Педагогические взгляды Г. С. Сковороды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:47, доклад

Описание работы

Педагогические взгляды Григория Саввича основаны на традициях народной педагогики. На основе народной мудрости он предлагает формировать у детей изучать природу, уважать и любить родителей, учитывать их наклонности и интересы. Большое значение он уделял семейному воспитанию, по его мнению, родители – это те, кто не только родили ребенка, но и уделяли своему чаду все свое свободное время, следовательно, они выполнили свою миссию данную богом. Фундаментом воспитания являются природные наклонности ребенка. Для этого надо создать те условия, которые будут помогать развитию его способностей [1].

Файлы: 1 файл

Педагогические взгляды Г.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические  взгляды Г. С. Сковороды.

Выдающийся  украинский философ, демократ и просветитель Григорий Саввич Сковорода (1722—1794) был  бесстрашным обличителем официальной  религии и мертвой церковной  схоластики. Хотя его мировоззрение  в целом было идеалистическим, в его взглядах имелось много материалистических элементов, которые роднят его с М. В. Ломоносовым. Г. С. Сковорода полагал, что «природа является всему началом, что она безгранична в пространстве и времени, не имеет ни начала, ни конца». Сковорода отрицал врожденные идеи, считал источником знаний окружающий мир. Он подверг резкой критике господствующие представления о воспитании. Одним из важнейших положений, которое он отстаивал, является утверждение о способности простого народа к самостоятельному педагогическому творчеству, о вреде механического заимствования чужеземных теорий.

В притче «Благодарный Еродий» он высмеивает стремление украинского  дворянства механически подражать  французам и немцам, рассказывает об обезьяне, которая дает своим  детям особое, не такое, как у простого народа, а «благородное» воспитание. Это воспитание осуществляется французскими учителями, обучающими мартышек говорить по-французски, петь, играть, танцевать, владеть светскими манерами, с тем чтобы они могли попасть в придворные к марокканскому владельцу.

В противовес мартышке, которая по-обезьяньи подражает  вкусам и требованиям марокканских властелинов (т. е. русских дворян), Скворода выводит простого, по-настоящему благородного аиста Еродия. Воспитывая своих детей, он старается спасти их от спеси, праздности, безнравственности, эгоизма.

Сковорода выступил, как и Руссо, с требованием  природосообразного воспитания, однако не считал первобытное состояние  людей идеальной формой общественной жизни, не идеализировал детской  природы и не требовал удаления детей от общества на лоно природы. Его мысль о необходимости строить воспитание в соответствии с природными особенностями детей имела положительное социальное содержание. Он требовал, чтобы людей предназначали к той или иной деятельности в соответствии с их способностями и интересами, а не в зависимости от их социальной принадлежности и положения в обществе.

Сковорода считал, что  воспитатель должен руководить воспитанием, а природные задатки детей  следует развивать путем упражнений и деятельности. В притче «Благодарный Еродий» аист говорит обезьяне: «Отец родил мне крыла, а я сам научился летать. Он вродил мне благое сердце, я же самовольно навыкаю».

Большое значение в  деле нравственного совершенствования  человека Сковорода придавал трудовому воспитанию. Он выдвинул передовые дидактические требования, настаивал на том, чтобы ученики понимали изучаемый материал, самостоятельно его продумывали.

Сковорода считал необходимым  дать образование всем детям и  был сторонником равного образования для мужчин и женщин.

Григорий Саввич был выдающейся и уникальной личностью и оставил "свой след" в просвещение России. Он был широко образованным человеком, еще в детстве Григорий обнаружил  в себе высокий интерес к знаниям  и хорошую память. В юности он мечтал продолжить образование за границей, поэтому охотно принял предложение о путешествии по Европе от генерала Вишневского. С огромным интересом изучал всё увиденное, хотя его знания не превышали среднего уровня. Тогда же он познакомился с философскими учениями Б. Спинозы и Р. Декарта, их идеи овладели его душой. Именно в те годы он стал активно увлекаться философией. С точки зрения Сковороды, нет непознаваемых веществ и явлений, все в мире подлежит познаванию и мысли. Также он считал, что человек должен найти внутри себя силы для самопознания. Высшая способность человека – это логическое мышление [2; 3].  
 
В его жизни значительное место занимали вопросы морали, именно поэтому иногда его называют преимущественно моралистом. Общение с простыми людьми (с казаками, крестьянами) помогало Сковороде овладевать большим жизненным опытом, который он позже отражал в произведениях. Основная цель педагогики Сковороды заключалась в идее трудового воспитания и всестороннего развития личности детей, независимо от заслуги и положения родителей. Он указал, что основными дидактическими требованиями является самостоятельное изучение учебного материала и его продумывание.  
 
Педагогические взгляды Григория Саввича основаны на традициях народной педагогики. На основе народной мудрости он предлагает формировать у детей изучать природу, уважать и любить родителей, учитывать их наклонности и интересы. Большое значение он уделял семейному воспитанию, по его мнению, родители – это те, кто не только родили ребенка, но и уделяли своему чаду все свое свободное время, следовательно, они выполнили свою миссию данную богом. Фундаментом воспитания являются природные наклонности ребенка. Для этого надо создать те условия, которые будут помогать развитию его способностей [1].  
 
Творческие произведения Сковороды: философские трактаты, байки, притчи, афоризмы – отражают ценностное отношения автора к великодушию, справедливости, сердечности, скромности, работоспособности. Эти качества личности необходимо воспитывать, а их наличие у педагога способствует успеху в воспитании. А такие качества как зависть, самодурство, лень, жестокость, чинопочитание, карьеризм, по мнению Сковороды, являются следствием неправильного воспитания.  
 
Взгляды Сковороды на воспитание детей направлены по трем основным ветвям [1].  
 
Первая – удачные роды. Еще до физического рождения ребенка, родители должны заняться его воспитанием. Это заключается в том, что будущая мать обязана носить ребенка, смотря лишь на добрые вещи и быть религиозно развитой.  
 
Вторая ветвь – уберечь ребенка от смертельных болезней, так как XVIII век славился высокой смертностью младенцев вследствие отсутствия элементарных медицинских знаний и гигиены.  
 
Третья ветвь – развить нравственные качественные личности. По его мнению, ребенок рождается уже с заложенным разумом, а его сердце нужно развивать, потому что из него вырастает душевная жизнь.  
 
Самое ценное в человеке для Сковороды – это разум – неотъемлемая часть всего целого. На равных ступенях стоят человек его сердце и неисчерпаемые мысли. Для процветания этого разума необходимо всецелое здоровье не только физического, но и духовного состояния.  
 
Человек в его понимании рождается для какой-либо деятельности, уже с определенными наклонностями и с религиозной внутренней сущностью. Если его развить и воспитать, то это и будет путь к счастью.  
 
Создавая модель совершенного общества и отношений между людьми на основе своего понимании Библии, Сковорода утверждает, что в современном обществе люди касаются не только социальных отношений, но и внутренних убеждении, которые могут не поддаваться страстям, а именно быть идеалом счастья истины и добра.  
 
Эти признаки рисуют нам Г.С. Сковороду истинным народолюбцем XVIII века, выдающимся историческим деятелем своей эпохи. Он показал себя как вольный мыслитель, реформатор и философ, совмещавший свою жизнь с учением. Его философские, педагогические, этические взгляды получили высокое распространение при жизни, но своего пика достигли после смерти.  
 
Сковорода внес существенный вклад в сокровищницу отечественной цивилизации. Он создавал песни, увлекался рисованием, играл на многих музыкальных инструментах, а самое важное создавал бесчисленные литературные, философские произведения. Имя его занимает место среди выдающихся ученых деятелей своего времени. Хотя Григорий Саввич был глубоко верующим, религиозность не мешала его внутренней свободе. А его учения о познании и природных склонностях актуальны и в наши дни. 


Информация о работе Педагогические взгляды Г. С. Сковороды