Педагогическая система С.Френе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 22:54, реферат

Описание работы

Селестен Френе — один из самых видных педагогов нашего столетия, создатель оригинальной системы обучения и воспитания, проникнутой духом гуманизма и самоотверженной любви к детям. Он ушел из жизни 30 лет назад, но его можно с полным правом считать современным педагогом, поскольку теоретическая концепция и практические рекомендации Френе во многом сохраняют свое актуальное значение. Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению пороков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы — все это органически вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в XXI в.

Файлы: 1 файл

Тема Педагогическая система С.Френе.docx

— 32.16 Кб (Скачать файл)

Содержание учебных карточек систематически пересматривается. Например, по какой-то теме карточка была составлена несколько лет назад, а за это время произошли изменения, появились новые сведения, а порой и новые оценки. В таком случае учитель может поручить группе старшеклассников составить новую карточку. Это считается весьма почетным заданием — дети выступают в роли авторов учебного пособия.

Система Френе предусматривает четкое планирование учебного процесса. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса. В нем содержится перечень тем по учебным предметам, подлежащим изучению согласно государственным программам для начальных школ. В соответствии с этим каждый учащийся составляет с помощью учителя индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные виды его работы. Составлению индивидуальных планов Френе придавал огромное значение, считая, что при такой системе каждый учащийся ясно понимает стоящие перед ним конкретные задачи, учится самостоятельно распоряжаться своим временем; у него повышается чувство личной ответственности.

Систему оценок Френе называл одной из самых отрицательных сторон практики традиционной школы. По его мнению, оценки не только не служат надежным критерием интеллектуальных потенций ребенка, но и не отражают сколько-нибудь адекватно подлинного качества знаний. Оценки выставляются учителем бесконтрольно, поэтому трудно избежать случайностей, ошибок, а порой и пристрастного отношения, произвола. Поскольку в традиционной школе оценка является главным показателем успехов учеников, то это толкает их к обману, к показным усилиям, вызывает нездоровое соперничество, развивает тщеславие, стимулирует крайне индивидуалистические тенденции.

Здесь Френе затрагивал одну из самых устойчивых традиций французской школы. Действовала система так называемой классификации, т.е. установление порядкового места ученика в соответствии с его учебными успехами. Первый, третий, седьмой — подобные своеобразные звания присваивались каждому учащемуся.

Уделяя первостепенное внимание проблемам нравственного, гражданского воспитания, Френе заявлял, что именно в этой области назрела необходимость наиболее глубоких и серьезных перемен.

Крайне резкие возражения вызывает у Френе так называемый словесный методнравственного воспитания. По его мнению, совершенно бесполезно и даже вредно без конца твердить детям традиционные наставления: будь вежливым и послушным, великодушным и услужливым, хорошо относись к своим товарищам, уважай учителя и т.п. Нравственность, писал Френе, напоминает грамматику. Мы можем превосходно знать правила, но не уметь применять их в текущей жизни. Более того, формальное усвоение нравственных правил даже опасно, ибо создает впечатление, что отныне уже не нужно никакого особого усилия, чтобы руководствоваться ими в своем поведении. Подлинно нравственному поведению может научить только сама жизнь, т.е. конкретный опыт ребенка.

Исключительно важные воспитательные функции возлагались на самоуправление учащихся. В школе, работающей по методам Френе, создается так называемый школьный кооператив, членами которого являются все учащиеся. Во главе кооператива стоит совет, куда входят несколько учеников и учитель. Под контролем совета находятся хозяйственная деятельность школы и работа по самообслуживанию. Наконец, совет является дисциплинарной инстанцией, рассматривает случаи нарушения порядка в школе, заслушивает провинившихся учеников, разбирает конфликты между ними, решает вопрос о поощрениях и наказаниях.

В совете кооператива обеспечивается полная свобода слова, решения принимаются путем голосования. Правда, учитель имеет право «вето», но рекомендуется, чтобы он пользовался им как можно реже. Состав совета ежегодно обновляется.

Френе указывал на недопустимость такой организации школьного самоуправления, когда одни учащиеся привыкают всегда видеть себя руководителями, а другие смиряются с ролью простых исполнителей. Нельзя также допускать, чтобы из среды учащихся выделялась группа «надзирателей», которая под предлогом наблюдения за порядком могла бы дать волю своему властолюбию.

Каждую субботу во второй половине дня проводится общее собрание кооператива. Это — событие в жизни школы, к которому все готовятся. Дежурные ученики приводят в порядок классную комнату, делают выставку лучших работ за неделю — свободных текстов, рисунков, альбомов, изделий из дерева и картона.

Собрание, которое ведет председатель, избираемый из числа старшеклассников, главное внимание уделяет рассмотрению школьной стенной газеты. Каждый понедельник в школьном коридоре вывешивается большой лист плотной белой бумаги. Он разделен на четыре колонки: «Я. критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом с листом привязан карандаш, и учащийся в любой момент может сделать ту запись, которую он хочет. Стирать запрещено. Каждая запись должна быть непременно подписана, чтобы исключить возможность анонимных доносов.

Председатель собрания зачитывает записи, а собрание требует объяснений от их авторов и от тех, кто подвергался критике. Обсуждение порой проходит очень бурно, но собрание — не суд, оно, как правило, не наказывает, а призывает исправиться. Тот, кто влез в классную комнату через окно, должен вымыть подоконник, кто угодил камнем в соседнюю оранжерею, должен сам пойти к хозяину извиниться и предложить помощь при ремонте. Одно из самых суровых решений собрания в отношении нарушителей дисциплины – запрет на определенное время делать записи в стенгазете. Дети переживают такое наказание очень остро. И если в традиционной школе, отмечает Френе, ученик говорит обидчику или нарушителю порядка: «Я пожалуюсь на тебя учителю», то у нас в ходу другая формула: «Я буду критиковать тебя в стенгазете». Что же касается записей из рубрики «Я хвалю», то наиболее обоснованные из них встречаются аплодисментами собрания, и это — высшая награда.

Школьное самоуправление, по мнению Френе, социализирует детей, готовит их к будущей самостоятельной жизни. Однако, подчеркивал он, кооператив не должен в точности подражать учреждениям взрослых, заниматься «обезьянничанием». Деятельность школьного самоуправления должна соответствовать особенностям детской психологии, отвечать органическим интересам учащихся.

Такова разработанная Френе идеальная схема организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Заключение

Селестен Френе ответил на вопрос, как организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской школы на заре смутного XX века.

Но, не все утверждения Френе можно безоговорочно принять. Он справедливо критиковал систему нравственного воспитания, сводившуюся в основном к постоянному повторению учителем избитых прописных истин морального катехизиса. Но ведь к тому, что Френе пренебрежительно называл словесным воспитанием, относятся и рассказы учителя о героизме, великодушии, бескорыстной дружбе, и знакомство с положительными литературными героями.

Нельзя сказать, что педагогика Селестена Френе получила большую известность и распространение в мировом масштабе. Если сравнивать ее с педагогикой Марии Монтесори или Рудольфа Штайнера, то школ, работающих по принципам Френе, гораздо меньше.

Главная причина заключается в том, что педагогика Френе в принципе не может быть превращена в технологию. Например, классом Френе управляют не придуманные кем-то правила, а принятые самими детьми и изменяемые в случае необходимости нормы общежития. Эти нормы из года в год для каждого отдельно взятого класса формируются заново.

Для ее масштабного развития необходимо создание профессиональных сообществ педагогов-исследователей особого склада, учителей-исследователей. Чтобы работать в рамках педагогики Френе, учителю необходимо отказаться от всего традиционного и стандартного, а это весьма непросто.

Несомненен, однако, позитивный характер основополагающего тезиса Френе, согласно которому необходимо так строить деятельность школы, чтобы всей ее организацией ученики воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, личного достоинства.

 

 

Литература:

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

Каган М.С. Человеческая деятельность. – М., 1974

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М.: Знание, 1989.

Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985.

Педагогическая энциклопедия. – М., изд. «Сов.энц.», 1968. Т.4.


Информация о работе Педагогическая система С.Френе