Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:29, реферат
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho — отвлекать, исключать, отделять) — необходимое условие Познания путем формирования “вторичных образов” реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином “абстракция”.
Педагогическая терминология |
Бурковой Виолетты |
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho — отвлекать, исключать, отделять) — необходимое условие Познания путем формирования “вторичных образов” реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином “абстракция”.
Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — характеристика личности, или стиль руководства, ею осуществляемого, выражающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнёров по взаимодействию и общению, подчинённых.
Авторитет (нем. Autorität, от лат. auctoritas — «власть, влияние») — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.
Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом.
Агрессия-(от лат. aggredi — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности страха, подавленности и т. д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.
АДАПТАЦИЯ (от позднелат. adaptatio — приспособление), процесс приспособления организма (адеквация), популяции или сообщества к определенным условиям внешней среды; соответствие между условиями окружающей среды и способностью организмов процветать в ней.
Аккуратность - качество личности, включающая любовь к порядку, тщательность, точность в делах, внешнюю опрятность, исполнительность и организованность.
Акселера́ция или акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное развитие живого организма.
Аксиология [< гр. axios - ценный + logos - учение] Философское учение о духовных, моральных, эстетических и др. ценностях.
активиза́ция (лат. activus деятельный) усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям.
АКСИОМА (греч. axioma) - положение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.
АКТИВНОСТЬ- всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии А. выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения .
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму.
Амбиция (от лат. ambitio): Амбициозность. Амбициозный – наполненный самомнением, полный амбиций. Амбиция. 1. Обостренное самолюбие, чрезмерное самомнение. 2. Претензия, притязание на что-либо.
Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения (на бумаге)
АНОМАЛИЯ (от греч. а – отриц. частица и nomos – закон) отклонение от нормы, от общей закономерности.
анома́льные де́ти дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно-двигательного аппарата, анализаторов — зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие), слухового (глухие, оглохшие, слабослышащие). К аномальным детям относятся также дети со сложными дефектами (слепоглухонемые, слабовидящие умственно отсталые и др.)
КОНФОРМИЗМ (от позднелат. confonnis— подобный, сообразный) — некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам.
АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение) общественное объединение. В психологии – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) — стремление человека быть в обществе других людей.
барьер психологический- психологическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревoги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).
Безнадзорность( детская) — отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих. Б. выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста.
БЕСЕДА жен. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах.
Беспризорность( детская)— отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей.
бестактность — это неумение выбрать подходящий момент для общения, что причиняет собеседнику неприятность. Бестактный человек не имеет злого умысла, но действует невпопад и не вовремя.
Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении.
СКАУТИ́ЗМ (скаутинг, от англ. scout — разведчик), система внешкольного воспитания детей детей и юношей в возрасте с 7 до 21 года путем познания природы, ремесла и игры. Организации делятся на бойскаутские (мальчики) и герлскаутские (девочки).
Буквослагательный метод обучения грамоте — метод обучения чтению.В основе этого способа выделение единицы членения текста - буквы. Буква однозначно связывалась со звуком, считалось, что букв столько же, сколько звуков. Главным было заучивание букв, составление из них слогов и их заучивание и, наконец, чтение "по складам". К письму приступали после освоения "складов", начиная снова с письма букв потом слов и фраз. Таким способом обучение грамоте могло длиться годами. Обучение чтению по буквослагательному методу требовало длительного времени (до 2 лет) и было для детей очень трудно.
Валеология - (valeo-я здоров греч, logos-учение)интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача валеологии - научить чел-ка формировать и беречь свое здоровье.
Вальдорфская педагогика — это альтернативная педагогическая система, опирающаяся на методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления, сопереживания.
вариативность - это количество разнообразных проявлений
Ведущая деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Выделяют
следующие ведущие
1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;
2. Предметно - манипулятивная деятельность в раннем детстве;
3. Сюжетно
- ролевая игра дошкольного
4. Учебная деятельность - школьников;
5. Профессионально-учебная деятельность юности.
ВЛАСТЬ-возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться.
ГРАМОТНОСТЬ - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
ГУМАНИЗАЦИЯ — реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Благо человека согласно Гуманизации - конечная цель общества.
Дебильность (debilitas; лат. debilis слабый, неспособный) легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
Девиантное поведение, асоциальное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Д.п. проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению.
Действие — произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
ДЕПРЕССИЯ (от лат. depressio – подавленность) подавленное душевное состояние; в психологическом смысле – угнетенное состояние, тоска, печальное настроение
ДЕТСТВО-период от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер
Дефици́т (от лат. deficit — недостаёт) — термин, означающий недостачу, недостаточность.
Дидактика - раздел педагогики, в котором изучаются общие методы и формы обучения.
Дидактогения (греч. didasko – учить, genesis – происхождение). Разновидность психогении, при которой травмирующим психику учащихся фактором является поведение педагога. Это может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы, прилюдное вышучивание его ответов) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). Важное значение имеют и особенности личности учащегося, его повышенная незрелость суждений, несамостоятельность.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Диспут —специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Вообще диспут (от лат. disputare рассуждать, спорить) трактуется в словарях — вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.
Дифференциа́ция (от лат. differentia — различие) — выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам.
Дифференцированный подход в воспитании — один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Д.п. занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся
ДИАЛОГ (греч. dialogos — первоначальное значение — разговор между двумя лицами) — словесный обмен между двумя, тремя и больше собеседниками
Доверие— открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях.
Догматизм-метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Д. толкует все истины как абсолюты.
Доступность- вразумительность, отчётливость, внятность, доходчивость, общепонятность, удобопонятность, удобоваримость, популярность, общедоступность, элементарность, демократичность, отчетливость, приемлемость, контактность, открытость, посильность, простота, легкость, внимательность, демократизм, зримость, толковость, досягаемость, несложность, проходимость
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке.
Темп речи (лат. tempus — время) — степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока.
Тенденция — это некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту, которая прослеживается с момента начала анализа, на всем протяжении и в подводимых на его основании итогах, и, исходя из наблюдаемого, наиболее вероятно будет иметь в дальнейшем прогнозируемое развитие и предугадываемые вариации.
Теория (греч. θεωρία — рассмотрение, исследование) — учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел.