Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:11, реферат
Практическая деятельность Василия Никитича Татищева привлекает внимание разных специалистов на протяжении почти трёх столетий. Несмотря на то, что о Татищеве написано немало научных трудов, все они рассказывают о нём преимущественно как о выдающемся историке и государственном деятеле и в гораздо меньшей степени, как о талантливом педагоге.
Введение
Практическая
деятельность Василия Никитича Татищева
привлекает внимание разных специалистов
на протяжении почти трёх столетий.
Несмотря на то, что о Татищеве написано
немало научных трудов, все они рассказывают
о нём преимущественно как о выдающемся
историке и государственном деятеле и
в гораздо меньшей степени, как о талантливом
педагоге. Его педагогическая деятельность
ещё не окончательно изучена и оценена.
Однако это не умоляет огромных заслуг
учёного в распространении просвещения
в России, и на Урале в частности.
Основная часть
Ярким и многогранным явлением в политической и культурной жизни России первой половины ХVIII в. была фигура В. Н. Татищева. Сподвижник Петра I, великий русский ученый-энциклопедист, историк, философ, лингвист, государственный деятель, В. Н. Татищев разрабатывал проекты построения системы образования в России. Он написал ряд произведений историко-педагогического содержания, которые представляют большую ценность для современной педагогической науки. Это в первую очередь «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», «Записка об учащихся и расходах на просвещение», «Духовная», «Инструкция учителям школ при уральских заводах», «Учреждение коим порядком учителя русских школ имеют поступать». Значительно повышает ценность этих произведений то, что многие положения из них нашли непосредственное воплощение в организации и деятельности горнозаводских школ Урала.
В начале ХVIII века в Уральском крае грамотный человек был редким явлением. Дети учились читать, считать и писать на дому или у «мастеров грамоты». Отдавая должное семье, считая ее важнейшим институтом воспитания, В. Н. Татищев, тем не менее, утверждает, что приходит время, когда ребенок должен обучаться и воспитываться в школе. Особенно это касается дворянских детей, «шляхетства». Для них он считает «домовное» воспитание «неспособным» и даже опасным. Просветитель в своем известном труде «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» приводит пять аргументов против «домовного» воспитания и обучения:
1) «Сей
способ не всякому, но токмо
богатым и могущим к
2) «Многие
за недостатком искусства
3) «Хотя б который родитель силу науки и сам довольно знал и какого учителя принять довольно разсудил, да у нас нелегко такого человека сыскать, чтоб всему тому, что потребно, обучать мог, многих же учителей содержать не способно. И тако многократно нужднейшее и сущее знание исповедания веры, законов гражданских и состояния собственнаго отечества назади и в забвении остается, которому необходимо первым быть надлежало»;
4) «Понеже все шляхетство по должности звания наиболея во услугах государственных во отлучении домов своих пребывают, а дети под призрением матерей и холопей воспитываются, то многократно и добрым учителям в научении детей неразсудностью оных повреждается»;
5) «Обхождение детей в доме с бабами, девками и рабскими детьми есть весьма вредное, потому что научится токмо неге, спеси, лености и свирепству, а учтивости и почтениям к равным и меньшим себе, как то междо всем шляхетством нуждно, до возраста и знать не будет». И поэтому вместо благонравного и ласкового «часто развращенное воспитание в детях знатных людей примечено».
Преобразовательная деятельность В. Н. Татищева оказала большое влияние на развитие грамотности населения Уральского края. В начале ХVIII в. началось активное освоение уральских недр, которое возглавил В. Н. Татищев. Начальник Уральских казенных заводов ясно понимал, что успех дальнейшего освоения богатств края зависит от количества грамотных людей, квалифицированных специалистов. Поэтому организация школ становится его особой заботой и главным делом. По инициативе В. Н. Татищева в 1720–1722 гг. были открыты арифметические и словесные школы в городе Кунгуре, на Алапаевском и Уктусском заводах. Необходимо отметить, что это были первые школы на Урале, в которые допускались даже крестьянские дети. В. Н. Татищев стал одним из первых просветителей России, кто высказал идею о необходимости образования для людей всех сословий, в том числе и для крестьянства. Надо иметь в виду, что речь идет о крепостных крестьянах, лишенных всех прав. Принадлежность к определенному типу сословия не была для В. Н. Татищева причиной ограничения прав человека на получение образования. Можно утверждать, что он выдвинул идею всеобщего обучения вне зависимости от сословной принадлежности человека, которая явилась новаторской для общественной и педагогической мысли первой половины ХVIII в. Эта идея В. Н. Татищева оказалась прогрессивной уже потому, что позволяла относиться к человеку как Человеку, со всеми его естественными и духовными потребностями.
Рьяный поборник народного просвещения, В. Н. Татищев считал, что крестьяне страдают от того, что среди них мало грамотных людей. Именно грамота даст возможность оградить крестьян от самовластия чиновников и сборщиков налогов, которые нередко обманывали и обкрадывали их. Необходимо подчеркнуть, что уральские школы «для народа» были открыты на несколько лет раньше, чем в столице России - Петербурге. И в этом мы видим особую заслугу В. Н. Татищева.
Большую пользу в народном просвещении видел В. Н. Татищев и для государства. Поскольку из крестьян формировались пехота и морской флот, их просвещение, по мнению В. Н. Татищева, способствовало бы повышению боеспособности войска. Размышления В. Н. Татищева о военной или гражданской службе представляют особый интерес, потому что он сводит воедино личную пользу и государственную. Его мировоззрение, а также административная и педагогическая деятельность были подчинены идее служения «пользе Отечества».
Важно отметить, что в первой половине ХVIII века учета грамотных людей не велось. В. Н. Татищев впервые высказал идею о необходимости проведения переписи детей школьного возраста.
Оценивая педагогическую деятельность В. Н. Татищева, следует признать, что его педагогические идеи не утратили своего значения и в наше время. При этом особую ценность представляет его трактат «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», в котором В. Н. Татищев обосновал необходимость широкого распространения научных знаний, дал классификацию наук, изложил план развития школьного дела в России. В «Разговоре…» Татищев утверждает, что вся сила человека - в разуме, знании, науке, и в форме диалога ясно раскрывает свои взгляды. Во-первых, он четко заявляет о необходимости распространения детского и юношеского образования. Мало пользы от того, что родители держат ребенка при себе без всякого обучения. Когда ребенок с юных лет, пишет Татищев, не учится, то он «в природной злости и невежестве останется», будет буйным и непорядочным. Только просвещение усовершенствует человеческую природу, положит конец невежеству и суевериям. Он был убежден, что просвещение приносит человеку наслаждение.
Просветитель считает, что разумный человек, имеющий образование, отвергает бунты. В. Н. Татищев оспаривает точку зрения, согласно которой, чем народ в государстве неграмотнее, тем для управления государством лучше. Он пишет, что бунты от подлости и невежества появляются. Благоразумный государь должен понимать ценность наук, поддерживать их. Они государству более полезны, нежели буйство и невежество. Рассуждая о пользе и важности наук, В. Н. Татищев выдвигает идею о ценности образования и обучения, которая не утрачивает актуальности и в наши дни. Важнейшим в ценностной характеристике образования и обучения явилось признание распространения знания.
В «Разговоре…» В. Н. Татищев заявляет о необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя. Познание внешнее, телесное, духовное достигается только с помощью наук. По Татищеву, наука необходима и для создания современной промышленности, транспорта, армии. Сущность науки, как утверждает просветитель, состоит в ее практической полезности. Исходя из этого положения, он выделяет «науки нужные»: домоводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружием, логику, богословие; «науки полезные»: письмо, грамматику, красноречие, иностранные языки, историю, генеалогию, географию, ботанику, анатомию, физику, химию; «науки щегольские»: стихотворство, или поэзию, живопись, музыку, танцы, верховую езду; «науки любопытные»: астрологию, физиогномику, хиромантию, алхимию; «науки вредные»: гадания и волшебства разного рода. Эта, пожалуй, первая в отечественной педагогике классификация наук сделана В. Н. Татищевым исключительно с утилитарной точки зрения, так как в ней соединены вместе и науки, и искусства, и языки, и гадания с волшебством. Главное же в ней - польза или вред, которые они приносят. Рассуждая о силе и назначении науки, он затронул весьма интересную проблему конечности знания. Таким образом, В. Н. Татищев приходит к выводу о том, что процесс познания бесконечен. Можно утверждать, что он пропагандирует идею непрерывного образования, которая продолжает оставаться актуальной и в ХХI веке.
Общее образование, по мысли В. Н. Татищева, должно было предшествовать профессиональному. Поэтому в горнозаводских школах после начального обучения изучались те предметы, которые были необходимы для данного производства. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура и другие «нужные, полезные» науки. Так, знания, которые ученики получали в школе, органически увязывались с их будущей практической деятельностью. Эта попытка увязать изучение теории с практикой в первой половине ХVIII века явилась новшеством не только для России, но и для стран Западной Европы.
В «Разговоре…» В. Н. Татищев предлагает план развития образования и науки в стране. Во-первых, необходимо создать коллегию - особое государственное учреждение, ведавшее делами образования. Это предложение опередило время и было реализовано в России лишь в начале ХIХ веке, когда было создано Министерство народного просвещения. Другое предложение касалось создания специальных школ, в которых бы изучались языки народов, населяющих Российскую империю. Татищев подчеркивал, что набор в школы не должен был осуществляться по национальному признаку. Как мы видим, еще в ХVIII веке ученый пытался воплотить в жизнь свою идею веротерпимости, или толерантности, как сейчас принято ее называть.
Проблемам
школьного обучения и нравственного
воспитания детей дворянского сословия
уделено внимание в «Духовной» В.
Н. Татищева. В содержание образования
дворянских детей он, помимо письма
и знания законов, вводил широкий
круг точных и прикладных наук: арифметику,
геометрию, пушкарское дело, фортификацию,
русскую историю и географию,
немецкий язык, открывающий путь к
новой европейской школьной учебной
ниве. После школьного этапа
Нравственное воспитание дворянские дети в ту эпоху получали в домашних условиях. Качества личности, которые следовало у них воспитывать, В. Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, послушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучия в жизни и успеху по службе. Если же дворянский отпрыск предназначался для гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность в делах и т. п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В. Н. Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.
В
целом педагогические идеи В. Н. Татищева
можно охарактеризовать как утилитарные.
Он принял характерную для ХVIII века практическую
трактовку существа научного знания. Знание
- сила, оно нужно для осуществления практических
дел. Ценность знания - в его способности
выполнять роль средства преобразования
окружающего мира. Образование же — это
знание в действии.
Заключение
Сегодня Татищев интересен как один из первых просветителей и проповедников идей гуманизма. Он выступал против телесных наказаний, которые предусматривали уставы начала ХVIII века в России. Как мы видим, Татищев не был сторонником жестких воспитательных мер. Следует отметить, что он призывал уважительно относиться к ученикам, как к людям, владеющим знанием. Провозглашенный Татищевым принцип взаимного уважения, а не педагогического и родительского диктата был новым явлением, чуждым большинству учителей и родителей.