Педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста в трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Педагогические условия воспитания дошкольника в труде…………..4
2. Задачи трудового воспитания…………………………………………….6
3. Виды труда дошкольников………………………………………………..8
4. Формы организации труда………………………………………….…….10
5. Средства трудового воспитания……………………………………….…13
6. Заключение…………………………………………………………...…….14
7. Конспект непосредственной образовательной деятельности
во второй младшей группе «Бабушкины помощники» …………………16
8. Список литературы…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

контрольная работа по труду.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

 

 

                                       Средства трудового воспитания.

 

Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Такими средствами являются:

ознакомление с трудом взрослых;

обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

организация труда детей в доступном им содержании.

 

 

 

                                                 Заключение.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется введу его длительность, объём, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течении 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоёмкие виды труда – сгребание снега, вскапывание земли – требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащённое дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребёнка на другую деятельность. Для того, чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т.п.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особенно ценным является труд на воздухе.

Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи.

В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем то из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает своё отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

 

Содержание детского труда должно быть значимым для группы, всего детского сада. Тогда и отношение к нему будет более ответственным.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 во второй младшей  группе «Бабушкины помощники»

                                                  (трудовая деятельность).

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатам.

Интеграция областей:

1. «Труд»: Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материал к предстоящей трудовой деятельности. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

2. «Коммуникация»: Уточнить название и назначение предметов посуды. Развивать умение понимать обобщающие слова. Совершенствовать словарь двухсловных и трехсловных фраз. (Это чашка. Ложкой едят суп.) Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметных картинок. Автоматизация звуков в звукоподражании.

3. «Познание»: Развивать логическое мышление при складывании целого предмета из частей, различать пространственные направления от себя «справа-слева», «вверху-внизу».

4. «Социализация»: Формирование правил взаимоотношений в контексте развития детского труда.

5. «Безопасность»: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Словарная работа: закрепление названий посуды, связные ответы детей двухсловными и трехсловными фразами.

Демонстрационный материал:

два мольберта;

силуэт многоэтажного дома с окнами (прозрачными кармашками);

карточки с изображением посуды, мебели, одежды.

Раздаточный материал:

конверт с разрезными карточками посуды;

тазики, по 2 на каждого ребенка;

тканевые салфетки, по 2 на каждого ребенка;

маленькие кусочки мыла;

губка;

грязная кукольная посуда.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, напротив два мольберта. На одном – силуэт многоэтажного дома с окнами (прозрачными кармашками). На втором мольберте – картинки, с изображением посуды, одежды, мебели. Воспитатель показывает на силуэт дома.

Воспитатель: - Ребята, что это? /предполагаемые ответы детей (п.о.д.)/ (Это дом.)

Воспитатель: - Дом новый, жить в нем будет только посуда. Поможем заселиться посуде? /п.о.д./ (Да, поможем!)

Воспитатель: - Посмотрите на карточки с предметами. Возьмите одну с изображением посуды, назовите, что это и поставьте в любое окошечко.

(Ребенок берет карточку)

Воспитатель: - Что это? /п.о.д./ (Это кастрюля.)

Воспитатель: - Для чего нужна кастрюля? /п.о.д./ (В кастрюле варят суп.)

И так далее, пока все окошечки в доме не будут закрыты карточками.

Воспитатель: - Все окошечки заняты, все хозяева дома. Кто же живет в этом доме? /п.о.д./ (Ложка, чашка…и т.д.)

Воспитатель: - Каким словом можно назвать все эти предметы? /п.о.д./           (-Посуда.)

Речевая игра

«Говорящая посуда»

Воспитатель: - Подойдите все ко мне, встанем в круг. Мы знаем, что посуда умеет разговаривать.

 

- Как говорит чайник? (пффф-пффф)

- Как говорят блюдца? (дзззинь-дзззинь)

- Как говорит нож? (вжжж-вжжж)

- Как говорит кастрюля? (буль-буль)

- Как говорит сковорода? (тшшш-тшшш)

(Дети произносят подражательные звуки, мимикой и движениями изображая предметы посуды.)

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: - Кто там?

Открывается дверь, заходит младший воспитатель в костюме бабушки, с тазиком в руках и плачет.

Воспитатель: - Бабушка, почему вы плачете? Что случилось?

Бабушка: - Как же мне не плакать! Старая я стала, посуда в доме грязная!

Воспитатель: - Что нужно, чтобы посуду сделать чистой? /п.о.д./ (Инструменты.)

Воспитатель: - Какие нужны инструменты? /п.о.д./ (Тазики, губки, мыло, салфетки.)

Воспитатель: - Сколько возьмем тазиков? /п.о.д./ (Два тазика.)

Воспитатель: - Почему нужно взять два тазика? /п.о.д./ (В одном будем мыть, в другом – полоскать.)

Воспитатель: - Зачем нужна салфетка? /п.о.д./ (Вытирать тазики, вытирать стол.)

Воспитатель: - Зачем нужна губка? /п.о.д./ (Тереть посуду.)

Воспитатель: - Зачем нужно мыло? /п.о.д./ (Мылом помылим губку, оно убивает микробы.)

Воспитатель: - А теперь сядьте на стульчики, я покажу, как нужно делать все по порядку, чтобы посуда стала чистой.

Показ воспитателя.

Воспитатель: - Возьму один тазик, поставлю на стол, буду в нем мыть посуду, впереди него поставлю другой – в нем буду полоскать посуду. Принесу мыло, губку; положу с правой стороны, а салфеточки с левой. Налью в тазик воду, положу грязную посуду в таз с водой. Губку возьму в левую руку, намочу в воде, отожму. В правую руку возьму мыло, проведу мылом по губке – раз, два, три. Губка стала мыльной, положу мыло на стол. Достану чашечку с тазика, начну тереть чашку губкой: донышко, стеночку, ручку. Посуда стала чистая, но мыльная. Опущу чашку в другой тазик и прополощу ее. Чашка чистая, но мокрая, поставлю ее сушиться на салфетку. Пока чашка сушится, уберу все инструменты со стола. Возьму тазик, поднесу к ведру, наклонюсь и медленно солью воду в ведро, чтобы ни одна капелька не упала на пол. Уберу мыло, губку, вытру насухо салфеткой тазики и стол. Отнесу чистую чашку бабушке.

- Возьми, бабушка, чистую чашку, пей  чай на здоровье.

Бабушка: - Спасибо!!! А вы, ребята, сможете так чисто помыть посуду? У меня много грязной посуды (показывает на таз с грязной кукольно посудой).

Воспитатель: - Конечно, бабушка, ребята с удовольствием о тебе позаботятся!

- Дети, пройдите, найдите себе место  за столами, где будете работать. Молодцы! Все нашли себе место. Так что же мы задумали сделать? /п.о.д./ (Помыть посуду. Позаботиться о бабушке.)

Воспитатель: - Подойдите ко мне девочки и возьмите грязную чашку или тарелку (воспитатель предварительно из таза грязную посуду выставляет на поднос и ставит на стол) - А теперь мальчики. Что же вы приготовили? /п.о.д./ (Посуду.)

Воспитатель: - Грязная посуда – это материал. Что же еще нужно? /п.о.д./ (Инструменты.)

Воспитатель: - Идите и берите все инструменты, чтобы сделать посуду чистой.

Когда дети принесут все необходимые инструменты, воспитатель следит, чтобы дети правильно справились с заданием.

Воспитатель: - А теперь, ребята, мойте посуду, делайте ее чистой!

Воспитатель наливает воду в один таз, когда ребенок намылит чашку, сполоснет ее в тазу с мыльной водой, наливает воду во второй таз, где дети полощут чашку.

Информация о работе Педагогические условия воспитания детей дошкольного возраста в трудовой деятельности