Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:11, доклад
В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности.
Педагогические идеи В.В.Зеньковского
В последнее время в
Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, А.Л.Введенского, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н.И.Пирогова, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского и др.
Изучение педагогического
В их числе произведения известного философа, психолога, педагога В.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслением. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.
Творческое наследие В.В. Зеньковского - работы по психологии и педагогике: «Вопросы философии и психологии», «Проблемы психической причинности», «Психология детства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика»; труды философские и антропологические: «Автономия и теономия», «Об иерархическом строе души», «О значении воображения в духовной жизни», «Основные принципы христианской космологии», «Современное учение о разуме», «История русской философии», «Очерк моей философской системы», «Основы христианской философии» и др.; а также работы связанные с изучением его творческого наследия; русская религиозно-философская литература и др.
В трудах ученого осуществляется синтез его основных тем: педагогики и психологии — антропологии и философии общей культуры и теологии. Этот синтез порождает своеобразную постановку и метод решения педагогических проблем. Ученый считает, что педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении и освещать свои основные проблемы в свете тех принципов, которые ей дает антропология, философия и религия.
В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовновность человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой забот воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.
Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку именно глубокое понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса. "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место, как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса.
Основные положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:
- учение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;
- учение
о закрытости реального «я»,
его расхождении с
- новое понимание
глубинной свободы духовной
- представление о двух видах духовности;
- определение
детства как самоценного
- учение о внутренней логике духовной жизни;
- значимость
жизни тела для духовного
Подводя итоги в определении методологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского можно определить, что он, проделав историко-философский анализ педагогических систем и опираясь на собственный педагогический опыт, установил понятие личности в качестве центрального понятия педагогики и цели педагогических усилий. Поэтому антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах:
- установления
целей воспитания в качестве
исходного постулата
- системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте;
- антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой;
- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;
- обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Общим для светской и православной педагогических культур в представлении сущности личности является признание ее духовной составляющей, сопряженности личности с системой мира, признание свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.
Основные положения
Антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах: установления целей воспитания в качестве исходного постулата педагогической системы (не выводимость из нее самой); системный подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте; антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой; широкое использование современных научных данных в области человекознания; примат личностного подхода в видении педагогических задач; приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами; обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.
Отличительные особенности антропологического подхода к процессу воспитания личности В.В. Зеньковского заключаются в следующем: в учении об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и об ее иерархическом устроении; о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим; новом понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания; представлении о двух видах духовности; определении детства как самоценного периода человеческой жизни; учение о внутренней логике духовной жизни; значимость жизни тела для духовного устроения личности.
Основные
положения педагогической системы
В.В. Зеньковского говорят о необходимости
обращения к иерархии ценностей
в духовно-нравственной структуре
личности, выделении главных
Методологические принципы процесса воспитания, на которых базируется теория воспитания по В.В.Зеньковскому: принцип религиозности педагогики, принцип приоритетности воспитания в педагогическом процессе, принцип комплексного подхода светской и церковной администрации к созданию православной школы на государственном уровне, принцип ориентации на формирование православной атмосферы в школе, принцип свободного религиозного самоопределения воспитанника и принцип дуалистичности свободы, способной привести ребенка, как к положительному поведению, так и к антисоциальному.
Я рассмотрела некоторые принципы Зеньковского:
Принцип религиозности педагогики В.В.Зеньковского вытекает из антропологической концепции автора , в которой представлены сущностные (с позиций православной культуры) аспекты личности. Автор выделяет следующие аспекты: неоднородность, иерархическая неравноценность, духовность и целостность человека. В концепции В.В.Зеньковского человек рассматривается как целостное иерархическое существо, состоящее из тела, души и духа. Автор считает, что «…равномерное развитие всех сил человека не наблюдается даже в физическом созревании человека. Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развились да возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями». Одна сфера преобладает над другой: сфера души выше сферы тела, но по значимости уступает духу. Каждая из этих частей не может быть отделима от другой, и в этом заключается целостность личности.
Принцип дуалистичности свободы рассматривается В.В.Зеньковским с позиций наличия во внутреннем мире человека изначально, с момента его рождения добра и зла. В этой связи воспитание в ребенке свободы предполагает научение различать добро и зло. «Проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть не частичная проблема воспитания, а главная и основная проблема». «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечивание связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т. д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих сил: оно также невыводимо из периферии души, как ныне в психологии мышления признается сознание идей (в актах так называемой идеации) невыводимых из чувственного материала знания». В связи с этим автор вводит понятие «ограничение свободы» воспитания и полагает необходимым создание таких условий воспитательного процесса, когда позитивное поведение становится необходимым для личности. Воспитание ребенка в педагогике В.В.Зеньковского направлено на становление духовной жизни. Автор пользуется понятиями светлой и темной сторон духовной жизни человека как следствием дуалистичности свободы выбора человеком.