Педагогическая терминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:29, реферат

Описание работы

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho — отвлекать, исключать, отделять) — необходимое условие Познания путем формирования “вторичных образов” реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином “абстракция”.

Файлы: 1 файл

определения.docx

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Педагогическая терминология

 

Бурковой  Виолетты




 

 

    АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho — отвлекать, исключать, отделять) — необходимое условие Познания путем формирования “вторичных образов” реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином “абстракция”.

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых.

Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — «власть, влияние») — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.

Агрессия-(от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности страха, подавленности и т. д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

АДАПТАЦИЯ  (от позднелат. adaptatio — приспособление), процесс приспособления организма (адеквация), популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды; соответствие между условиями окружающей среды и способностью организмов процветать в ней.

Аккуратность - качество личности, включающая любовь к порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность.

Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма.

Аксиология [< гр. axios - ценный + logos - учение] Философское учение о духовных, моральных, эстетических и др. ценностях.

активиза́ция (лат. activus деятельный) усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям.

АКСИОМА (греч. axioma) - положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.

АКТИВНОСТЬ- всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии А. выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения .

Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму.

Амбиция (от лат. ambitio): Амбициозность. Амбициозный – наполненный самомнением, полный амбиций. Амбиция. 1. Обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение. 2. Претензия, притязание на что-либо.

Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге)

АНОМАЛИЯ (от греч. а – отриц. частица и nomos – закон) отклонение от нормы, от общей закономерности.

анома́льные де́ти дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.)

 КОНФОРМИЗМ (от позднелат. confonnis— подобный, сообразный) — некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение) общественное объединение. В психологии – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).

Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей.

барьер психологический- психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревoги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).

Безнадзорность( детская) — отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.

Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста.

БЕСЕДА жен. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.

Беспризорность( детская)— отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей.

бестактность — это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.

СКАУТИ́ЗМ (скаутинг, от англ. scout — разведчик), система внешкольного воспитания детей детей и юношей в возрасте с 7 до 21 года путем познания природы, ремесла и игры. Организации делятся на бойскаутские (мальчики) и герлскаутские (девочки).

Буквослагательный метод обучения грамоте — метод обучения чтению.В основе этого способа выделение единицы членения текста - буквы. Буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Главным было заучивание букв, составление из них слогов и их заучивание и, наконец, чтение "по складам". К письму приступали после освоения "складов", начиная снова с письма букв потом слов и фраз. Таким способом обучение грамоте могло длиться годами. Обучение чтению по буквослагательному методу требовало длительного времени (до 2 лет) и было для детей очень трудно.

Валеология - (valeo-я здоров греч, logos-учение)интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить чел-ка формировать и беречь свое здоровье.

Вальдорфская педагогика — это альтернативная педагогическая система, опирающаяся на методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления, сопереживания.

вариативность - это количество разнообразных проявлений

    Ведущая деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

       Выделяют  следующие ведущие деятельности:

       1. Непосредственное  общение младенца со взрослыми;

       2. Предметно  - манипулятивная деятельность в раннем детстве;

       3. Сюжетно  - ролевая игра дошкольного возраста;

       4. Учебная  деятельность - школьников;

       5. Профессионально-учебная  деятельность юности.

ВЛАСТЬ-возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться.

ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

ГУМАНИЗАЦИЯ — реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Благо человека согласно Гуманизации - конечная цель общества.

Дебильность (debilitas; лат. debilis слабый, неспособный) легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

Девиантное поведение, асоциальное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению.

Действие — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio – подавленность) подавленное душевное состояние; в психологическом смысле – угнетенное состояние, тоска, печальное настроение

ДЕТСТВО-период от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер

Дефици́т (от лат. deficit — недостаёт) — термин, означающий недостачу, недостаточность.

Дидактика - раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.

Дидактогения (греч. didasko – учить, genesis – происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная незрелость суждений, несамостоятельность.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

Диспут —специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.

Дифференциа́ция (от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.

Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся

ДИАЛОГ (греч. dialogos — первоначальное значение — разговор между двумя лицами) — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками

Доверие— открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.

Догматизм-метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты.

Доступность- вразумительность, отчётливость, внятность, доходчивость, общепонятность, удобопонятность, удобоваримость, популярность, общедоступность, элементарность, демократичность, отчетливость, приемлемость, контактность, открытость, посильность, простота, легкость, внимательность, демократизм, зримость, толковость, досягаемость, несложность, проходимость

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке.

Темп речи (лат. tempus — время) — степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.

Тенденция — это некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту, которая прослеживается с момента начала анализа, на всем протяжении и в подводимых на его основании итогах, и, исходя из наблюдаемого, наиболее вероятно будет иметь в дальнейшем прогнозируемое развитие и предугадываемые вариации.

Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.

Информация о работе Педагогическая терминология