Педагогические технологии и инновации в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:09, контрольная работа

Описание работы

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.
Объектом написания данной контрольной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

Содержание работы

Введение.
Понятия « Педагогическая технология» и « инновация» в педагогике.
Понятие технологии обучения.
Классификация технологий обучения.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

                      ГБОУ  ВПО  Саратовский  ГМУ   им. В. И. Разумовского

                                         Минздравсоцразвития  России.

                                  Институт  сестринского  образования.

 

 

                Кафедра  философии, психологии  и  гуманитарных   наук.

                                    Зав. кафедрой  доктор  социологических наук

                                                              профессор  Андриянова  Е.А. 

 

 

 

 

                                КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

                по  педагогике  с  методикой   преподавания

Тема 12. «Педагогические  технологии  и  инновации

 в   обучении».

     

 

 

                                             Выполнила  студентка 4 курса, 

                                                    3 группы, з/о ИСО. Молоткова Т. С. 

 

 

 

 

 

                                                        Саратов  2013 год.

                                                              План.

Введение.

  1. Понятия  « Педагогическая  технология» и  « инновация»  в  педагогике.
  2. Понятие  технологии  обучения.
  3. Классификация  технологий  обучения.

Заключение.

  1. Список  используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.  
  Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.  
  Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.  
Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.  
  Объектом написания данной контрольной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия  « Педагогическая  технология»  и  « инновация»  в  педагогике.

  Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала ..., осуществляемую в процессе производства продукции», что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса.                                                                                          

  В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». 

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

  Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:  
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.  
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).  
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.). 

 

  Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

  Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

  Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Объектами инноваций являются следующие педагогические вопросы:

  • разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
  • обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
  • совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
  • проектирование новых моделей образовательного процесса;
  • обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
  • обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
  • разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновация – идея. На этом этапе инновация возникает в науке, мыслях и представлениях ученых и субъектов образовательного процесса. Возможно зарождение таких идей в общественном сознании группы людей (например, педагогических коллективов). Здесь определяется отношение идеи к той или иной стороне учебного процесс а, т.е. к актуальной практике. Устанавливается статус идеи в системе научных знаний, изучается характер ее отношения к реализованным педагогическим системам. Инновация на этом этапе - лишь идеальная модель видоизмененной и обновленной образовательной практики.

  Инновация – концепция. Здесь инновация развивается до уровня целостной, логически завершенной идеальной системы. В концепции содержатся теоретические положения (основания), принципы; формируется методическая система, с помощью которой идея реализуется на практике; определяются педагогические условия, обеспечивающие высокую эффективность. Идея – концепция создается педагогами-учеными. Концепция также устанавливает статус инновации в теории и практике обучения. Изучается вопрос о роли инновации в достижении общих целей учебно-воспитательного процесса, о границах применения (типы школ, классы, учебные предметы).

  Главные направления инновационных преобразований в педагогике: педагогическая система в целом; учебные заведения; педагогическая теория; учитель; обучаемые; педагогическая технология; содержание; формы, методы, средства; управление; цели и результаты. 
  Уровни нововведений:

  • низкий – инновации, предполагающие изменения в виде необычных названий и формулировок;
  • средний – изменение форм, не затрагивающее сущностей;
  • высокий – изменяющий систему или ее главные компоненты по существу.

  Чаще всего инновационной называют гуманистическую педагогику: она не требует внешней перестройки педагогической системы; эффект повышенного учебно-воспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы.

  Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

  Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

                              Понятие  технологии  обучения.

  Понятие «технология обучения» зародилось в США более 30 лет назад и быстро вошло в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса; сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

  В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

  Во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности технологии обучения: технология обучения - это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

  Первоначально  многие педагоги не делали  различий между понятиями «педагогическая  технология », «технология обучения  », «обучающая технология ».  Термин «педагогическая технология » использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Информация о работе Педагогические технологии и инновации в обучении