Педагогическая технология-- совокупность
психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку
форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно-методический
инструментарий педагогического процесса.
Любая педагогическая
технология должна удовлетворять некоторым
основным методологическим требованиям
(критериям технологичности) :
Концептуалъностъ. Каждой
педагогической технологии должна быть
присуща опора на определенную научную
концепцию, включающую философское, психологическое,
дидактическое и социально-педагогическое
обоснование достижения образовательных
целей.
Системность. Педагогическая
технология должна обладать всеми признаками
системы: логикой процесса, взаимосвязью
всех его частей, целостностью
Управляемость предполагает
возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса
обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средствами и методами с целью коррекции
результатов.
Эффективность. Современные
педагогические технологии существуют
в конкурентных условиях и должны быть
эффективными по результатам и оптимальными
по затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает
возможность применения (повторения, воспроизведения)
педагогической технологии в других однотипных
образовательных учреждениях, другими
субъектами.
В теории и практике работы школ сегодня
существует множество вариантов учебно-воспитательного
процесса. Каждый автор и исполнитель
привносит в педагогический процесс что-то
свое, индивидуальное, в связи с чем говорят,
что каждая конкретная технология является
авторской. С этим мнением можно согласиться.
Однако многие технологии по своим целям,
содержанию, применяемым методам и средствам
имеют достаточно много сходства и по
этим общим признакам могут быть классифицированы
в несколько обобщенных групп (рис. 3).
По сущностным и инструментально значимым
свойствам (например, целевой ориентации,
характеру взаимодействия учителя и ученика,
организации обучения) выделяются различные
классы педагогических технологий:
Я считаю,что принципиально важной стороной
в педагогической технологии является
позиция ребенка в образовательном
процессе, отношение к ребенку со стороны
взрослых. Здесь выделяется несколько
типов технологий.Это авторитарные,дидактоцентрические,личностно-ориентированные,гуманно-личностные,технологии
сотрудничества,технологии свободного
воспитания, эзотерические технологии.
Гуманно-личностные
технологии отличаются прежде всего своей
гуманистической сущностью, психотерапевтической
направленностью на поддержку личности,
помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего
уважения и любви к ребенку, оптимистическую
веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Гуманно-личностная технология
Ш.А. Александрович — академик РАО, известный
советский и грузинский педагог — ученый
и практик. Разработал и воплотил в своей
экспериментальной школе педагогику сотрудничества,
личностный подход, оригинальные методики
обучения языку и математике. Своеобразным
итогом, идеологией его педагогической
деятельности является технология «Школа
жизни», изложенная в его «Трактате о начальной
ступени образования, построенного на
принципах гуманно-личностной педагогики».
Классификационные параметры технологии
Ш.А.Амонашвили По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая
+ религиозная. По основному фактору развития:
социогенная + биогенная. По концепции
усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры:
эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная,
светская с элементами религиозной культуры,
гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная.
По организационным формам: традиционная
классно-урочная с элементами дифференциации
и индивидуализации. По подходу к ребенку:
гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная,
игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая
на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации - Способствовать становлению,
развитию и воспитанию в ребенке благородного
человека путем раскрытия его личностных
качеств. - Облагораживание души и сердца
ребенка. - Развитие и становление познавательных
сил ребенка. - Обеспечение условий для
расширенного и углубленного объема знаний
и умений. - Идеал воспитания — самовоспитание.
Концептуальные положения - Все положения
личностного подхода педагогики сотрудничества
(п. 4.1). - Ребенок как явление несет в себе
жизненную миссию, которой он должен служить.
- Ребенок - высшее творение Природы и Космоса
и несет в себе их черты - могущество и
безграничность. - Целостная психика ребенка
включает три страсти: страсть к развитию,
к взрослению и к свободе.
Особую роль в технологии
Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности
ребенка. Использование отметки очень
ограничено, ибо отметки - это «костыли
хромой педагогики»; вместо количественной
оценки - качественное оценивание: характеристика,
пакет результатов, обучение самоанализу,
самооценка. Урок. Урок - ведущая форма
жизни детей (а не только процесса обучения),
вбирающая всю и спонтанную, и организованную
жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость,
урок - дружба, урок - творчество, урок -
труд, урок - игра, урок - встреча, урок -
жизнь.
Гуманно-личностный подход
ставит в центр образовательной системы
развитие всей целостной совокупности
качеств личности. Мера этого развития
провозглашается главным результатом
образования, критерием качества работы
воспитателя, руководителя, воспитательного
учреждения в целом. Такой подход обращает
учебное заведение к личности ребенка,
к его внутреннему миру, где таятся еще
не развитые способности и возможности,
нравственные потенции свободы и справедливости,
добра и счастья. Цель детского сада –
разбудить, вызвать к жизни эти внутренние
силы и возможности, использовать их для
более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход к ребенку в
учебно-воспитательном процессе – это
ключевое звено, коммуникативная основа
личностно ориентированных педагогических
технологий.Он объединяет следующие идеи:
• новый взгляд на личность как цель образования,
личностную направленность учебно-воспитательного
процесса; • гуманизацию и демократизацию
педагогических отношений; • отказ от
прямого принуждения как метода, не дающего
результатов в современных условиях; •
новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я - концепции.
Новый взгляд на личность представляют
собой следующие позиции: • личность проявляется,
выступает в раннем детстве, ребенок в
школе – полноценная человеческая личность;
• личность является субъектом, а не объектом
в педагогическом процессе; • личность
– цель образовательной системы, а не
средство для достижения каких-либо внешних
целей; • каждый ребенок обладает способностями,
многие дети талантливы; • приоритетными
качествами личности являются высшие
этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие,
совесть, достоинство, гражданственность
и др.).. Личностные отношения являются
важнейшим фактором, определяющим результаты
учебно-воспитательного процесса. Гуманное
отношение к детям включает: • педагогическую
любовь к детям, заинтересованность в
их судьбе; • оптимистическую веру в ребенка
сотрудничество, мастерство общения; •
отсутствие прямого принуждения; • приоритет
положительного стимулирования; • терпимость
к детским недостаткам.Демократизация
отношений утверждает: • уравнивание
воспитателя и ребенка в правах; • право
ребенка на свободный выбор; • право на
ошибку; • право на собственную точку
зрения; • соблюдение Конвенции о правах
ребенка; • стиль отношений воспитателя
и ребенка: не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять; не принуждать,
а убеждать; не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу
выбора. Ученье без принужденья. Основным
содержанием новых отношений является
отмена принуждения как негуманного и
не дающего результата средства. Проблема
– не в абсолютизации принципа, а в определении
разумной меры. Вообще воспитание невозможно
без принуждения: это есть усвоение системы
общественных запретов. Но наказание унижает,
угнетает, замедляет развитие, воспитывает
раба.Надо отойти от принуждения до таких
рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Ученье без отторженья характеризует:
• требовательность без принуждения,
основанная на доверии; • увлеченность,
рожденная интересным преподаванием;
• замена принуждение желанием, которое
порождает успех; • ставка на самостоятельность
и самодеятельность детей; • применение
косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального подхода
в том, чтобы идти в системе образования
не от учебного предмета к ребенку, а от
ребенка к учебному предмету, идти от тех
возможностей, которые необходимо развивать,
совершенствовать, обогащать. Новая трактовка
индивидуального подхода включает: •
отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности; • применение
психолого-педагогической диагностики
личности (интересы, способности, направленность,
Я – концепция, качества характера, особенности
мыслительных процессов); • учет особенностей
личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ
развития, его коррекция. Формирование
положительной Я-концепции личности. Я-концепция
– это система осознанных и неосознанных
представлений личности о самой себе,
на основе которых она строит свое поведение.
В детсадовские годы Я-концепция – основа
внутреннего стимулирующего механизма
личности. Положительная, мажорная Я-концепция
(Я нравлюсь, Я способен, я значу) способствует
успеху, эффективной деятельности, положительным
проявлен6ием личности. Отрицательная
Я-концепция (я не нравлюсь, не способен,
не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты,
способствует изменению личности в отрицательную
сторону. Личностный подход включает как
одну из важнейших задач формирование
у ребёнка положительной Я-концепции.
Для этого в первую очередь необходимо:
• видеть в каждом ребенке уникальную
личность, уважать ее, понимать, принимать,
верить в нее («Все дети талантливы» - вот
убеждение воспитателя); • создавать личности
ситуацию успеха, одобрения, поддержки,
доброжелательности, чтобы жизнедеятельность,
учеба приносили ребенку радость; «Учиться
победно!»; • исключить прямое принуждение,
а также акценты на отстаивание и другие
недостатки ребенка; понимать причины
детского незнания и неправильного поведения
и устранять их, не нанося ущерба достоинству,
Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох
его поступок»); • представлять возможности
и помогать детям реализовывать себя в
положительной деятельности «В каждом
ребенке – чудо; ожидай его!».