Педагогический коллектив школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Особенности педагогического коллектива. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

Файлы: 1 файл

контрольная по пед.псих..docx

— 26.30 Кб (Скачать файл)

Педагогический  коллектив школы

Особенности педагогического  коллектива. Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова и других о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию.

Интеграция воспитательных усилий учителей была одной из важнейших  задач педагогики и школы в 1920-1930-е  гг. (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). "Должен быть коллектив воспитателей, - писал А.С. Макаренко, - и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" [1].

1 Макаренко А.С. Сочинения:  В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179.

Коллективом называется разновидность социальной общности и

совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих  друг с

другом осознающих свою принадлежность к данной общности и

признающихся его членами  с точки зрения других. В отличие от других

социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными

чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и

стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием

признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства

взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью

распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между

членами коллектива;

5) организованностью, то есть – упорядоченностью, подчиненностью

коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной

жизнедеятельности;

6) открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов;

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей

обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время имеет и

свои специфические особенности.

 

 

Идеи развития и сплочения  педагогического коллектива нашли  практическое воплощение в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Опыт Павлышской средней школы, изложенный в ряде работ В.А. Сухомлинского, подтвердил правомерность сформулированных им принципов коллективной организации деятельности учителей. В.А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы той или иной школы, а к оценке идей и концепций ее деятельности.

Педагогический коллектив  учителей является частью общественного  коллектива, куда входит составной  частью ученический коллектив. При  всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив  школы в то же время имеет и  свои специфические особенности.

Главная отличительная особенность  педагогического коллектива состоит  в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность  профессиональной деятельности педагогического  коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных  отношений, пониманием коллективной и  индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива.

Раскрывая главную особенность  педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды - формирование педагогической культуры родителей и общества в целом - становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Для многих учителей характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Учитель-исследователь сегодня - это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный сам осваивать, создавать и внедрять новые ценности и технологии.

Другая особенность педагогического  коллектива состоит в его высокой  степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому - деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций.

Как правило, функциональные обязанности членов педагогического  коллектива, его руководителей четко  определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов, если нет единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.

К числу особенностей жизнедеятельности  педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных  рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это  часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального  роста, духовного обогащения.

Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский  состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих  в нем. Женские коллективы более  эмоциональны, чаще подвержены смене  настроений, более конфликтны, чем  те педагогические коллективы, в которых  в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в  виду, что женщины по самой своей  природе более предрасположены  к воспитательной деятельности, более  гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

Исследуя влияние взаимоотношений  на стабильность педагогического коллектива, Н.С. Дежникова пришла к выводу о двустороннем характере этого взаимодействия. С одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, с другой - стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов.

[1]. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

 

Известно, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя, работая в

разных коллективах. Одни коллективы способствуют проявлению лучших

сторон личности человека, а другие сублимируют хорошее и подпитывают

плохое. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его

психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и

деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Именно

поэтому практическому психологу важно хорошо знать состояние

педагогического коллектива, уровень и динамику его развития.

В этой работе психолог сталкивается с проблемами психологического

консалтинга или психологией менеджмента. Сегодня в этом направлении

выражены два подхода: организационный и консультативный.

Организационный подход делает упор на изучение коллектива, социально-

психологических процессов происходящих в нем, планирование кадровой

стратегии. Сторонники этого подхода уделяют первостепенное внимание

проблемам личности руководителя, стилям лидерства, выясняют соответствие

поставленных задач возможностям работников. Их интересует социально-

психологическая атмосфера как фактор сплоченности и срабатываемости

коллектива в решении производственных задач.

Консультативный (индивидуальный) подход ориентирован на работу с

конкретной личностью в коллективе. Оно используется при подборе и

расстановке кадров, содействии их адаптации в коллективе,

совершенствовании межличностных отношений и самореализации каждой

личности.

Ни один серьезный психолог не станет недооценивать то колоссальное

влияние, которое способна оказать на общий настрой коллектива отдельно

взятая личность. В свою очередь, поклонники индивидуального подхода не

могут отрицать, что правильная организация труда, разумное сочетание

свободы субъекта с необходимостью коллектива, является ключом к

формированию здорового психологического микроклимата.

При органическом сочетании обоих подходов психолог решает следующие

задачи:__

- улучшение психологического климата в организации и повышение духа ее

сотрудников;

- совершенствование практики подбора кадров;

- модернизация организационной структуры;

- оказание помощи сотрудникам в развитии их способностей;

- сплочение коллектива в единую команду;

- формирование доброжелательной атмосферы в коллективе;

- помощь людям в преодолении стрессов;

- достижение соответствия между внутренним складом человека и его

работой (выработке индивидуального стиля деятельности);

- устранение конфликтов;

- снижение текучести кадров;

- оценка производственных программ с точки зрения психолога;

- проведение разумной кадровой политики;

- консультирование руководителей по психологическим аспектам

управленческой деятельности и др.

Каждый коллектив переживает периоды становления (новостройка или

смена состава), функционирования (когда на основе стабильных параметров

организован воспитательно-образовательный процесс) и развития (когда

прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в

противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями). Поэтому на

каждом этапе психолог решает специфические задачи, работая в тесном

контакте с администрацией учреждения.

Особо важным является период становления будущего коллектива, когда

он не является коллективом единомышленников, педагогическим ансамблем, а

лишь формальной группой, призванной совместными усилиями обучать и

воспитывать детей.

На этом этапе психолог оказывает помощь в создании модели будущего

коллектива, образа школы или детского сада, подборе и расстановке кадров.

Принципы подбора педагогов могут быть самыми разными: по возрасту, стажу,

уровню компетентности, личностным особенностям и т.д. Используя знания

социальной психологии, психолог может, участвуя в подборе кадров,

предвосхитить их психологическую совместимость, срабатываемость,

принятие определенного типа руководства и т.п. Для этого периода также

характерны несложившиеся связи и отношения, плохое взаимодействие,

отсутствие лидеров, способных вести за собой, небольшой опыт управления

данной структурой, слабое знание индивидуальных возможностей педагогов. В

этом случае важный смысл приобретает диагностическая и консультативная

работа психолога и адаптационный тренинг.


Информация о работе Педагогический коллектив школы