
при знакомстве с буквами, когда ребенок
имеет возможность обводить пальчиком
шершавые буквы или рисовать на манной
крупе, а также учиться составлять слова
с помощью подвижного алфавита.
Космическое воспитание по системе Монтессори включает знакомство
(в доступной форме) с самыми сложными
теориями о строении человека, географии,
истории, растениях и животных. Ребенок
учится сознавать целостность мира и
воспринимать себя как частицу этого многообразного
пространства.
Каждый материал присутствует
в единственном экземпляре. Если ребенок
хочет взять материал, который уже занят,
он может подождать, или позаниматься
с другим материалом, или же попробовать
работать вместе с товарищем - если, конечно,
тот не возражает и материал это допускает.
Таким образом, ребенок учится вести себя
в обществе.
Несмотря на наличие большой
степени свободы, в Монтессори -группе
есть и жестко регламентированные правила
поведения детей и педагогов. Соблюдение
дисциплины: нельзя, например, мешать другому
ребенку, если он занят, при выборе места
для работы необходимо учитывать интересы
других детей. Младшие дети учатся правилам
группы, уважению к старшим. Старшие показывают
младшим упражнения, опекают их и чувствуют
себя более самостоятельными и ответственными.
Итак, система Монтессори существенно отличается от традиционной
педагогики. К основным отличиям можно
отнести:
- отношения к ребенку
как к уникальной, неповторимой личности,
с собственным планом развития, способами
и сроками освоения окружающего мира;
- главное место
принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник,
в чьи задачи входит научить правильно
работать с материалом, а также наблюдать
за достижениями малыша. И в этом проявляется
свобода выбора малыша: он волен двигаться
в своем собственном темпе.
Монтессори -педагогические
приемы и принципы составления «подготовленной
среды» позволяют учитывать индивидуальные
особенности здорового и больного ребенка;
они применимы для детей, чье развитие
протекает с особенностями, нередко по
причине болезни.
Список использованной
литературы
- Лубовский В.И. Специальная
психология.- М.: Педагогика, 2010.- 402с.
- Назарова Н.М. Специальная педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова
и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 4-е изд., стер.
- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-
400с.
- http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2579
- http://www.missfit.ru/mammy/baby_development/Montessory/