Педагогическая теория Жан-Жака Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 07:48, реферат

Описание работы

1. Жизнь Жан-Жака Руссо.
2. Естественное и свободное воспитание по Жан Жаку Руссо.
3. Анализ романа «Эмиль или о Воспитании».

Файлы: 1 файл

жан жак руссо.docx

— 24.56 Кб (Скачать файл)

План:

1. Жизнь Жан-Жака Руссо

2. Естественное и свободное воспитание по Жан Жаку Руссо

3. Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»

 

1.      Руссо родился в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, мать его Сюзанна Бернар скончалось через несколько дней после рождения Руссо. Он не получил систематического образования. Много лет скитался по Франции и Швейцарии, перепробовал ряд профессий.

Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где  познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими  представителями–публицистами и философами. В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо  – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности. Руссо бичевал тиранию, гнет эксплуататоров и доказывал, что власть, не отвечающая интересам народа, незаконна, она нарушает первоначальный общественный договор, по которому люди добровольно передали некоторые свои права ими же выбранным властям, обязанным служить народу. Это был облеченный в форму литературного произведения призыв к свержению короля и феодальных устоев.

В 1762 году вышел в свет роман-трактат  Руссо «Эмиль, или О воспитании». Он создал автору мировую известность. В нем Руссо показал путь воспитания свободного человека нового, т. е. буржуазного, общества. Появление «Эмиля» вызвало негодование у аристократов и духовенства. Книга за выраженное в ней свободомыслие, хотя Руссо не был атеистом, была сожжена на одной из площадей Парижа, а ее автор был вынужден бежать за границу. Лишь незадолго до смерти, больной и разбитый физически и морально, он смог вернуться на родину. В 1778 году Руссо умер.

Произведения Руссо глубоко  волновали умы передового предреволюционного буржуазного общества, их влияние  простиралось далеко за пределы Франции.

2.        Дети должны воспитываться, по Руссо, естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», – писал Руссо. Он считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей.

Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего»  развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми – этo приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении.

В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и  свободное воспитание. Первое из естественных прав человека, заявил он, – свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными  наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное  значение его призыва к свободному воспитанию.

Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, но понимал эту роль своеобразно, по-своему. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам ребенок этого не замечает, оказывает главным образом косвенное воздействие. Он организует всю среду, все окружающие ребенка влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.

3.          Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя. Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Воспитание – великое дело, и  оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо –  гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он. Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, – прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем. Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения. Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию, деля жизнь ребенка на четыре этапа:

1 период – от рождения до  двух лет. Это период физического  воспитания. Воспитатели ребенка  мать и отец;

2 период – детский возраст  от 2 до 12 лет;

3 период – отроческий возраст  от 12 до 15 лет;

4 период – юношеский возраст  от 15 до 18 лет.

В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо  рассказывает о первом периоде жизни  ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.

«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно  действовать, как говоришь, нужно  быть всегда готовым на решение, которое  должно принять, нужно принимать  смело и следовать ему постоянно».

В этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели  мать и отец. В этой книге автор  говорит о том, что феодальное общество – общество испорченное, так  как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ  жизни. Это общество порочно, а изменение  его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть  только матери соблаговоляют кормить  своих детей, нравы преобразуются  сами собою, природные чувства проснутся  во всех сердцах, государство снова  станет заселяться; этот первый шаг  – этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня  детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает  между ними супружескую связь. Таким  образом, исправление одного этого  недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро  вступит снова в свои права. Пусть  только женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять  отцами и мужьями».

Но тут же Руссо показывает, что  если женщина захочет выполнять  свои материнские обязанности и  будет кормить ребенка сама, то общество будет настроено против нее и ее мужа.

В этой же главе автор пишет о  том, что отцы должны выполнять три  задачи, он должен дать: «человечеству  – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных  граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина  не имеет права быть отцом. Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка  наставником и другом. Ребенок  с рождения имеет воспитателя. В  этой главе рассказывается о том, что автор берется за воспитание Эмиля – это идеальный ребенок, также как и автор – идеальный  наставник. Эмиль – сирота, поэтому  все права и обязанности выполняет  наставник. Такую исходную точку  дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы. Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться – одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого  ребенка, потому что слабое тело расслабляет  душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как  труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы хорошо развивался, ребенка  нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.

В период младенчества важно развивать  познавательные процессы детей различать  предметы, выбирать один из нескольких предметов. В первой книге Руссо  говорит о том, что уже в  этом возрасте необходимо учить детей  объяснять, что им нужно и помогать ребенку, когда он спокоен. Нельзя потакать ребенку и выполнять его требования, иначе он станет маленьким тираном.

Чтобы облегчить прорезание зубов нужно научить ребенка жевать, давая ему корочки хлеба и т.д.

Итак, в первой книге Руссо дает практические советы о том, как растить  здорового полноценного ребенка, главное  в которых – свобода движений, доброе отношение к ребенку, развитие познавательных процессов, физическое развитие детей и начало формирования речи.

За младенчеством следует второй период жизни ребенка, на котором  собственно и кончается детство. Детский возраст от 2 до 12 лет Руссо  называет «сон разума». Ребенок до 12 лет может усвоить идею собственности. Эмиль хочет огородить себе участок  на участке садовника Гобера, на том самом месте, где, оказывается, Гобер посадил себе дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Гобером, ребенок познает, как «идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо противореча своим основным положениям о невозможности формирования у детей этого возраста отвлеченных понятий, считает, что идея собственности вполне доступна пониманию ребенка.

В этом возрасте нельзя принуждать ребенка  заниматься против воли, а нужно  упражнять его чувства: зрение, при  помощи рисования, измерения определенных объектов, развитие глазомера; слуха  – пения и музыки; осязание –  распознавать тела попадающие под руки. В возрасте от 2 до 12 лет нельзя постоянно уберегать ребенка от ушибов, но необходимо, чтобы он рос, познавая боль. Страдание, по мнению Руссо, первая вещь, которой должен научиться ребенок, и это умение понадобится больше всего, поэтому Эмиля он воспитывает в природных условиях, он приводит его на луг, и там ребенок бегает, прыгает, падает, но быстро встает и продолжает играть.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями  о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее  всего чувствителен и поэтому, что  никто не знает и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Во второй главе  говорится о том, что нет нужды  запрещать дурной поступок, нужно  помешать его совершению. Также Руссо  призывает нас не быть щедрыми  на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным – это приучить его не встречать  ни в чем отказа; так желание  его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные  отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Руссо говорит о том, что всякому  возрасту, а особенно в данный период, свойственно желание создавать, подражать, производить, проявлять  могущество и деятельность. Во второй книге Руссо высказывает и  такую мысль: нельзя судить детство, оно должно проявлять себя, что  у детей нет еще памяти, что  все у них основано на ощущениях. В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно – геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., – которые  не имеют связи с опытом ребенка  и ему непонятны.

В третьей книге Жан-Жак Руссо  рассказывает о третьем периоде  жизни ребенка. К 12 годам Эмиль  крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание. В этом возрасте подросток не обладает в достаточной мере нравственными понятиями и не может правильно понять людские взаимоотношения, а поэтому он должен изучать то, что связано с окружающим миром и природой. При выборе предметов необходимо основываться на интересах ребенка. Естественно, что интерес его направляется на то, что он видит, что изучает: география, природоведение, астрономия. Руссо развивает оригинальную «методику» получения этих знаний, основанную на самостоятельном исследовании им явлений, описывает ребенка – исследователя, открывающего научные истины, изобретающего компас и т.д. Руссо не хотел связывать личный опыт ребенка с опытом человечества, выраженном в науке. Систематические знания Руссо отбросил; вместе с тем, он показал знание самодеятельности, наблюдательности, пытливости подростка.

Свободный человек, по Руссо, должен владеть  разными видами ремесленного труда, несколькими профессиями, тогда  он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свободу, поэтому  Эмиль обучается руду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля  – голова философа, а руки Эмиля  – руки ремесленника». Сначала Эмиль  знакомится со столярным ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается  уважением к человеку труда, начинает ценить труд и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд –  воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность  свободного человека. В этот период с 12 до 15 лет необходимо развивать  любознательность, делается упор на познание окружающего путем прогулок и  экскурсий, ребенок сам отвечает на возникающие вопросы. «Он не выучивает  науку, а сам выдумывает ее…».

На шестнадцатом году Эмиль подготовлен  к жизни и Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый  период – «период бурь и страстей»  – период нравственного воспитания. На этом этапе развития ребенка нужно  заниматься воспитанием человека, а  не представителя сословия (судить о ближнем по самому себе). В этом возрасте Руссо отдает приоритет  гуманитарному образованию в  воспитании чувств и стремлений. Также  в этот период продолжается активное физическое воспитание. Руссо выдвигает  три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед  собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует  говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала. В этом возрасте должно быть полностью исключено  общение с противоположным полом.

Информация о работе Педагогическая теория Жан-Жака Руссо