Педагогические технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:09, доклад

Описание работы

Педагогическая технология-- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Это авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные, гуманно-личностные,технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания, эзотерические технологии.

Файлы: 1 файл

Гуманно-личностная технология.docx

— 20.15 Кб (Скачать файл)

Педагогическая технология-- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

      Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) :

Концептуалъностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются различные классы педагогических технологий:

Я считаю,что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.Это авторитарные,дидактоцентрические,личностно-ориентированные,гуманно-личностные,технологии сотрудничества,технологии свободного воспитания, эзотерические технологии.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Александрович — академик РАО, известный советский и грузинский педагог — ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики». Классификационные параметры технологии Ш.А.Амонашвили По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + религиозная. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориентированная. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества. По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям. Целевые ориентации - Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. - Облагораживание души и сердца ребенка. - Развитие и становление познавательных сил ребенка. - Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. - Идеал воспитания — самовоспитание. Концептуальные положения - Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1). - Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. - Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. - Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

 Особую роль в технологии  Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает учебное заведение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель детского сада – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.Он объединяет следующие идеи: • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; • новую трактовку индивидуального подхода; • формирование положительной Я - концепции. Новый взгляд на личность представляют собой следующие позиции: • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность; • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; • личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает: • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; • оптимистическую веру в ребенка сотрудничество, мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; • приоритет положительного стимулирования; • терпимость к детским недостаткам.Демократизация отношений утверждает: • уравнивание воспитателя и ребенка в правах; • право ребенка на свободный выбор; • право на ошибку; • право на собственную точку зрения; • соблюдение Конвенции о правах ребенка; • стиль отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Ученье без принужденья. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема – не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба.Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения. Ученье без отторженья характеризует: • требовательность без принуждения, основанная на доверии; • увлеченность, рожденная интересным преподаванием; • замена принуждение желанием, которое порождает успех; • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; • применение косвенных требований через коллектив. Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает: • отказ от ориентировки на среднего ученика; • поиск лучших качеств личности; • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; • прогнозирование развития личности; • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция. Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В детсадовские годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлен6ием личности. Отрицательная Я-концепция (я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо: • видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение воспитателя); • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»; • исключить прямое принуждение, а также акценты на отстаивание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); • представлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!».

 


Информация о работе Педагогические технологии