Контрольная работа по теме «Педагогические
умения»
Педагогические умения представляют
совокупность самых различных действий
учителя, которые прежде всего соотносятся
с функциями педагогической деятельности,
в значительной мере выявляют индивидуально-психологические
особенности учителя (преподавателя) и
свидетельствуют о его предметно-профессиональной
компетенции. Говоря об умениях учителя
в целом, А.И. Щербаков, А.В. Мудрик считают,
что в собственно дидактическом плане
все они сводятся к трем основным:
«1) умению переносить
известные учителю знания, варианты
решения, приемы обучения и воспитания
в условия новой педагогической ситуации...;
2) умению находить для каждой педагогической
ситуации новое решение;
3) умению создавать
новые элементы педагогических знаний
и идей и конструировать новые приемы
для решения конкретной педагогической
ситуации» [1, с. 244].
Однако в наиболее полной
мере умения учителя представлены А.К.
Марковой. Выделим девять групп основных,
педагогических умений из всего набора,
описанного А.К. Марковой [2, с. 18-71].
Первая группа — умения
:
- увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
- при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели;
- изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
- конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;
- с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;
- предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.
Во вторую группу педагогических
умений А.К. Маркова включает три
подгруппы:
— умений, отвечающих на вопрос «чему учить»:
- работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный предмет (за счет использования понятий, терминов, дискуссий в соответствующей области наук);
- интерпретировать информацию, поступающую из газет, журналов;
- формировать у школьников общеучебных и специальных умений и навыков;
- устанавливать межпредметные связи и др.;
— умений, отвечающих на вопрос «кого учить»:
- изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников;
- изучать реальные учебные возможности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся;
- выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой, предвидеть возможные и учитывать типичные затруднения учащихся;
- исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
- проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности;
- умения учителя расширять поле для самоорганизации учащихся;
- работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы.
— умений, отвечающих на вопрос «как учить»:
- отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя;
- сравнивать и обобщать педагогические ситуации и комбинировать их, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к школьникам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность;
- находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.
Третью группу составляют
умения:
- использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;
- хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда;
- соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
- видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей;
- строить планы развития своей педагогической деятельности и др.
Четвертая группа умений —
это приемы постановки широкого спектра
коммуникативных задач; наиглавнейшее
из входящих в эту группу умений — создание
условий психологической безопасности
и реализации внутренних резервов партнера
по общению.
Пятая группа умений — это
приемы, способствующие достижению высоких
уровней общения. К ним относятся умение:
- понять позицию другого, проявить интерес к его личности;
- интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
- встать на точку зрения ученика («децентрация» учителя);
- создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека;
- владеть средствами, усиливающими воздействие (приемы риторики);
- преимущественно использовать организующие воздействия по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
- использовать демократический стиль руководства;
- владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика);
- быть готовым поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
- поддерживать равное отношение ко всем детям;
- отказаться от корпоративного стереотипа «учитель всегда прав»;
- с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий;
- воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
- не бояться обратной связи с учениками; действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.
Шестая группа — это прежде
всего умения:
- удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;
- реализовывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный (понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управленческий компоненты (воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но и на его мотивы, цели);
- управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер;
- воспринимать позитивные возможности, свои и учащихся, и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции;
- овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство);
- осуществлять творческий поиск.
Седьмая группа — умения:
- осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных;
- укреплять свои сильные стороны, устранять слабые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.
Восьмая группа объединяет
умения:
- определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года;
- определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года;
- выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному ученику для продвижения), определять причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход;
- поэтапно отрабатывать все компоненты обученности и обучаемости;
- стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа умений соотносится
с оцениванием учителем состояния
воспитанности и воспитуемости школьников:
- распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
- видеть личность ученика в целом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает;
- создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).
Текстуально точно приведенные
группы педагогических умений, по А.К.
Марковой, соотносятся с пятью выделенными
сторонами труда учителя: его деятельностью,
общением, личностью, обученностью и воспитанностью
школьников. Так, первые три группы умений
определяются как психолого-педагогические
(в них входят и предметно-методические
умения, но как производные). Они соотносятся
с педагогической деятельностью, и центральным
из них является умение учителя работать
в изменяющихся педагогических ситуациях,
учитывая индивидуально-психологические
особенности и развивая обучающихся в
процессе решения ими учебных задач;
Четвертая и пятая группы
педагогических умений А.К. Mapкова связывает
с «умением создавать
атмосферу психологической безопасности
для другого человека и в то же время обеспечивать
условия для самореализации его личности»
[2, с. 34]. Это самые разнообразные проявления
коммуникативных умений, в реализации
которых большую роль играет позиция учителя
как партнера в общении, его педагогический
такт.
Шестая и седьмая группы
педагогических умений, по А.К. Марковой,
обусловлены теми действиями, которые
необходимы для самореализации, самовыражения
и развития личности самого учителя. Вспомним
в этой связи общепедагогическое требование
постоянного роста и совершенствования
учителя как центральной фигуры образовательного
процесса. Восьмая и девятая группы характеризуют,
по А.К. Марковой, умения оценивать, прогнозировать,
стимулировать личностное развитие обучающихся,
диагностировать уровень их обученности.
Педагогические умения, по
А.К. Марковой, соответствуют разным
позициям учителя, где «профессиональные
педагогические позиции — это устойчивые системы
отношений учителя (к ученику, к себе, к
коллегам), определяющие его поведение»
[2, с. 9]. В педагогической деятельности
проявляются разные позиции учителя: субъекта
информации, предметника, методиста, исследователя,
организатора деятельности обучающихся.
В общении учитель выступает с позиции
организатора, партнера и фасилитатора
этого процесса.
Внутренняя связь понятий
«педагогическая направленность»,
«педагогическая центрация» и «педагогическая
позиция» позволяет говорить о их общей
соотнесенности с педагогическими действиями,
или умениями. В силу этого совокупность
профессионально-педагогических действий
всегда выявляет позиции (центрации, направленности),
и наоборот, педагогические умения репрезентируют
как саму личность учителя, так и его деятельность
и взаимодействие с обучающимися.
Реализуемая системой профессионально
ориентированных действий (умений)
педагогическая деятельность представляет
собой сложную функционально-операциональную
структуру, где существует неоднозначная
и неоднородная связь между функциями
и педагогическими действиями (умениями),
отражающими определенную позицию учителя.
Список использованной
литературы:
1. Возрастная и педагогическая
психология/Под ред. А.В.Петровского. 2-е
изд., испр. и доп. М., 1979.
2. Маркова А.К. Психология труда
учителя. М., 1993.