Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 12:09, реферат
Известный немецкий педагог, психолог, философ И.ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.
Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогики, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.
Жизнь и педагогический путь
Воспитывающее образование
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат по истории педагогики на тему:
«Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта»
Выполнила:
студентка СОБ – 11БХ
Попенко Наталья Васильевна
Проверила:
Бобылева Людмила Дмитривна
Мичуринск 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ИОГАННА ФРИДРИХА ГЕРБАРТА Известный немецкий педагог, психолог, философ И.ф. Гербарт (1776— 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами. Свою педагогическую
теорию Гербарт представил в произведениях:
«Общая педагогики, выведенная из целей
воспитания» (1806), «Учебник психологии»
(1816), «Письма о приложении психологии
к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике»
(1835). Все они отличаются рациональностью
и довольно сложны для восприятия. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому приходит Гербарт: «Аелание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, — это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога. |
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Гербарт заложил основы
теории воспитывающего образования, подразумевая
под таким образованием выработку характера,
что и является делом школы. Образование,
ограниченное сообщением сведений, не
влияет на существующую совокупность
представлений; лишь видоизменяя имеющиеся
в детской душе представления, заставляя
их образовывать новое единство, можно
влиять на поведение ученика.
Изменчивые представления, составляющие
содержание души, определяют характер.
На учителе лежит обязанность наметить
характер и связь представлений, составляющих
содержание детской души, что будет предопределять
поведение ребенка. Если ребенок приобрел
первоначальные представления в достаточном
объеме, если между ними установлены гармоничные
связи, а из представлений, возникших на
основе социального общения, были развиты
добрая воля и чувства, тогда высоконравственный
характер неизбежно сформируется.
Развитие многостороннего интереса. Для
того чтобы сделать образование воспитывающим,
необходимо развить многосторонний интерес:
тогда каждый человек будет с любовью
относиться ко всякой деятельности, но
каждый должен быть виртуозом в одной,
какую выберет.
Чрезвычайно важно, чтобы у учеников возник
интерес к школьным занятиям. Задачей
учителя является сочетание индивидуальности
ученика с многосторонностью интересов,
развитие интереса и деятельности так,
чтобы в результате сформировался характер.
Чтобы выполнить эту задачу, нужно позаботиться
о 1) подборе подходящего содержания образования
— предметов преподавания и социального
общения; 2) выборе метода обучения, согласующегося
с психологией ребенка.
Гербарт был убежден, что наилучшим материалом
для обучения являются греческая и латинская
литература и история. Образование, имеющее
целью развить многосторонний интерес,
«должно повсюду указывать, связывать,
обучать, философствовать». Имеются такие
стадии обучения: ясность, ассоциация,
система, метод. Ясность — восприятие
предметов; ассоциация — восстановление
в памяти старых представлений, что способствует
подготовке к восприятию нового и сочетанию
нового со старым; система — выделение
из общего частных понятий и связь общего
понятия с ранее приобретенным знанием;
метод — нахождение приложения полученных
представлений в деятельности. На основании
выделения этих стадий определены три
универсальные формы обучения: описательная,
аналитическая и синтетическая.
Управление — раздел
Каждое из этих средств имеет в виду «укрощение
дикой резвости ребенка», которой он наделен.
С целью управления детьми следует не
оставлять им возможностей для того, «чтобы
они творили глупости».
Поэтому нужно занять свободное
время ребенка каким-нибудь делом. Важна
любовь воспитателя к ребенку, с этой целью
воспитателю следует изучить своих учеников,
находить в детской душе доброе и на него
опираться.
В случае необходимости нужно использовать
наказания, систему которых Гербарт разработал;
она широко применялась в немецких и русских
гимназиях XIX в.
Влияние Гербарта на развитие западной
педагогики было заметно, у него оказались
последователи, составившие целое направление
— «гербяртианство». Учреждение педагогических
семинарий и опытных школ при них было
одним из важнейших результатов деятельности
Гербарта. Через семинарии распространялись
его педагогические идеи, что оказывало
влияние и на школьную практику.
Основные даты жизни и
деятельности
1776 — Иоганн Фридрих Гербарт
родился.
1802—1841 — профессор Гёттингенского и
Кёнигсбергского университетов.
1841 — Иоганн Фридрих Гербарт скончался.
Основные работы
1806 — «Общая педагогика, выведенная
из целей воспитания».
1816 — «Учебник психологии».
1831 — «Письма о приложении психологии
к педагогике».
1835 — «Очерк лекций по педагогике».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3)
«Педагогическая энциклопедия» под ред.
Конрова И.И.
Информация о работе Педагогические идеи Иоганна Фридриха Гербарта