Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:35, реферат
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871)
Введение…...………………………………………………………………………3
Краткая биография К.Д. Ушинского.....................................................................5
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания………………………………………………...……..6
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д.Ушинского….15
Труд — основа воспитания………………………………………………...17
Родной язык как средство воспитания…………………………………….20
Построения начальной школы на принципах народности………………23
Женское образование……………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………30
ГОУ ВПО
«Адыгейский государственный
Педагогический
факультет
Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского
(название реферата)
Выполнил(а):
студент(ка) _1_ курса _спец_ гр. ____________Романова
Марина____________
(Фамилия, имя) |
Майкоп, 2010
Оглавление
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Следует иметь в виду тот факт, что в большинстве исследований, выполненных в годы советской власти, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, тенденциозно, с позиций партийности науки и установок коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности. При раскрытии содержания образования и методов обучения, воспитания учащихся предпринимались попытки сопоставлять его положения с теорией и практикой коммунистического воспитания. Не признавалась ведущая тенденция развития мировой педагогической мысли – тенденция движения к гуманной педагогике. В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания.
Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.
Всестороннему
анализу педагогической
С учетом вышеизложенного цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого и национального воспитания.
В соответствии с целью реферата поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть
идею народности воспитания
2.Рассмотреть
проблему единства
3. Проанализировать
элементы принципа народности
воспитания по учению К.Д.
Краткая биография К.Д. Ушинского.
(1824-1870)
К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: "Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".
После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения".
Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.
Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".
Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.
Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет
В педагогической
системе великого русского педагога
К.Д. Ушинского ведущее место
Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].
Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[6, стр. 11].
Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
Важными
задачами нравственного
- формирование мировоззрения, моральных
знаний, правильных взглядов на жизнь
и формирование системы убеждений, которую
Ушинский считает главнейшей дорогой
человеческого поведения;
- развитие
нравственных чувств, в частности
и эстетических. Самым высоким,
пламенным чувством в человеке,
«его общественным цементом» Ушинский
считал патриотическое чувство, которое
«последним гибнет даже в злодее». Чувство
переведет сознание, убеждение в поведение
человека;
- воспитание навыков и привычек поведения.
По убеждению Ушинского, человек, благодаря
хорошей привычке, «воздвигает нравственное
здание своей жизни все выше и выше». Процесс
их формирования длительный, требующий
настойчивости и терпения. Нравственное
воспитание не должно строиться на страхе
наказания, утомительных «словесных назиданий».
Методы и средства воспитания зависят
от его содержания и цели. Что касается
метода убеждений, то им надо пользоваться
в меру, не навязывать своих убеждений,
а, по словам Ушинского, пробуждать жажду
этих убеждений. При этом он предостерегал
от назойливых наставлений и
уговариваний, которые часто не доходят
до сознания детей. Особую роль в системе
средств нравственного воспитания К.Д.
Ушинский отводил умственному и физическому
труду учащихся, их разнообразной деятельности.
[4, стр.14-15]
Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности.
Ушинский учил, что воспитание
достигнет цели и будет
Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.
Считая
народность источником
Ушинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский [9, стр. 205].
Информация о работе Педагогическая система взглядов К.Д. Ушинского