Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:06, доклад
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, Это один из способов воздействия на процессы развития,обучения и воспитания ребёнка.
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — сист
Приём Обучения
конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач.
методы обучения - способы упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и учащихся.
Классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:
Близко к этой классификации
примыкает классификация
В каждом
из последующих методов степень
активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-
Репродуктивный метод обучения -
метод, где применение изученного осуществляется
на основе образца или правила. Здесь деятельность
обучаемых носит алгоритмический характер,
т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям,
правилам в аналогичных, сходных с показанным
образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Метод проблемного изложения
в обучении - метод, при котором, используя
самые различные источники и средства,
педагог, прежде чем излагать материал,
ставит проблему, формулирует познавательную
задачу, а затем, раскрывая систему доказательств,
сравнивая точки зрения, различные подходы,
показывает способ решения поставленной
задачи. Студенты как бы становятся свидетелями
и соучастниками научного поиска. И в прошлом,
и в настоящем такой подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается
в организации активного поиска решения
выдвинутых в обучении (или самостоятельно
сформулированных) познавательных задач
либо под руководством педагога, либо
на основе эвристических программ и указаний.
Процесс мышления приобретает продуктивный
характер, но при этом поэтапно направляется
и контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Исследовательский метод
обучения - метод, в котором после анализа
материала, постановки проблем и задач
и краткого устного или письменного инструктажа
обучаемые самостоятельно изучают литературу,
источники, ведут наблюдения и измерения
и выполняют другие действия поискового
характера. Инициатива, самостоятельность,
творческий поиск проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы учебной
работы непосредственно перерастают в
методы научного исследования.
Прием обучения выступает
лишь элементом, составной частью метода
обучения, а средствами обучения (педагогические
средства) являются все те материалы,
с помощью которых преподаватель осуществляет
обучающее воздействие (учебный процесс).
Педагогические средства далеко не сразу
стали обязательным компонентом педагогического
процесса. Долгое время традиционные методы
обучения базировались на слове, но "эпоха
мела и разговора кончилась", в связи
с ростом информации, технологизации общества
возникает необходимость использовать
другие средства обучения, например технические.
К педагогическим средствам относятся:
Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на:
Простые формы обучения построены на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся:
Составные формы обучения строятся на развитии простых форм обучения или на их разнообразных сочетаниях, это:
Например,
урок может содержать в себе беседу,
викторину, инструктаж, опрос, доклады
и пр.
Комплексные формы обучения создаются
как целенаправленная подборка (комплекс)
простых и составных форм, к ним относятся:
Организационных форм обучения множество, но, говоря о них, выделяют следующие группы:
Конечно же, каждая из этих групп является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
На сегодняшний день основными
формами педагогического
Монолог - форма высказывания
без ориентации на собеседника. Сумма
потерь информации при монологическом
сообщении может достигать 50%, а в некоторых
случаях и 80% от объема исходной информации.
Монологичность в общении воспитывает
людей с малоподвижной психикой, низким
творческим потенциалом. Исследования
же показывают, что наиболее эффективной
формой общения является диалог. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Диалог предполагает свободное
владение речью, чуткость к невербальным
сигналам, способность отличать искренние
ответы от уклончивых. В основе диалога
- умение задавать вопрос себе и другим.
Вместо того чтобы произносить безапелляционные
монологи, гораздо эффективнее преобразовать
свои идеи в форму вопросов, апробировать
их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются
они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует
желание участвовать в общении, обеспечивает
его дальнейшее течение и углубление. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
В диалогических отношениях существуют
две формы диалога:
Для возникновения внутренней и
внешней форм диалога необходимо
создание педагогом специальных
условий.
При создании условий для внутреннего
диалога можно проектировать ситуационные
задачи следующего характера:
Для создания условий внешнего диалога проектируются: