Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 12:09, реферат

Описание работы

Известный немецкий педагог, психолог, философ И.ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.
Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогики, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

Содержание работы

Жизнь и педагогический путь


Воспитывающее образование


Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       УЧЕРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории педагогики на тему:

 

«Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка СОБ – 11БХ

Попенко Наталья Васильевна

Проверила:

Бобылева Людмила Дмитривна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

    1. Жизнь и педагогический путь

 

 

    1. Воспитывающее образование

 

 

    1. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА  

 Известный немецкий  педагог, психолог, философ И.ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.  

 Свою педагогическую  теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогики, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия. 
   В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считает, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет Песталоцци, разрабатывая свое психолого-педагогическое представление. 
     Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. 
   Ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство — она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя опыт, развить знание, а расширяя социальное общение — развить чувства. Отсюда следовало два важных вывода: 
   1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния). 
   2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, — воспитание. 
   Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. 
   Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики. 
   Цель воспитания он определяет так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии нравственность». «Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называет их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о вселенной, как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», т.е. все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование. 
   Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле. 
   Задачи воспитания определяются так. 
   Обогащение души представлениями или опытом: на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения. 
   Нравственность зависит от доброй воли и знания, а Они в свою очередь — от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений.

      Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому приходит Гербарт: «Аелание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, — это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.


 

 

 

 

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ  

 Гербарт заложил основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика. 
   Изменчивые представления, составляющие содержание души, определяют характер. На учителе лежит обязанность наметить характер и связь представлений, составляющих содержание детской души, что будет предопределять поведение ребенка. Если ребенок приобрел первоначальные представления в достаточном объеме, если между ними установлены гармоничные связи, а из представлений, возникших на основе социального общения, были развиты добрая воля и чувства, тогда высоконравственный характер неизбежно сформируется. 
     Развитие многостороннего интереса. Для того чтобы сделать образование воспитывающим, необходимо развить многосторонний интерес: тогда каждый человек будет с любовью относиться ко всякой деятельности, но каждый должен быть виртуозом в одной, какую выберет. 
   Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник интерес к школьным занятиям.   Задачей учителя является сочетание индивидуальности ученика с многосторонностью интересов, развитие интереса и деятельности так, чтобы в результате сформировался характер. Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться о 1) подборе подходящего содержания образования — предметов преподавания и социального общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося с психологией ребенка. 
   Гербарт был убежден, что наилучшим материалом для обучения являются греческая и латинская литература и история.   Образование, имеющее целью развить многосторонний интерес, «должно повсюду указывать, связывать, обучать, философствовать». Имеются такие стадии обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Ясность — восприятие предметов; ассоциация — восстановление в памяти старых представлений, что способствует подготовке к восприятию нового и сочетанию нового со старым; система — выделение из общего частных понятий и связь общего понятия с ранее приобретенным знанием; метод — нахождение приложения полученных представлений в деятельности. На основании выделения этих стадий определены три универсальные формы обучения: описательная, аналитическая и синтетическая.  

 Управление — раздел педагогики  Гербарта. Оно имеет своей целью поддержание порядка, является необходимым условием воспитания и включает в себя набор средств воздействия на детей. Это — надзор, угроза, приказания и запрещения, наказания, авторитет и любовь. 
   Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение дикой резвости ребенка», которой он наделен. С целью управления детьми следует не оставлять им возможностей для того, «чтобы они творили глупости».

     Поэтому нужно занять свободное время ребенка каким-нибудь делом. Важна любовь воспитателя к ребенку, с этой целью воспитателю следует изучить своих учеников, находить в детской душе доброе и на него опираться. 
   В случае необходимости нужно использовать наказания, систему которых Гербарт разработал; она широко применялась в немецких и русских гимназиях XIX в. 
   Влияние Гербарта на развитие западной педагогики было заметно, у него оказались последователи, составившие целое направление — «гербяртианство». Учреждение педагогических семинарий и опытных школ при них было одним из важнейших результатов деятельности Гербарта. Через семинарии распространялись его педагогические идеи, что оказывало влияние и на школьную практику.

 
   Основные даты жизни и  деятельности

 
   1776 — Иоганн Фридрих Гербарт родился. 
   1802—1841 — профессор Гёттингенского и Кёнигсбергского университетов. 
   1841 — Иоганн Фридрих Гербарт скончался. 
  

Основные работы

 
   1806 — «Общая педагогика, выведенная  из целей воспитания». 
   1816 — «Учебник психологии». 
   1831 — «Письма о приложении психологии к педагогике». 
   1835 — «Очерк лекций по педагогике».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. «История педагогики и образования» под ред. Пискунова А.И

 

  1. «История педагогики и образования». Латышина Д.И.

 
      3) «Педагогическая энциклопедия» под ред. Конрова И.И.

 


Информация о работе Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта