Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:34, доклад
Технологический подход ориентирован на оптимизацию процесса обучения, повышение его эффективности и качества. Рассмотрим это утверждение применительно к технологии модульного обучения (МО). Основными целями технологии МО являются: комфортный темп работы обучаемого; определение им своихвозможностей; гибкое построение содержания обучения; интеграция различных его видов и форм; формирование у обучающихся навыков самообразования и достижение ими высокого уровня конечных результатов (по П.А. Юцявичене). Последнее представляется главной, ведущей целью МО.
Технологический подход ориентирован
на оптимизацию процесса обучен
Основными целями технологии
МО являются: комфортный темп работы обучаемого; определение им своихвозможностей; гибкое пост
Эффективное осуществление обозначенных целей МО достигается на основе построения его с учетом конкретных методологических ориентиров, концептуальных идей и психолого-педагогических теорий. Анализ отечественной теории и практики МО показывает, что основными методологическими ориентирами в изучении сущности данной технологии и ее реализации являются такие общенаучные методологические принципы, как системный, деятельностный и личностный подходы.
В чем проявляется особенность технологии МО, исходя из названных методологических ориентиров? Какое значение это имеет для профессиональной деятельности преподавателя?
Технология обучения с
позиций системного подхода представляет
собой проект педагогической системы,
реализуемый в практике обучения.
Модульную организацию обучения
относят в свете данного
Социально-педагогические системы изначально являются целенаправленными. А вариативность подцелей и действий по их достижению делает их полифункциональными, гибкими и «независимыми» от внешней среды. Этими качествами характеризуются и модульные программы, и отдельные учебные модули.
Социально-педагогические системы
относятся к самоуправляемым
системам. Управление при модульной организации обучения
рассматривается как целенаправленная
деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающаяоптимальное функционирование
и развитие управляемой системы (субъекта, объекта), перевод
ее на новый,качественно более высоки
Цикл
управления преподавательским процессом вк
Преподавательский анализ применительно к (внутришкольному) управлению модульной организацией обучения направлен на изучение состояния, тенденций развития, объективную диагностическую оценку результатов собственной управленческой деятельности, фактических результатов преподавательского процесса, выработку предложений по поддержанию системы в заданном планом состоянии и в требуемом качественном уровне.
Целеопределение выступает как процесс модульного проектирования управления преподавательским процессом, направленным на формирование и развитие личности (обучаемого) на основе социального заказа. Это находит отражение в целостной модульной программе.
Планирование и прогнозирование при МО состоит в определении на основе преподавательского анализа зон ближайшего и перспективного развития ученика, преподавателя, коллектива, школы в целом.
Организация исполнения связана с исполнением модульных учебно-воспитательных планов, программ и собственных преподавательских решений.
Внутришкольный контроль в модульной организации обучения предполагает сбор информации, анализ и оценку (самооценку) собственной управленческой деятельности, фактических результатов обучения, воспитания и развития учащихся на диагностической основе.
Регулирование и коррекция при модульной организации обучения предполагают поддержание всей системы школы на заданном уровне, устранение отклонений в преподавательском процессе и деятельности ее участников, стабилизацию школьных показателей.
Ведущими компонентами в
педагогической системе являются, как
известно, ученик (коллектив учащихся)
и преподаватель (педагогический коллектив)
как существа сознательные и со
Вторым методологическим ориентиром в изучении и реализации технологии МО является деятельностный подход. С позиций деятельностного подхода обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся занимает в преподавательском процессе не только позицию объекта, но и позицию субъекта, усваивает материал в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта. В свете данного подхода учащийся должен учиться сам, а преподаватель – осуществлять мотивационное управление его учением, то естьмотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Обозначенный подход лежит в основе технологии МО: именно данная технология обеспечивает перевод обучения на субъект – субъектную основу, развитие мотивационной сферы ученика, его интеллекта, склонностей, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление и групповое управление учебно-познавательной деятельностью.
Третьим методологическим принципом
изучения модульной технологии, ее
проектирования и реализации является личностный подход. С позиций и в контексте личностного подхода рассматриваются индиви
Научные основы технологии МО составляют также следующие идеи и теории.
1. Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная отечественными психологами. При этом в центре внимания исследований технологии МО одно из ведущих понятий этой теории – ориентировочная основа деятельности.
2. Теория программированного
обучения (идея активности ученика, определенная логика и четкость его действий, постоянное подкрепление своих
действий на основе самоконтроля, индивидуа
3. Кибернетический подход обогатил МО идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящей в самоуправление.
4. Рефлективный подход к процессу обучения обогатил МО идеей рефлективного управления преподавательским процессом, связанного с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.
5. Теоретические идеи дифференциации, оптимизации, проблемности также интегрированы в основах МО, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
принципами модульного обучения являются:
1. принцип развития обучающимся
своей познавательной
2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3. принцип психологической
комфортности: создаются благоприятные
условия для учащегося в