Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:43, практическая работа
Внимание многих педагогов и искусствоведов занимали народные игрушки и игры как средство развития ребенка.
Народная игрушки
В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка — один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.
Появление первых игрушек объясняется тем, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. Изобретены они были в глубокой древности. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячелетия тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты — луки, стрелы, топорики, — предметы быта, посуда. Позже появились фигурки людей и зверей. Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки.
Названные пословицы в виде определенных языковых формул выполняют очень важную воспитательную функцию. В них, как аксиома, заключены неписаные законы, нормы, правила поведения. И кто не следует им, получает общественное порицание: он становится объектом осуждения группы людей или общества, где проходит трудовая или общественная деятельность. Именно поэтому каждый сознательный человек старается соблюсти нормы поведения, установившиеся в течение многих столетий.
Адыги издавна с особой теплотой и уважением относятся к женщине. В женщине они видят воплощение красоты, нежности, ласки, изящества, покорности, внимательности, теплоты.
В присутствии женщины мужчина не должен позволить себе громко говорить, при ее появлении он обычно встает, должен придерживать свою прыть, в ее присутствии неприлично совершать акты насилия. Адыгейка заслужила этого внимания своей красотой, грацией, умением держаться в обществе, ухаживать за гостем, гордостью и порядочностью.
Отношение к женщине, к матери, к жене, их положительные и негативные стороны разносторонне отразились в адыгейских пословицах и поговорках. Вот несколько примеров: Кто не уступает женщине, у того нет совести; За женщиной оставляют старшинство (т.е. первенство); Где женщина, там из ножны саблю не вынимают (т.е. в присутствии женщины неприлично драться); Ради женщины переносят большие трудности (т.е. женщине могут оставить мужчины все добытое богатство); Привычка матери - выкройка дочери; Мать считает, что она всегда мало делает для детей; Скажи устами матери, дари руками матери (т.е. скажи ласково, дари щедро); Здоровье мужа - заслуга жены, доброй и внимательной; У доброй жены плохой мужчина становится хорошим; Ищешь жену, ищи и родственников; Вместе с доброй женой в дом приходит счастье; У хорошей жены всегда стол накрыт (т.е. она готова к приему гостей); У хорошей жены муж розовощекий; У кого хорошая жена, у того всегда в доме радость; Хорошая жена - украшение семьи; У хорошей жены всегда есть запас (т.е. хорошая жена запасливая, экономная); Хорошая жена - основа семьи (и др.).
Адыги не идеализируют женщину, знают ее негативные стороны характера, отзываются о них неуважительно, мужчины требовательны к женщинам. Такой объективный подход, справедливая оценка поведения жены зафиксированы в пословицах. Например: Лучше имей целый аул врагов, чем жену - врага; Злая жена старит мужа; Злая жена гостя не угощает; Не ходи к тому, у кого злая жена и др.
Отношение адыгов к гостью всегда было изысканным, бережным, уважительным. Каждый адыг считает за честь иметь гостя. "Гость в доме адыга, как в крепости" - гласит народная мудрость. Все лучшее, что имеет хозяин, что он может достать в округе, предназначается гостью. Самая лучшая постель ему. Хозяин радушно принимает гостя и провожает его до границы своей территории, когда он отправляется в обратный путь.
Взаимоотношения между гостем и хозяином, нормы их поведения лаконично выражены и закреплены в пословицах и поговорках. Например: Где коновязь стоит, там и кунацкая найдется; Припаси для гостя, но не съедай, сказав, что он не придет; Самый бедный адыг и тот гостеприимный (т.е. пригласит в гости); Гостя адыги своей жизнью защищают (т.е. спасая жизнь гостя, готовы отдать свою жизнь); В доме, где нет гостя, там нет благословения; Дело гостя - когда прийти, а когда уходить - это дело хозяина; Гостю сопутствует счастье; Гость - прежде всего, он всегда на переднем плане; Гость приходит с определенными намерениями, просьбами; Гостя спрашивают о его просьбе только после трех дней его пребывания в доме; Гость после третьего дня пребывания у хозяина уже считается членом семьи; Гостя встречают по одежде, провожают по уму; и др.
Правдивость, верность слову высоко ценились в адыгском этикете. Ради выполнения обещанного, во исполнение данного слова адыг готов был нести любые испытания, даже отдать жизнь. Этот неписаный закон в характере, в поведении адыга закреплен в пословицах и поговорках. Человек, который не сдерживал своего слова, сурово осуждается людьми. О таких часто говорят: с ним не стоит связываться, не считают его за человека.
Приведем несколько таких изречений: Правда дороже золота; Если ты справедлив, то силен; И под саблей говори правду; Справедливый находит себе дорогу; У лжи ноги коротки (т.е. ложь не может существовать, она не имеет основы, по которой могла бы ходить); Правда - золото; Правда глаза колет и др.
Дружба - самое дорогое качество людей; она способствует преодолению любых препятствий вперед, поэтому адыги в беде никогда не оставят, всегда готовы прийти на помощь. Эта дружба прошла суровые испытания в борьбе с иноземными захватчиками, в ходе многолетних войн, когда адыги должны были отстаивать свою свободу и независимость, защищать родные земли. Идея дружбы отражена в многочисленных народных изречениях, среди которых: Друга проверяют в беде (т.е. друзья познаются в беде); Старый друг не станет врагом; Одежду - новую, друга - старого; Друга легко найти, да трудно его удержать; Чем иметь глупого друга, лучше иметь умного врага; Друг смотрит в лицо, а недруг - на ноги (т.е. врагу ты не приятен, поэтому не может смотреть в лицо); Лучше верный друг, чем плохой родственник; Где родни много, там и могила просторна (т.е. легче горе перенести); Твой друг - твое зеркало (т.е. твой друг такой же, как и ты); Друг в глаза говорит, а враг - за глаза; Дружба - дороже золотой горы; Дружба многих-победа и др.
Адыги издавна отличались трудолюбием, бездельников презирали. Детей своих воспитывали в духе трудолюбия, приучали их к физическому труду, вырабатывали у них трудовые навыки: мальчиков учили обрабатывать землю, ухаживать за животными, косить, собирать и складывать сено, плотничать, заниматься садоводством, кузнечному ремеслу. Девочек приучали к вышиванию, к приготовлению пищи, к умению ухаживать за гостем.
Сообразно образу жизни адыгов, отношению к труду, выработке навыков создавались пословицы и поговорки, которые воспитывались у подрастающего поколения уважительное отношение к труду, брали на вооружение знания, которые способствовали бы совершенствованию умений, мастерства в изготовлении предметов, вещей, сооружений, строений и т.д.
Следующие пословицы и поговорки разноаспектно показывают роль и место труда в жизни адыгов, как он облагораживает человека, как возвышает его в глазах окружающих.
Человек стоит того, что он заработал (т.е. человека ценят по результатам труда); Кто глубоко пашет землю, у того кипит просо (т.е. много проса); Человека возвышают его творения; В неначатом деле змея водится; Выполняй свою работу, не откладывая ее на потом; Без работы нет и отдыха; Работе нужны умения и возможности; Вместе и горы передвинешь; Упустишь работу на год, потом трудно наверстать ее; Каков работник, таков и урожай; То, что делаешь вовремя, доставляет удовольствие; Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня (т.е. не имей привычки откладывать дело на завтра и др.).
Вместе с уважительным отношением к труду и к его исполнителю - труженику адыги беспощадно порицали лодырей, бездельников, что нашло отражение в мудрых народных изречениях, правда, их намного меньше по сравнению с позитивными, например: Дерево, посаженное бездельником, сохнет; Вилами седлает коня (т.е. ничего не умеет делать); Труд возвышает человека, лень обесценивает (унижает) его; Кто стоит на берегу, тот всегда "искусный" гребец; По росе лодку гоняет (т.е. на словах мастер, а на деле пустой человек); Не поработаешь - горя наживешь.
Пословицы и поговорки - истинное проявление народного ума, мудрости, народной жизни с разносторонней наблюдательностью, народного характера, его психологии, образного мышления и восприятия окружающего мира, составляют важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры. адыгский фольклор пословица поговорка
Пословицы и поговорки, по содержащейся в них семантике, отражают разные стороны жизни народа, обычаи и традиции этноса, психический склад людей определенного этапа развития общества, диалектику природы, фиксируют закономерности мышления различных эпох. Они преимущественно имеют обобщенное значение, применимы ко многим обстоятельствам, явлениям, случаям. В связи с этим учителю необходимо довести до сознания каждого учащегося смысл изречения, используя конкретные факты, к которым они применимы. Без этого значимость их в речи может быть заметно ослаблена, так как их переносное значение в языке-источнике может восприниматься в народной речи как прямое. Поэтому важно правильно, методически верно, организовать работу по усвоению и уместному употреблению в речи пословиц и поговорок.
Информация о работе Педагогические средства народного воспитания