Педагогические взгляды Н. И. Пирогова (Л.Н.Толстого)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Биография Н.И.Пирогова
Взгляды Пирогова
Педагогические взгляды Л.Н.Толстого

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 30.86 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Педагогика»

 

Тема: «Педагогические взгляды Н. И. Пирогова (Л.Н.Толстого) »

 

 

 

Выполнила: Рябова Ю.С.

Студентка гр. 252–  н

Зачетная книжка № 12-5011

Проверила: Домнина  М.А.

«____»____________2013

_________________________

(оценка и подпись  преподавателя)


 

Красноярск 2013

План:

  1. Биография Н.И.Пирогова
  2. Взгляды Пирогова
  3. Педагогические взгляды Л.Н.Толстого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) –  уникальная личность в истории России. Он был российским хирургом и анатомом, педагогом, общественным деятелем. Он являлся основоположником военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондентом Петербургской АН (1846). Пирогов участвовал в боях за оборону Севастополя (1854 – 55), во франко-прусской (1870 – 71) и русско-турецкой (1877 – 78) войнах. Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.

Однако в 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В этой статье Пирогов обосновывал  свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка  еще с пеленок для той или  иной касты общества», спешили подготовить  его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо, прежде всего, обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании, как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Основой воспитания нравственного  человека он считал христианскую религию  и настаивал на необходимости  религиозного воспитания детей с  самого раннего возраста.

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов  считал той ступенью, с которой  начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой  строится дальнейшее школьное образование.

По его мнению, в семенном воспитании имеется больше возможностей, чем  в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его  особенности и склонности. Пирогов  призывал воспитателей и родителей  тщательно изучать духовный мир  ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н. И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление  воспитательной работы с детьми дошкольного  возраста в семье? Сам он дал этому  вопросу оригинальное решение: в  процессе семейного воспитания детей  дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «В ребенке, - писал Пирогов, - весьма рано развивается уже множество  различных способностей к реальному  образованию; понятие, например, о форме  и других чувственно-физических свойствах  предметов развивается уже в  нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное  основание к образованию. Как  близоруки наши воспитатели, видно  из того, что самый важный, самый  сильный рычаг первоначального  образования – детские игры –  остается почти в совершенном  бездействии в руках матери и воспитателей». Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.

Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы  воспитание и обучение проводилось  на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и  образования детей, выражавшегося  в том, что детям привилегированных  слоев общества с раннего возраста гувернеры прививали презрение  к родному языку и любовь к  иностранному.

Шестилетний возраст детей Пирогов  считал самым подходящим временем для  того, чтобы начинать обучение детей  грамоте. Исключение может быть сделано  для детей, имеющих слабое общее  развитие. Родителям и воспитателям надо наблюдать за ходом умственного  развития ребенка и в соответствующий  момент воспользоваться его интересом  к грамоте, чтобы начать систематическое  обучение.

Имя Н. И. Пирогова вошло в историю  развития мировой хирургической  науки, в историю развития русской  науки и просвещения. Будучи попечителем  Одесского и Киевского учебных  округов, Н. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководитель молодежи, он содействовал оживлению  Деятельности педагогических советов  гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем  в педагогической теории Пирогова, как уже указывалось, отразились и некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое  обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиозным  воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.

 

2.Взгляды Пирогова:

1. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

2. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

3.Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не  размышляя, живите так, как живется.

4.Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.

Он искренне стремился к осуществлению  в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное  образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Пирогов внес значительные  улучшения в работу педагогических  советов гимназий, расширил содержание  обсуждаемых вопросов, ввел в  систему доклады и обмен мнениями  по дидактическим вопросам, всячески  поощрял методические изыскания  учителей, рекомендовал взаимное  посещение уроков.

2. Основными дидактическими принципами  Пирогов считал осмысленность  обучения, активность и наглядность.

3.Требуя, чтобы учителя и руководители  прогимназий и гимназий хорошо  изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из  класса в класс производить  по результатам годовой успеваемости  учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.

4. К преподаванию в высшей  школе Пирогов предлагал привлечь  крупных ученых, рекомендовал усилить  беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары  и практические занятия и всячески  развивать у студентов навыки  углубленной самостоятельной работы.

 

 

 

3.Педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

Так же роль в развитии педагогики сыграл гениальный писатель, оригинальный мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Важнейшее место в педагогической теории Л. Н. Толстого занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л. Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «... Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Таким образом. Толстой в своем учении о свободе в воспитании отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей. 
 
Конечно же, идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание — организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой  считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории  народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен  и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес  учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.  Конечно же, в педагогических взглядах Л.Н. Толстого имеются глубокие противоречия, крайности. Однако в его педагогических высказываниях и педагогической деятельности было также много ценного, способствовавшего развитию оригинальной русской педагогики

Его громадная заслуга  в том, что он каждый самый, казалось бы, чисто педагогический вопрос (о  программе чтений, наказаниях и пр.) ставил резко, во всей его широте, не вне времени и пространства, а  в тесной связи с окружающей действительностью. Допустим, что Толстой неправильно  решал тот или иной вопрос, но он ставил его не как узкий специалист, а как “гражданин земли родной”, мучительно искал ответа на него и заставлял искать и читателя... Его влияние, несомненно, наложило свою неизгладимую печать на русскую педагогическую мысль.

 

 

  Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали  создания массовой народной школы и  внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские  педагоги выступали против механического  заимствования зарубежных педагогических систем и теорий.

 

Список литературы:

  1. История педагогики. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., Просвещение. 1981. 
  2. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.
  3. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1953.

Информация о работе Педагогические взгляды Н. И. Пирогова (Л.Н.Толстого)