Педагогические идеи В.В.Зеньковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:11, доклад

Описание работы

В последнее время в отечественной педагогической науке актуализируется изучение проблем духовно-нравственного воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической парадигме поднимается еще и потому, что в свое время она не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта воспитания духовно-нравственной сферы личности в ее целостности.

Файлы: 1 файл

Педагогические идеи зеньковского.docx

— 21.28 Кб (Скачать файл)

Педагогические  идеи В.В.Зеньковского

 

В последнее время в отечественной  педагогической науке актуализируется  изучение проблем духовно-нравственного  воспитания. Кроме причин идеологических и социальных, нашедших свое отражение  в Национальной доктрине образования, эта проблема в современной гуманистической  парадигме поднимается еще и  потому, что в свое время она  не получила достаточного рассмотрения, не имела обоснованной теории и опыта  воспитания духовно-нравственной сферы  личности в ее целостности. Образовательные  процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно  на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а формирование духовно-нравственных ценностей сводилось лишь к ценностям  искусства и культуры, морали отношений. Таким образом, проблема духовно  и нравственно развитой, культурной личности является инновационной педагогической ценностью для современной школы.

Принципиальное значение для ее решения имеют труды российских философов, педагогов и психологов прошлых лет: А.С.Аскольдова, А.Л.Введенского, С.И.Гессена, В.В.Зеньковского, И.А.Ильина, А.А.Козлова, С.А.Куломзиной, Н.И.Пирогова, В.В.Розанова, К.Д.Ушинского и др.

Изучение педагогического наследия известных отечественных мыслителей и педагогов очень важно для  целостного осмысления проблемы духовно-нравственного  воспитания личности. Вместе с тем, в силу исторических причин, этот процесс  был затруднен, так как многие работы были изданы только за рубежом  и не могли стать достоянием широкой  педагогической общественности. В настоящее  время, с изменением парадигмы (направления) образования, труды наших соотечественников  оказались востребованы.

В их числе произведения известного философа, психолога, педагога В.В. Зеньковского (1881-1962гт.). Его творчество исследовалось, прежде всего, в философском ключе. Богатейшее педагогическое наследие, которое оставил ученый, до недавнего времени было несколько в тени. Однако в последние годы появились работы с его научным осмыслением. Между тем, в настоящее время отсутствуют работы, исследующие теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского. Решение этой проблемы способствовало бы осмыслению педагогического наследия ученого в целом.

Творческое наследие В.В. Зеньковского - работы по психологии и педагогике: «Вопросы философии и психологии», «Проблемы психической причинности», «Психология детства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика»; труды философские и антропологические: «Автономия и теономия», «Об иерархическом строе души», «О значении воображения в духовной жизни», «Основные принципы христианской космологии», «Современное учение о разуме», «История русской философии», «Очерк моей философской системы», «Основы христианской философии» и др.; а также работы связанные с изучением его творческого наследия; русская религиозно-философская литература и др.

В трудах ученого осуществляется синтез его основных тем: педагогики и психологии — антропологии и философии общей культуры и теологии. Этот синтез порождает своеобразную постановку и метод решения педагогических проблем. Ученый считает, что педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении и освещать свои основные проблемы в свете тех принципов, которые ей дает антропология, философия и религия.

В.В.Зеньковский - вслед за К.Д.Ушинским, Н.И.Пироговым, И.А.Ильиным и др.- считал духовновность человека одной из важнейших задач воспитания. В его трудах представлена динамика духовного и психо-физического развития ребенка, его душевной жизни и духовного созревания как предмет и область особой забот воспитателя. В своих работах он обращал внимание на необходимость светской педагогической культуры проникнуться тем пониманием личности, какое дает христианство, замечая, что речь идет не о том, чтобы искусственно связать истины православия с проблемами современной педагогики, а о том, чтобы раскрыть внутреннюю связь подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с тем глубоким пониманием человека, какое развивает христианство.

Эта идея В.В. Зеньковского приобрела особую актуальность в настоящее время, поскольку  именно глубокое понимание человека предопределяет содержание, структуру и технологию образовательного процесса. "Дух ", "душа", "духовность" - эти категории философской антропологии не могут быть за пределами внимания светской педагогической культуры, они должны занять должное место, как в методологии педагогической науки, так и в методологии образовательного процесса.

 

 

 

 

Основные  положения педагогической антропологии В.В. Зеньковского:

- учение об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и о ее иерархическом устроении;

- учение  о закрытости реального «я»,  его расхождении с эмпирическим;

- новое понимание  глубинной свободы духовной сферы,  не определяемой в актах выбора  эмпирического сознания;

- представление  о двух видах духовности;

- определение  детства как самоценного периода  человеческой жизни;

- учение  о внутренней логике духовной  жизни;

- значимость  жизни тела для духовного устроения  личности.

 

 

Подводя итоги в определении  методологических основ педагогической системы В.В. Зеньковского можно  определить, что он, проделав историко-философский анализ педагогических систем и опираясь на собственный педагогический опыт, установил понятие личности в качестве центрального понятия педагогики и цели педагогических усилий. Поэтому антропологический принцип, устанавливающий понятие личности, ее место, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах:

- установления  целей воспитания в качестве  исходного постулата педагогической  системы (не выводимость из  нее самой);

- системный  подход, решение педагогических задач в общекультурно-социальном контексте;

- антропологический подход к  решению самого широкого круга  проблем, связанных с педагогикой;

- приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами;

- обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.

 

Общим для светской и православной педагогических культур в представлении  сущности личности является признание  ее духовной составляющей, сопряженности  личности с системой мира, признание  свободы личности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании. Особенным - природное и смысловое значение понятия духовности, полная или частичная возможность познания духовной сущности личности, соотнесение духовной и нравственной составляющих в ее структуре.

Основные положения педагогической системы В.В. Зеньковского говорят  о необходимости обращения к  иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделении главных  основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного идеала (образа, ориентира), о необходимости и значимости целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка.

 

Антропологический принцип, устанавливающий понятие  личности, ее место в бытии, закономерности и возможности процесса ее становления, является центральным и связующим  принципом разработанной им педагогической системы, основанной на следующих методологических принципах: установления целей воспитания в качестве исходного постулата  педагогической системы (не выводимость  из нее самой); системный подход, решение педагогических задач в  общекультурно-социальном контексте; антропологический подход к решению самого широкого круга проблем, связанных с педагогикой; широкое использование современных научных данных в области человекознания; примат личностного подхода в видении педагогических задач; приоритетность воспитательных задач перед остальными педагогическими задачами; обращение к свободе педагога со вниманием ко всему лучшему в его взглядах.

Отличительные особенности антропологического подхода к процессу воспитания личности В.В. Зеньковского заключаются в следующем: в учении об органическом (целостном) характере духовно-душевной жизни и об ее иерархическом устроении; о закрытости реального «я», его расхождении с эмпирическим; новом понимание глубинной свободы духовной сферы, не определяемой в актах выбора эмпирического сознания; представлении о двух видах духовности; определении детства как самоценного периода человеческой жизни; учение о внутренней логике духовной жизни; значимость жизни тела для духовного устроения личности.

Основные  положения педагогической системы  В.В. Зеньковского говорят о необходимости  обращения к иерархии ценностей  в духовно-нравственной структуре  личности, выделении главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создании духовного  идеала (образа, ориентира), о необходимости  и значимости целенаправленного  внимания и педагогического воздействия  на развитие духовно-нравственной сферы  личности ребенка.

Методологические принципы процесса воспитания, на которых базируется теория воспитания по В.В.Зеньковскому: принцип религиозности педагогики, принцип приоритетности воспитания в педагогическом процессе, принцип комплексного подхода светской и церковной администрации к созданию православной школы на государственном уровне, принцип ориентации на формирование православной атмосферы в школе, принцип свободного религиозного самоопределения воспитанника и принцип дуалистичности свободы, способной привести ребенка, как к положительному поведению, так и к антисоциальному.

Я рассмотрела некоторые принципы Зеньковского:

  • принцип религиозности педагогики, как системообразующий по отношению к другим принципам процесса воспитания, 
  • принцип дуалистичности свободы, как определяющий нравственную сущность личности.  

Принцип религиозности  педагогики В.В.Зеньковского вытекает из антропологической концепции автора , в которой представлены сущностные (с позиций православной культуры)  аспекты личности. Автор выделяет следующие аспекты: неоднородность, иерархическая неравноценность, духовность и целостность человека. В концепции В.В.Зеньковского человек рассматривается как целостное иерархическое существо, состоящее из тела, души и духа. Автор считает, что «…равномерное развитие всех сил человека не наблюдается даже в физическом созревании человека. Путь человека не в том, чтобы все силы, присущие ему, развились да возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями». Одна сфера преобладает над другой: сфера души выше сферы тела, но по значимости уступает духу. Каждая из этих частей не может быть отделима от другой, и в этом заключается целостность личности.

Принцип дуалистичности свободы рассматривается В.В.Зеньковским с позиций наличия во внутреннем мире человека изначально, с момента его рождения добра и зла. В этой связи воспитание в ребенке свободы предполагает научение различать добро и зло. «Проблема воспитания добра или направления ребенка к добру есть не частичная проблема воспитания, а главная и основная проблема».  «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра, обеспечивание связи добра и свободы должно составлять цель воспитания: приспособление (функциональное, социальное и т. д.) к жизни имеет ведь чисто инструментальный характер. Добро в душе не рождается ни от физического здоровья, ни от хороших социальных навыков, ни от развития творческих сил: оно также невыводимо из периферии души, как ныне в психологии мышления признается сознание идей (в актах так называемой идеации) невыводимых из чувственного материала знания». В связи с этим автор вводит понятие «ограничение свободы» воспитания и полагает необходимым создание таких условий воспитательного процесса, когда позитивное поведение становится необходимым для личности. Воспитание ребенка в педагогике В.В.Зеньковского направлено на становление духовной жизни. Автор пользуется понятиями светлой и темной сторон духовной жизни человека как следствием дуалистичности свободы выбора человеком.


Информация о работе Педагогические идеи В.В.Зеньковского